Тем, что противогололедные реагенты вредны для здоровья и окружающей среды, никого не удивишь. Тем не менее, использование ПГМ не прекращается. В крупных городах каждую зиму на дороги и тротуары высыпают и выливают тысячи тонн реагентов. Насколько они опасны? Об этом мы расскажем в данной статье.
Когда и почему реагенты действительно могут навредить?
Чаще всего вред ПГМ связан не с составом реагентов, а с неправильным их использованием. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах, где противогололедные материалы используются в больших объемах. Притом вредны могут быть не только химические, но и комбинированные, и даже фрикционные материалы.
Химические ПГМ
По правилам, они предназначены только для облегчения уборки снега и наледи.
Технология применения таких реагентов выглядит следующим образом:
- В первую очередь покрытие очищается от рыхлого снега. Его легко убрать лопатой или трактором.
- Затем на поверхность наносят ПГМ – строго в соответствии с инструкцией. У каждого реагента есть свои Нормы расхода. Если их превысить, это может навредить окружающей среде, здоровью людей и животных. С другой стороны, нанесение недостаточного количества ПГМ будет просто неэффективно.
- Далее необходимо подождать, пока реагент начнет действовать. Как правило, это происходит в течение 20-30 минут – в зависимости от типа ПГМ.
- В результате снег и лед превращаются в своеобразную кашу, которую без труда можно убрать все теми же лопатой или трактором. Эту кашу следует обязательно вывезти и утилизировать в предназначенных для этого местах (например, в снегоплавильных пунктах).
При соблюдении такой технологии вредное воздействие реагентов будет минимальным.
И здесь очень важно выполнять 4 пункт – утилизировать снежную кашу. Дело в том, что химические реагенты обычно имеют в своем составе соль. После нанесения на поверхность они вступают в реакцию со снегом и льдом, превращая их в воду. Так вот, если эту воду не убрать, она впитается в грунт. В статье Засоленные почвы мы подробно рассказали о том, какие проблемы могут возникнуть в таком случае.
Если коротко, то засоленные почвы:
- Непригодны для земледелия
- Нуждаются в рыхлении, а в отдельных случаях – в полной замене верхних слоев
- Нуждаются во внесении органических и минеральных удобрений
- Нуждаются в обильной промывке от солей
В Москве всего за 10 лет использования технической соли было засолено около 93% почв. А это уже – серьезная угроза экологии. Не стоит забывать и о том, что талая вода с реагентами попадает в реки и водоемы. Пресноводные существа не могут выжить в засоленной среде. Поэтому постепенно они начнут вымирать.
О неправильном использовании химических реагентов могут говорить лужи на дорогах зимой. Вода имеет свойство замерзать при температуре ниже 0°C. Но соль в составе ПГМ препятствует этому. В итоге появляются лужи.
Фрикционные и комбинированные ПГМ
Принцип действия фрикционных материалов заключается в том, что они повышают сцепление с покрытием. После их нанесения на дороги и тротуары уменьшается тормозной путь автомобилей, снижается вероятность заносов. Пешеходы реже падают на скользких участках. Количество ДТП и травм из-за наледи существенно сокращается. При этом не используется никакой химии.
Казалось бы, все замечательно, да только есть один момент. Фрикционные ПГМ не растворяются в воде. Щебень и песок, которыми всю зиму обрабатывали дороги и тротуары, весной остаются на поверхности. Под весом автомобилей они рассыпаются на мелкие пылевидные частицы. А затем вся эта масса поднимается в воздух и оседает в легких. Относительно крупные камни могут повредить кузов автомобиля, забиться в протекторах шин или в подошве обуви. Кроме того, при избыточном применении щебня и песка они засоряют ливневую канализацию. Из-за этого во время дождей в городе начинают скапливаться лужи.
Комбинированные ПГМ состоят и из химической, и из фрикционной частей. Если их использовать неправильно, то будет «двойной эффект»: с одной стороны – засоление почв, с другой – образование пыли и засорение ливневок.
Таким образом, основная проблема, связанная с применением ПГМ, заключается в том, что:
- Реагент наносится на поверхности в слишком больших количествах
- После обработки реагентом снежная каша остается не убранной
Только что мы описали главные проблемы, возникающие при неправильном использовании реагентов. А дальше поговорим о том, каким образом они воздействуют на человека, животных, окружающую среду и т.д.
В чем заключается вред противогололедных реагентов?
Чаще всего в состав ПГМ входят следующие компоненты:
- Хлорид натрия
- Хлорид кальция
- Хлорид магния
- Ацетат аммония
В качестве фрикционных ПГМ используются:
- Щебень
- Песок
- Отсев
- ПГС и ПЩС
- Шлаки
Все они могут быть по-своему вредны. Об этом мы и расскажем далее.
Хлорид натрия
Часто говорят, что это обычная пищевая соль. На самом деле – не совсем так. В составе этого реагента содержится 40% натрия и 60% хлора. Это техническая соль. В отличие от пищевой, она не проходит глубокую очистку, поэтому может содержать посторонние примеси: песок, медь, ртуть, свинец, мышьяк и другие. Употреблять в пищу такой продукт, конечно, нельзя.
В чистом виде хлорид натрия безопасен. Однако он может вступать в химические реакции с другими элементами и веществами.
Среди них могут быть:
- Примеси, содержащиеся в составе соли
Как уже говорилось выше, среди них не только природный песок, но и тяжелые металлы, опасные для здоровья человека. - Антикоррозионные покрытия
Ими обрабатывают кузова автомобилей. Соль постепенно разрушает такие покрытия. Поэтому в крупных городах машины начинают «гнить» очень быстро. - Автомобильные покрышки
Из них выделяется углерод и сера, с которыми хлорид натрия вступает в реакцию. При взаимодействии с серой получается сульфид натрия – ядовитое вещество. - Технические жидкости
Все эти жидкости попадают на дороги из проезжающих автомобилей. Хлорид натрия может вступать в реакцию с различными маслами, горюче-смазочными материалами, даже с обычным стеклоомывателем.
Как видите, хлорид натрия образует соединения с огромным количеством других элементов. Некоторые из таких соединений вполне безопасны, но есть и те, что представляют серьезную угрозу для здоровья человека и животных.
Воздействие на почву
Мы уже говорили, что чрезмерное применение реагентов приводит к засолению почв. Но и это еще не все. Кроме того, повышается электропроводность почвы. Как известно, электрические коммуникации в городах часто прокладывают под землей. При утечках ток лучше распространяется в грунте и повышает коррозию других подземных коммуникаций.
При продолжительном насыщении почвы солями она меняет свою структуру. На поверхности образуется соляная корка. Запускается процесс деградации почвы, в ней начинают гибнуть насекомые и растения.
Воздействие на растения
Вообще, хлорид натрия активно используется в сельском хозяйстве. С его помощью растения лучше усваивают питательные вещества. Но если почва тяжелая и плохо дренирована, то внесение хлорида натрия приводит к ее засолению. Из-за этого корни растений начинают не поглощать воду из грунта, а наоборот – отдавать ее. От недостатка влаги растения погибают.
Воздействие на человека и животных
Хлорид натрия, как и любая другая соль, способен испаряться. Испарения эти могут вызывать аллергические реакции у человека, а у животных – даже ожоги верхних дыхательных путей. Кроме того, соль, попадая на лапы собак, разъедает верхний слой кожи. Из-за этого начинается воспаление. Поэтому выгуливать домашних животных лучше подальше от крупных дорог и оживленных улиц.
Для кожи человека техническая соль не так опасна. Тем не менее, при длительном контакте она может вызвать раздражение и химический ожог. На самом деле, сложно представить себе ситуацию, при которой взрослый человек будет прикасаться к хлориду натрия на улице. А вот дети – вполне могут: например, если они играют в снежки рядом с дорогой, обработанной реагентами.
Воздействие на другие объекты
Больше всего от технической соли страдает кожаная обувь. Если вы когда-нибудь замечали белые разводы на своих ботинках, сапогах или туфлях, знайте: так на нее действует соль. Она быстро впитывается в кожу, из-за чего вещи теряют прочность и начинают пропускать влагу. Ну и, конечно, белые разводы не придают красоты, а отмыть их бывает почти невозможно.
Хлорид натрия опасен и для автомобилей. Выше мы уже говорили, что соль разъедает антикоррозийное покрытие кузова, а затем вступает в реакцию и с металлом. Если вы живете в мегаполисе, то, к сожалению, это неизбежно.
Техническая соль не проходит сильной очистки, поэтому содержит посторонние примеси. Кристаллы хлорида натрия растворяются в воде полностью. Но если, например, в общей массе есть много песка, то его зерна после таяния снега приведут к образованию грязи.
Хлорид кальция
Не удивляйтесь, если увидите этот компонент в составе сыра, творога, консервов и других продуктов. В чистом виде это – разрешенная пищевая добавка E509. Но, как и любая другая техническая соль, хлорид кальция содержит различные посторонние примеси.
В сельском хозяйстве хлорид кальция помогает растениям усваивать питательные элементы и ускоряет фотосинтез. Саженцы, обработанные этим веществом, меньше подвержены болезням и гниению.
Но все хорошо в меру. А вот при избытке хлорида кальция почва засаливается. Попадая в реки и озера, этот реагент создает условия, непригодные для жизни. В целом, по своему воздействию на окружающую среду хлорид кальция и хлорид натрия очень похожи.
Хлорид магния
Этот реагент также известен под названием бишофит. Кстати, вы можете встретить упаковку с таким названием в аптеке. Действительно, он продается как лекарственный препарат. Только не стоит путать его с техническим хлоридом магния. Бишофит, который используется для борьбы со снегом и наледью, проходит минимальную очистку. С одной стороны, это позволяет снизить стоимость его производства. Но с другой – в нем содержатся тяжелые металлы и галогены в большом количестве (в общей сложности – около 70 элементов).
В Москве бишофит запретили использовать еще в 2004 году – после того как было доказано его токсичное воздействие на окружающую среду. В больших количествах этот реагент приводит к засолению почв. Но и в малых дозах он достаточно вреден. К примеру, 5-процентный раствор хлорида магния убивает мелких насекомых. В большей концентрации он становится опасен для растений.
У животных бишофит может спровоцировать паралич нервной системы и сердца. Для человека – тоже никаких приятных новостей: бишофит приводит к расстройству дыхательных путей, аллергии, а в некоторых случаях – к заболеваниям щитовидной железы.
Да и как противогололедный реагент хлорид магния не очень эффективен. Дело в том, что он обладает сильной вязкостью. Попадая на дороги, он образует своеобразную мыльную пленку. В итоге снег и лед тают, но покрытие становится еще более скользким, чем раньше.
Наконец, бишофит относится к материалам 2 класса опасности (высокоопасные вещества). А ГОСТ 33387-2015 (Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования) допускает использование ПГМ только 3 и 4 классов опасности (умеренно опасные и малоопасные). Таким образом, бишофит не отвечает требованиям ГОСТ, а значит его использование в качестве противогололедного реагента нежелательно.
Ацетат аммония
Это – один из самых вредных ПГМ, входил в состав противогололедного реагента «Антиснег-1». Ацетат аммония содержит азот, который при попадании в почву приводит к образованию нитратов. В большом количестве они опасны для здоровья человека. Кроме того, ацетат аммония выделяет резкий запах уксуса. Когда этим реагентом обрабатывали городские дороги, люди постоянно жаловались на сильную «вонь». В итоге, учитывая все недостатки ацетата аммония, его использование было прекращено.
Фрикционные ПГМ
В эту группу входят различные мелкозернистые сыпучие материалы – песок, щебень, отсев, их смеси, а также шлаки. Благодаря шероховатой форме зерен они способны повышать сцепление с покрытием. А вот плавить снег и лед они не могут – в отличие от химических реагентов.
Фрикционные ПГМ почти всегда изготавливаются из природных материалов. В основном, это дробленые обломки горных пород. В их составе отсутствуют вредные компоненты, они безопасны для почвы, людей и животных. Так почему же эта разновидность ПГМ попала в наш список?
Все очень просто: мы уже говорили в начале статьи о том, что мелкие зерна фрикционных материалов рассыпаются под весом проезжающих автомобилей. В итоге получается пыль. Зимой она не представляет особой опасности. Разве что примеси глины могут придавать снегу грязный оттенок. А вот с приходом весны вся эта пыль начинает подниматься в воздух и забивает ливневую канализацию. Чтобы избавиться от остатков ПГМ, дороги приходится мыть, а ливневки – прочищать.
В целом, фрикционные материалы – одни из самых безопасных. Но и эффективность их применения достаточно низка. За один зимний сезон дороги приходится обрабатывать по несколько раз, потому что мелкие зерна быстро перемешиваются со снегом и разносятся колесами автомобилей. Чем больше ПГМ было высыпано на дороги и тротуары зимой, тем сложнее будет уборка этой же территории после таяния снега.
Итак, мы выяснили, что практически у всех противогололедных материалов есть недостатки. Относительно безопасными считаются лишь карбамиды и формиаты. Они оказывают минимальное воздействие на окружающую среду. Но такие реагенты стоят недешево, а эффективность у них невысокая. Например, карбамиды способны плавить снег и лед при температуре не ниже -5°C. Поэтому чаще всего их используют в качестве добавок к более агрессивным реагентам.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#противогололедные реагенты #противогололедные материалы #пгр #пгм #полезные советы #снег #зима #уборка снега #скользкость #гололед