Найти тему
джазовые пластинки

Трио: Джин Крупа

К середине пятидесятых годов понятие 'джазового трио' оказалось равноценно понятию 'фортепианного трио', включавшего в себя пианиста, контрабасиста и барабанщика, под квартетом стало подразумеваться фортепианное трио с солирующим, зачастую духовым инструментом, квинтет - такое же трио, только с трубой и саксофоном. Однако так было далеко не всегда - в новой серии текстов под заголовком 'трио' речь пойдет про ключевые в истории джаза коллективы, состоящие из трех музыкантов.

Две фундаментальных для жанра группы собрались еще в середине тридцатых годов - пианист Нэт Кинг Коул взял себе гитариста и контрабасиста, Бенни Гудман же, руководивший на тот момент популярным оркестром, к своему кларнету добавил барабаны и фортепиано.

Квартет Бенни Гудмана середины тридцатых - в трио входили те же музыканты, за исключением вибрафониста Лайонела Хэмптона
Квартет Бенни Гудмана середины тридцатых - в трио входили те же музыканты, за исключением вибрафониста Лайонела Хэмптона

Малый состав Гудмана привлек внимание публики в первую очередь тем, что место за фортепиано занял черный музыкант, Тедди Уилсон - ту группу принято считать первым межрасовым джазовым коллективом. Как известно, кларнетисту этого было мало и спустя некоторое время он расширил звуковой диапазон группы за счет другого выдающегося черного артиста, вибрафониста Лайонела Хэмптона, чем вызвал еще больший ажиотаж в среде консервативного большинства.

Трудно переоценить значение, которое имел столь смелый поступок Гудмана, однако за исторической значимостью нередко теряется собственно музыкальная составляющая - записи малых составов Гудмана середины тридцатых годов являются основополагающими для джаза в целом.

'Body And Soul / After You've Gone' в исполнении трио Бенни Гудмана, запись 1935 года
'Body And Soul / After You've Gone' в исполнении трио Бенни Гудмана, запись 1935 года

Легенда гласит, что незадолго до того, как отправиться в турне по западному побережью США, которое сделает его знаменитым, Бенни Гудман был в гостях у семейства Реда Норво - Милдред Бейли в Квинсе. Среди приглашенных была кузина Милдред, барабанщица, знаменитый продюсер Джон Хаммонд и пианист Тедди Уилсон, на тот момент руководивший аккомпанирующим составом Билли Холидей. Глубокой июньской ночью Уилсон и Гудман стали импровизировать - в качестве барабанов кузина Милдред использовала чемодан. Результат был, очевидно, впечатляющим.

Надо сказать, что трио Гудмана не было первым подобным составом в истории джаза - в двадцатых кларнетист Джонни Доддс сделал несколько записей в компании Лил Армстронг (фортепиано) и Бада Скотта (гитара), сам же Гудман исполнил авторскую тему 'Clarnetitis' еще в 1927 году, выпущенную лейблом Vocalion.

Именно благодаря этой несомненно прогрессивной для своего времени записи можно услышать насколько трио Гудмана - Уилсона - Крупы отличалось от трио Гудман - Штитцель - Консельман - про фамилии, разумеется, шутки излишни.

Надо понимать, что речь безусловно не в новаторстве сочетания инструментов, звуков, специфике формата - трое музыкантов попросту были ведущими музыкальных силами середины тридцатых годов. Если запись 'Clarnetitis' полностью соответствует заявленному 'clarinet solo, with piano and drum', то сказать подобного про 'Body And Soul' нельзя - проникновенный стандарт тридцатого года скорее напоминает беседу двух у третьего дома.

Несмотря на заметный успех четырех мелодий, записанных в 1935 году все наследие трио в результате свелось к примерно десяти запечатленным темам, шесть из которых были собраны на десятидюймовке 'Benny Goodman Trio' на RCA Victor (с желтой обложкой).

Пластинки, на которых можно услышать трио Гудмана - Уилсона - Крупы
Пластинки, на которых можно услышать трио Гудмана - Уилсона - Крупы

На удивление легендарные записи не слишком часто переиздавались и доступны в своем полном объеме в первую очередь на CD - в большинстве случаев их объединяют с записями других малых составов Гудмана.

К началу 1938 года творческие расхождения Крупы и Гудмана достигли предела - красавчик за барабанами привлекал все большее внимание публики, его сольные номера вроде знаменитой 'Sing Sing Sing' получали продолжительные овации, во время которых лидер-кларнетист, очевидно, не знал куда себя деть.

Конфликт разрешился вскоре после одного из наиболее знаменитых концертов в истории джаза, выступления оркестра Бенни Гудмана в Карнеги-Холле в январе того же года - выпалив пару нелицеприятных в лицо бендлидеру Крупа покинул оркестр и вскоре был успешно заменен на менее яркого, однако безупречно вписавшегося в концепцию как биг-бенда, так и квартета, Дейва Тафа.

Воссоединившийся в 1963 году квартет, во время записи альбома 'Together Again!' для RCA Victor
Воссоединившийся в 1963 году квартет, во время записи альбома 'Together Again!' для RCA Victor

Для Крупы не составило большого труда собрать успешный большой состав, однако новых записей в трио пришлось ждать почти десять лет - в середине сороковых он предложил наиболее яркому солисту оркестра саксофонисту Чарли Вентуре и пианисту Тедди Наполеону устроить трио.

В то время биг-бенд Крупы включал в себя струнные и вокальную группу в духе оркестра Томми Дорси, в котором Крупа проработал несколько месяцев, поэтому подобное решение могло показаться неожиданным - первыми двумя записанными мелодиями оказались 'Dark Eyes' ('Очи черные', по-нашему) и все та же, в очередной раз пересмотренная 'Body And Soul'.

Любопытно, что на протяжении двадцати лет существования трио Джина Крупы, будь то оригинальный состав Гудмана середины тридцатых, или последняя итерация с Эдди Шу в 1954 году, в ход шли одни и те же, неоднократно исполненные и записанные прежде мелодии, что с одной стороны дает возможность сравнить определенную стилистическую эволюцию, с другой создает невообразимую путаницу в дискографии музыканта.

Джин Крупа в проектах Нормана Гранца

Очевидно, что последний человек к которому стоит обращаться с просьбой 'разобраться в музыкальном наследии' это продюсер-основатель Clef, Norgran и Verve Норман Гранц. Большой любитель заработать доллар-другой с переупаковки старых мелодий в новую обертку Гранц тем не менее помогает начертить разделительную линию - до него барабанщиком занимался почти исключительно лейбл Columbia.

Четыре записи 'Body And Soul', сделанные трио Джина Крупы в течение 1945-1946 годов
Четыре записи 'Body And Soul', сделанные трио Джина Крупы в течение 1945-1946 годов

Например, обсуждаемая 'Body And Soul' была записана трио Джина Крупы за два года аж четыре раза - дважды в студии, два раза на концертах, сначала в Town Hall, затем в рамках проекта Jazz At The Philharmonic. И если студийная запись 1946 года на виниле по всей видимости не выпускалась, то мартовскую сессию 45-го Columbia добавляла на издания разного веса и размеров, от EP до полноценных бокс-сетов.

В качестве ответа на справедливый вопрос 'стоит ли игра свеч' пятиминутная концертная версия с подменяющим Тедди Наполеона пианистом Джорджем Уолтерсом. Ничем иным, кроме как шедевром ее назвать сложно.

Гранц же запечатлел трио Джина Крупы еще в 1946 году в рамках своего проекта Jazz At The Philharmonic, потрясавшего Америку в третий год подряд. Записи с того выступления попали на альбом 'At The Philharmonic', выпущенный Mercury (а потом доступный и на Clef / Verve) в начале пятидесятых - судя по всему, ранее, на шеллаке, записи не выходили.

Первая пластинка Джина Крупы у Нормана Гранца. Концертные записи 1946 (одна 1952) годов, выпущенные впервые на Mercury в 1952 году
Первая пластинка Джина Крупы у Нормана Гранца. Концертные записи 1946 (одна 1952) годов, выпущенные впервые на Mercury в 1952 году

К слову, на одну полку с другими альбомами оформленными легендарным Дэвидом Стоуном Мартином пластинка не встанет - DSM заказал рисунок Элизабет Даубер.

А вот для вышедшей в скором времени десятидюймовки со студийными записями 1952 года Мартин выдал обложку сам, пусть и куда менее запоминающуюся. Спустя несколько лет шедевры с маленькой пластинки благополучно объединили с сессией Крупы в секстете в альбом 'Drum Boogie', по традиции сменив рисунок на фотографию.

