В нашем проекте CANLI многое остается за кадром. И хочется немного приоткрывать дверь в наши будни и делиться с вами здесь тоже. Вводим новую рубрику #заметкинаполях.
Сегодня расскажу о том, с чем столкнулись мы, и будут сталкиваться все, кто когда-либо захочет делать образовательные проекты по крымскотатарскому языку.
У нас нет единого свода правил, единого принятого и утверждённого всеми филологами по написанию слов. Если копнуть глубже в правила написания латиницей, то там отдельная глава филологических споров. Нет и все. Не смогли договориться наши филологи, два университета, две кафедры за 30 лет.
А что делать нам, энтузиастам? Сходить с ума и пить валерианку после каждого нового выпуска? Потому что обязательно кто-нибудь да приходит в комментарии и роняет свое пренебрежительное: с ума вы тут что ли, посходили? это не так пишется.
Речь не идет о новых словах, а о таком, например, самом народном и обычном, как колыбельная - айненни. Сейчас половина филологов готова меня покритиковать, потому что считает, что слово айнени пишется с одной буквой н. Если забить в гугл обе формы, вы найдете одинаковое количество материалов на оба написания. И как быть?
Мы обзвонили нескольких уважаемых и признанных филологов, посоветовались. В разных словарях тоже встречаются разные написания. Нет однозначного понимания. Я уже у себя в фб написала. И 27 комментариев в ответ от наших филологов и учителей тоже разделились. Так что же делать?
Пошли в фольклорные источники. Молодой исследователь Рефат Иззетов нашел издание 30-х годов авторства известного нашего композитора Асана Рефатова, в котором слово указано с двумя нн. Также в других музыкальных сборниках указано написание айнеННи.
Читать об Асане Рефатове: Моцарт из Бахчисарая
Некоторые специалисты предлагают считать правильным оба написания. Наверное, пока нет единого свода правила, так и будем делать. Мы же решили опираться на письменные памятники как источники, и указывать в своих материалах написание с двумя нн - айнеННи.
Скоро новый выпуск Йырлап Огрен, а пока давайте посмотрим предыдущие уроки.
Урок 3:
Урок 4: