Ложный доминантсептаккорд по составу такой же, как и обычный доминантсептаккорд. То есть малый мажорный. Но строится он на шестой низкой ступени в мажоре или на шестой в миноре, в отличие от настоящего, который строится на пятой ступени.
Можно взять сначала ложный D7, потом переползти на обычный D7, потом разрешить в тонику. Можно ложный D7 разрешить сразу в кадансовый T64, потом перейти в тонику. Можно разрешить ложный D7 как настоящий D7 и остаться в новой тональности. Можно пойти еще дальше.... (Схемы - в предыдущем видеопосте про энгармоническую модуляцию через ложный D7). Примеры можно встретить в джазовой музыке, некоторых романсах, в симфонической музыке эрохи романтизма (19-начало 20 века), как следствие - в киномузыке.
А теперь коротко разберем, что же D7 из себя представляет функционально. Обычно именно с этого начинаются все пряснительные статьи в интернете с кучей латинских букв, цифр, и ещё каких-то закорючек. После этого устрашающего зрелища хочется заорать, и закрыть страницу в браузере. Да-да, даже мне, хотя сто раз проходила. Конечно, это всё верно. Происхождение ложного D7 - от DD7. То есть: такого же малого мажорного септаккорда, но двойной доминанты. То есть это доминанта к доминанте, которая строится на 2 ступени и в мажоре, и в миноре. Допустим: у нас до мажор. Вторая ступенька - это ре. Аккорд: ре, фа#, ля, до. Предположительно он разрешается в доминантовый соль мажор. Но мы не будем этого делать, а займёмся альтерацией. Ре подтянем вверх на ре диез, а фа спустим на фа бекар. И получаем ложный доминантсекунд аккорд - перевёртыш того самого ложного D7. Но функционально по нотному составу, по классическим законам аккорд остаётся тот же, просто добавляются знаки альтерации. Поэтому столько диезов-бемолей, и обозначение страшно выглядит. Это я привела в пример всего лишь до-мажор, а вы представьте, как это будет выглядеть например, в соль-бемоль или фа-диез мажоре. Кстати, альтерацию придумали для того чтобы усилить тяготение. Такой себе музыкальный глутамат натрия.
В джазе проще. Аккорды обозначаются удобными, читаемыми нотами. Альтерация там не играет такой роли, так как джазовое мышление предполагает независимость аккордов от центральной тональности. Там обозначение: нота плюс аккорд от нее. В то время, как в классике цифровка идет не от ноты, а от ступени по отношению к главной тональности.
Но и сейчас правила в современной академической музыке не такие строгие. Композитор обозначает аккорд так, как ему подсказывает его музыкальное воспитание. Если он в прошлом, например, гитарист, то по-одному обозначает. А если хоровик, то по-другому.
Поэтому, если не принципиальны обозначения, и функциональные тяготения, то ориентируйтесь по клавиатуре и дышите свободно! А если принципиальны - то любой учебник гармонии и статьи в интернете в помощь.