Найти в Дзене
ВАДИМ Ш

Байки из госпиталя

Оглавление

Вспоминая Чехию

Кто бывал в городе Яромеж в групповом военном госпитале помнит большие палаты, в которых стояло по 10 коек и больше. В терапии была офицерская палата человек на 15. В тот раз основной контингент в палате составляли "летуны", примерно 10 молодых и здоровых лбов. Вроде у них диспансеризация или что-то похожее. Развлекали себя сами как могли. Подколы, анекдоты, постоянный смех, флирт с молодыми медичками - так весь день. После отбоя центром внимания становился единственный в этой группе пожилой мужик. Майор Советского Союза, как он себя назвал. Он в лицах рассказывал множество смешных и не очень армейских баек, в которых он якобы сам и участвовал. Поделюсь парой таких историй.

История 1. Погоня за Ан-2

ан-2 над морем
ан-2 над морем

В истории СССР был такой период, когда начался массовый перелет старых добрых "кукурузников" Ан-2 через Балтику. Стоило одному удачно удрать, как сразу нашлось несколько желающих повторить его подвиг. И ведь что удумали : летели над самой водой, колесами шасси сбивая верхушки волн. На такой высоте радар их не видит! Поднимали дежурную пару Мигов. Толку никакого. Земля не дает целеуказаний, ведь на радарах нарушителя нет! Пока Ан летит над землей его еще можно перехватить. А когда он пересекает береговую линию, то всё, считай ушел, гаденыш. Москва бьет в колокола, шлет во все прибалтийские колхозы, совхозы и прочие досаафы приказы об усилении контроля за эксплуатацией и хранением кукурузников. Но самолеты продолжают угонять. Нашлась все-таки светлая головушка. Есть и в наших штабах умные люди. Они сказали, раз мы не можем предотвратить угон, то сможем догнать и вернуть самолет с угонщиком прямо в наши теплые объятия! Для этого понадобится пара винтокрылых машин Ми-24. Мы их поставим прямо на берегу Балтийского моря, посадим в них экипаж. И пусть дежурят, ждут команды на перехват. Москва сказала, мы подумаем. А уже утром летит готовый приказ. В целях недопущения.... т.д. и т.п.

В это самое время наш вертолетный полк №ХХХ (далее перечисление названий, орденов и наименований), в котором я служил, был расквартирован в гарнизоне (наименование) в составе Прибалтийского военного округа. Согласно этого приказа полк выделял один вертолет с экипажем для несения боевого дежурства сроком на один месяц. В экипаже три человека : командир, он же первый пилот; оператор вооружения второй пилот; бортовой техник. Через месяц экипаж меняется вместе с вертолетом. Так что заранее предупредите свои семьи. Место дежурства Латвийская ССР н.п. Вентспилс, степень готовности ПОЛНАЯ. Москва посчитала, что два крокодила это много, хватит и одного.

В полку составили график дежурства экипажей на полгода вперед. Через пару месяцев подошла и наша очередь нести БД. Мой экипаж уже знал, месяц мы будем жить практически в вертолете без права выхода за огороженный участок. А участок был прямо на берегу моря на какой-то базе ВМФ (или ВВС, сейчас уже не помню).

Заступил мой экипаж на БД. Хорошо на участке поставили домик больше похожий на строительную бытовку. Свет, телевизор, удобства на улице. Питанием обеспечивают. Жить можно. Периодически нас поднимали по тревоге. каждый раз оказывающейся учебной. Поначалу бегали как солдаты первого года службы, готовили машину к взлету. Но вместо команды на взлет поступала команда отбой. Учебная тревога. Поэтому решили по очереди дежурить в вертушке. Чтоб при получении команды, сразу начинать раскручивать винты. Двое оставшихся без спешки собирались и занимали свои места. Предыдущие два экипажа так и не дождались боевого приказа на перехват. Думал, что и нам повезет. Отсидимся. Не вышло.

