В заявлении генерального прокурора есть ряд очень интересных моментов.
"В одном из болтов корпуса торпеды и резиновых прокладках, расположенных примерно в средней ее части, оказались микротрещины, которые повлекли утечку окислителя в торпедный аппарат, что и привело сначала к пожару, а затем и к взрыву. В результате следственного эксперимента установлено, что торпеда была разорвана давлением в 50 тыс. атмосфер."
"Генеральный прокурор подробно рассказал главе государства о расследовании, вручив ему почти 100-страничный доклад, подготовленный специально для Президента России.
"В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической (учебной) торпеды внутри четвертого торпедного аппарата", - заявил генпрокурор. После взрыва торпеды произошел взрыв в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке "Курска".
Владимир Устинов сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели атомохода "Курск" за отсутствием состава преступления.
По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления. Уголовное преследование этих лиц прекращено, отметил Владимир Устинов.
Инциденты с такими торпедами, что были на "Курске", происходили и раньше
Инциденты с торпедами, аналогичными взорвавшейся на АПЛ "Курск" 12 августа 2000 года, имели место и раньше, сообщил Владимир Устинов.
Он отметил, что этот вид торпеды был разработан в начале 1948 года, и с 50-х годов было создано семь разновидностей таких торпед калибра 533 и 650 мм. Самым опасным компонентом ее является перекись водорода, которая может быть источником возгорания с выделением высокой температуры. В торпеде содержится около тысячи литров перекиси водорода, передает ИТАР-ТАСС.
В 1966 году на подводной лодке С-384 Черноморского флота произошел аналогичный случай возгорания, когда возник пожар в торпедном отсеке.
В 1970 году на Тихоокеанском флоте произошел инцидент с такими же торпедами. Тогда жертвой пожара стал один человек.
В 1972 году на Северном флоте в поселке Рыбачий был зарегистрирован случай аварии с данными торпедами.
Всего за период с 1977 по 2001 год в ходе боевой подготовки было произведено 195 выстрелов такими торпедами. В 30% случаев происходили потери торпед по разным причинам.
Взорвавшаяся на "Курске" торпеда 6576А была учебной, то есть не содержала взрывчатого вещества. Инцидент с ней произошел "в результате нештатных процессов", сопровождавшихся сложной химико-физической реакцией.
Из-за чего произошел взрыв - выводы комиссии
Учебная торпеда, взорвавшаяся в четвертом торпедном аппарате "Курска" имела срок службы до 2016 года. По словам генпрокурора, торпеды подобного типа уже сняты с вооружения российского ВМФ.
"Первичный импульс, инициирующий взрыв практической торпеды, возник в результате нештатных процессов, произошедших внутри резервуара окислителя этой торпеды", - рассказал Устинов. Процессы носили сложный физико-химический характер, заметил генпрокурор.
"Катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в месте расположения учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата", - заявил генпрокурор.
Второй взрыв, сообщил он, произошел в 11 часов 30 минут 44,5 cекунды, то есть примерно через две минуты после первого.
Второй взрыв привел к полному разрушению носовой оконечности "Курска", конструкций и механизмов его 1-го, 2-го и 3-го отсеков. В результате второго взрывного воздействия смерть всех моряков-подводников, тела которых в последующем были извлечены из 2-го, 3-го, 4-го и 5-го-бис отсеков, наступила в короткий промежуток времени - от нескольких десятков секунд до нескольких минут."
Итак:
1. Торпеды с перекисью эксплуатируются с 50-х годов, т.е. 70 лет и не было ни одного случая детонации перекиси. С конкретным типом торпед было 3 случая и все они закончились возгоранием.
2. Перекись от 100 до 93% детонирует, но только при взрыве довольно мощного детонатора или очень мощного воздействия, 92% детонирует не полностью, а меньшие концентрации не детонирует вообще.
3. Перекись может детонировать если концентрация органического вещества, спирта или керосина будет достигать 5,5 или больше процентов. При том что в торпеде Кит содержится около 1000 литров перекиси, в бак с перекисью должно попасть не менее 55 литров керосина и он должны быть хорошо перемешан с перекисью. При этом так же должно быть внешнее воздействие. При концентрации органического вещества больше 5,5% перекись детонирует легко.
4. Могла ли перекись начать разлагаться от нагрева? Да, но есть и возражения.
Вывод: заявление об самопроизвольной детонации перекиси в баке окислителя без внешнего воздействия и попадания туда значительного количества керосина выглядит совершенно абсурдно. Противоречит этому и вся история эксплуатации перекисных торпед. Версия (отдельных лиц) о протечке керосина и перекиси в турбину с последующей детонацией выглядит не убедительно, так как скорей должно было произойти возгорание, а не детонация. Версия с внешним пожаром вроде бы подтверждается, но есть много вопросов.
Разработчики торпеды говорят о внешнем воздействии:
"Взрыв компонентов топлива торпеды 65-76, в результате которого погибла атомная подводная лодка "Курск", мог произойти только в результате внешнего воздействия на торпеду, заявил "Интерфаксу" директор ЦНИИ "Гидроприбор" Станислав Прошкин.
"Мы объективно считаем, что было внешнее воздействие на торпеду, - сказал он, - есть информация о том, что это мог быть локальный пожар".
В частности, отметил Прошкин, "сверху на торпеде перед балластной цистерной имеются изменения структуры металла от температурного воздействия". По данным исследования, проведенного ЦНИИ "Прометей", имеющего самых компетентных специалистов в области материаловедения, получены "четкие оценки этой температуры - 550-570 градусов по Цельсию".
На АПЛ "Курск" имелись две автономные, независимые системы контроля. "И любое событие, связанное с повышением давления внутри резервуарного отсека, повышение температуры перекиси, повышение уровня кислорода в зазоре между торпедой и торпедным аппаратом регистрируется", - добавил Прошкин.
"Если отмечено повышение температуры в торпедном аппарате или на стеллаже, экипаж имеет шесть часов для того, чтобы справиться с этой аварийной ситуацией, - сказал он. - В том числе с помощью специальной системы слива перекиси за борт, если отмечено повышение температуры торпеды на стеллаже. В случае возникновения пожара на лодке имеется мощнейшая система пожаротушения, которая мгновенно сбрасывает десятки тонн воды. Если торпеда в торпедной аппарате - она просто выстреливается, и водная среда ее локализует".
Глава "Гидроприбора" также назвал абсурдной версию о том, что причиной теплового взрыва торпеды могло быть нарушение ее герметичности в результате якобы произошедшего при погрузке падения. "При испытании торпед мы бросаем такую торпеду с высоты 10 метров на плиту, на рельс и штырь, - заметил он, - и аварийных ситуаций не было"
Во-первых, до выстрела перекись находится не под давлением. Во-вторых насколько известно корпус торпеды и бак окислителя это не одно и то же. Большое количество перекиси через микротрещину утечь не могло. При протечке через микротрещину перекись скорей всего должна активно разлагаться так как железо является катализатором разложения перекиси, т.е. вытекать из торпеды должна была уже вода или слабо концентрированная перекись. Есть вопросы и к этой самой микротрещине в болте. Я не понимаю как она могла там образоваться, ведь нагрузка идет поперек, а не вдоль болта. К тому же течь должны были заметить еще при погрузке, на стеллажах или хотя бы при заряжании в торпедный аппарат. Если в торпедном аппарате произошел пожар то экипаж не мог этого не заметить, торпеда аварийно выбрасывается, кроме того для прогрева торпеды требовалось бы довольно много времени, она весит 4,45 тонн, помимо этого должны быть и аварийные клапаны сброса давления из баков при разложении перекиси. Почему торпеда обгорела только сверху и в центре, пожар получается каким то очень локальным. Версия следствия очень спорная на мой взгляд и допускает какое то очень большое стечение плохих обстоятельств. Есть и еще один момент. Черный ящик записи переговоров был отключен. Является ли это совпадением или это было сделано намеренно?
Выводов из этой истории может быть два:
1. столкновение с подводным объектом или взрыв торпеды противника. Версия того что торпеда противника пробила 2 корпуса Курска и взорвалась внутри на мой взгляд маловероятна, дело в том что обычно торпеда имеет два взрывателя не контактный и контактный, при попытке пробить корпус подлодки может произойти смятие торпеды так как скорость ее не велика, а стенки тонкие и в таком случае БЧ может вообще не взорваться. Я в эту версию не верю. Более того если посмотреть на фотографию ни какого аккуратного круглого отверстия нет, там отлом куска стали. Самое главное в том что с внутренней стороны нет ни какого отверстия — эта версия фейк.
2. диверсия, которая привела к взрыву топлива в учебной торпеде. Цель диверсии снять с вооружения России очень опасные (для США) и очень мощные торпеды 650 калибра, в т.ч. и с ядерной БЧ. Косвенным доказательством может служить фактическое разоружения ядерного флота под видом принятия на вооружение новой ракеты "Булава" которая оказалась в 2-3 раза слабее чем ее предшественница и ее модернизированный вариант Барк. Принятие Булавы вызвало целый скандал, а тут один взрыв и все торпеды сняты с вооружения. Самое интересное и то что на новых АПЛ насколько известно ни каких торпед 650-мм нет. Ни перекисных, ни электрических, ни тепловых.
650-мм торпеды очень хороши, поскольку имели большую дальность при максимальной скорости, а так же могли доставить большую БЧ. Кроме того она имеет большую ГСН, т. е. захват происходит на большей дельности. Стреляя с 50-80 км лодка после захвата торпедой цели может уйти да же не будучи обнаруженной. Идеальное средство против авианосца. Выгодность 650-мм торпед еще и в том что по ряду данных мы к сожалению несколько отстаем от стран НАТО в характеристиках торпед (скорость, дальность, глубина применения) больший размер позволяет превзойти по характеристикам торпеды противника.
Да и мощные Граниты сняты или почти сняты с вооружения. С АУГ нам бороться фактически нечем, распиаренные Калибры хороши только против крейсеров, они слишком мелкие для серьезных целей. Т.е. может быть гибель Курска это случайность, но это очень удачная случайность для реформаторов, настолько удачная что если бы она не случилось то ее им стоило бы придумать.
3. Комбинация двух версий. Столкновение с подводной лодкой США и по договоренности в рамках разрядки снятия торпед с вооружения в обмен на компенсацию. Можно вспомнить абсолютно дикую историю с орбитальной станцией МИР, которая была еще более чем исправной и в хорошем состоянии, но ее затопили под предлогом отсутствия финансирования и технической обветшалости да же не сняв с нее 2-3 новых модуля. При этом на МКС у нас до недавнего времени вообще не было научных площадей, а платили мы все это время за нее в 3 раза больше. На этом фоне претензии к не окупаемости МИР, которая была в несколько раз выгоднее МКС, выглядят как циничная ложь. Если начало и середина 90-х выглядели просто как крах всего, то в конеце 90-х - 00-х вообще происходило много странных событий которые подозрительно напоминали ускоренное доламывание всего советского. Российские же аналоги выглядели на фоне советских дорогими и убогими клонами западных изделий.
#АПЛ Курск #гибель курск #торпеда кит