Пластинка же слева оказывается по сути единственным полноценным альбомом классического трио Крупы (Вентура - Наполеон) и настойчиво требует места в коллекции.

Слева десятидюймовый альбом 'The Gene Krupa Trio', справа - LP 'Drum Boogie', куда входят композиции с маленькой пластинки
Слева десятидюймовый альбом 'The Gene Krupa Trio', справа - LP 'Drum Boogie', куда входят композиции с маленькой пластинки

Несколько схожим образом Гранц обошелся и с другим выступлением трио Джина Крупы в рамках Jazz At The Philharmonic, на этот раз в Карнеги-Холле в 1952 году. Изначально записи попали в бокс-сет 'Jazz At The Philharmonic Vol. 15' (нумерация Гранца, ?!), после чего были благополучно вынуты и дважды принаряжены в другие обложки - любопытно, что на LP с названием 'The (Original) Drum Battle' реальное барабанное сражение случается лишь однажды, на остальных же темах Крупа и Рич попросту не пересекаются.

Концерт трио Джина Крупы в Карнеги-Холле в 1952 году в разных изданиях
Концерт трио Джина Крупы в Карнеги-Холле в 1952 году в разных изданиях

Случившееся же на следующий год выступление JATP в том же Карнеги-Холле примечательно тем, что пианист Оскар Питерсон отвечал сразу за два формата джазовых трио - бенд Джина Крупы с Бенни Картером на альт-саксофоне и свое собственное, с гитаристом Хербом Эллисом и Рэем Брауном на контрабасе.

Бокс-сет 'Jazz At The Philharmonic Vol. 16'
Бокс-сет 'Jazz At The Philharmonic Vol. 16'

Крупа же по всей видимости так выделялся, что в иллюстрации к четырехпластиночному бокс-сету за авторством все того же DSM нашлось место для его фотографии.

Те же трио были обречены произвести фурор и в Японии в ноябре того же года - впрочем, американская публика смогла ознакомиться с выступлением лишь двадцать с лишним лет спустя, когда Норман Гранц дал старт новому джазовому начинанию, названному в честь дорогого друга Пабло Пикассо.

Бокс-сет о трех пластинках с выступлениями JATP в Японии в ноябре 1973 года
Бокс-сет о трех пластинках с выступлениями JATP в Японии в ноябре 1973 года

На мой скромный взгляд, эти записи заметно уступают тем минутам, что удалось запечатлеть в середине сороковых - артистов невозможно упрекнуть в отсутствии музыкального вдохновения, однако вполне допускаю, что сама идея, формат JATP к тому моменту себя в некотором роде исчерпал, и мог продолжать существовать в том числе благодаря подобным выступлениям за океаном.

Своеобразным же подведением итогов трио Джина Крупы можно считать записанный в 1954 году студийный альбом 'The Rocking Mr. Krupa'.

Выпущенная на лейбле Clef пластинка 'The Rocking Mr. Krupa', позже известная как 'Sing Sing Sing'
Выпущенная на лейбле Clef пластинка 'The Rocking Mr. Krupa', позже известная как 'Sing Sing Sing'

На пластинке уместилось восемь композиций, большая часть из которых исполнялась Крупой еще в тридцатых-сороковых годах, место Чарли Вентуры занял другой мультиинструменталист Эдди Шу, свободно владеющий, как трубой, так и аккордеоном, за фортепиано же оказался все тот же давний коллега Крупы Тедди Наполеон.

Что любопытно, при переизданиях пластинка не только была названа по одному из хитов барабанщика 'Sing Sing Sing', но и в качестве исполняющего состава был указан оркестра Джина Крупы, что, как подтверждает в тексте на обороте сам продюсер Clef Норман Гранц, не соответствует действительности.

Впрочем, как отмечал Бенни Гудман в далеком 1935 году Тедди Уилсон один звучит, как оркестр - возможно именно к этому, спустя двадцать лет, все так же продолжались стремиться музыканты на записи.

-12

К альбомам Крупы в трио можно было бы добавить и своеобразный альбом-посвящение Бенни Гудману середины пятидесятых, однако не попавший на снимок на обложке контрабасист Ред Каллендер все же упомянут на этикетках, и, что существеннее, заметно присутствует на записи.

В завершении же видео с выступления воссоединившегося трио Бенни Гудмана на телевидении в 1953 году - герои вживую.

#джаз #музыка #винил #пластинки