ми-24 над морем
ми-24 над морем

Сигнал тревоги прозвучал когда была моя очередь дежурить в вертолете. Продублировал ее и начал готовить машину к взлету. Много времени тратится на разгон турбины и раскрутку винтов. Жду. Должна поступить команда отбой. А ее нет. И экипаж мой не торопится. В динамиках шлема слышу, запрашивают о готовности к взлету борта. А мои старлей с прапором только идут не спеша. После сигнала прожектором, бегом влетели внутрь вертушки с одним вопросом. По моему разговору они все поняли и занялись каждый своим делом. Взлетели. По радио получил всю необходимую информацию : в квадрате №... нас.пункт... время угона...был угнан самолет Ан-2 с бортовым №... Предположительно держит курс...Береговую линию пересек в (место) квадрате№ в....часов...минут. И в конце - ты уж постарайся, майор! Если не развернешь угонщика, то знаешь что делать.

Встали на курс. Земля нас ведет. Погодка в тот день была паршивая. Низкая облачность, нижний край метров сто. Видимость меньше полукилометра. Хорошо хоть нет дождя. Идем на высоте ста метров. Скорость крейсерская 270-280. Пролетаем безлюдный берег, впереди Балтика. Штормит, как обычно. Земля сообщила, что угонщик впереди нас примерно в 50км. Всем судам в этой акватории также поручено искать на радарах все что может нам помочь.

Здесь рассказчик перешел на профессиональный авиационный сленг. Говорил что-то про автомат перекоса, максимальную скорость в 335км/ч, запас топлива и полетную дальность. Я только из всего сказанного понял, что Ми-24 вышел на угнанный Ан-2

Старичок шел над волнами на высоте метров 10-12. Скорость примерно 160-180. Курсом на Швецию. На скорости почти 350 и на высоте 50м вертолет просвистел над кукурузником. Снижая скорость ушел на круг. Зашел самолету в хвост и выстрелил из счетверенного пулемета очередь из трассеров прямо по курсу перед ним. Угонщик никак не отреагировал на предупредительные выстрелы. Только снизился почти до верхушек волн, цепляя их колесами. В горячке погони я не слышал, как оба члена экипажа буквально орали мне в шлемофон, что горючего осталось только долететь до берега и то если ветер будет попутным. Понимаю, что самолет нам не вернуть. Но и отпускать нельзя! Дал команду второму пилоту применить неуправляемые ракеты С-5 на внешней подвеске. Верхнее крыло биплана разлетелось, сам он тут же уткнулся мордой в воду и пошел ко дну. Выжить после такого в середине штормящей ноябрьской Балтики абсолютно нереально.

На обратном пути душу мучали два противоположных чувства : гордость за выполненную сложную боевую задачу и жалость к безоружному самолету-ветерану. Но это все лирика.

На полдороге к берегу наш вертолет встречал транспортник Ми-8 с запасом топлива. Наша вертушка дотянула до берега на последних каплях. Специальная команда из Ми-8 быстро перекачала горючку в наш вертолет. По радио я получил команду сесть на одном из военных аэродромов, где нас уже ждут. В полете каждый рассказал свой вариант встречи. Вплоть до духового оркестра и награждения орденами или на худой конец медалями. Да, нас там действительно ждали... Три черных Волги с черными стеклами и пятеро в темных одинаковых костюмах. Всю ночь нас допрашивали. Рассказали им все как было, ничего не утаивая и не придумывая. Они проводили очные ставки между нами вместе и по отдельности. Выискивали малейшие нестыковки в показаниях. Спрашивали, почему сразу не сбили или почему выпустили так много ракет по цели. Мы исписали кучу бумаг. Утром на следующий день нас посадили уже в одну Волгу и отвезли на аэродром. Не прощаясь высадили. Не били, спасибо и на этом. Зато сколько нервов помотали....Сели мы втроем в пустую курилку и стали прикидывать, Что от нас хотели особисты и зачем им это было нужно? Сошлись во мнении что скорее всего КГБшники хотели убедится в том, что самолет на самом деле был сбит и затонул вместе с угонщиком. Ведь никаких доказательств, кроме слов, мы не представили. Ну а запись переговоров борта с землей могли и смонтировать. Могли же мы сказать что вообще не нашли его над морем или что он полетел дальше. Чего теперь гадать.

Все-таки нас наградили! Примерно через год нам со старлеем вручили медали "за бз" с формулировкой "за освоение боевой техники". Прапорщику досталась медаль "За отличие в воинской службе I степени". II степень у него уже была.

История 2. Стрельба по "шарикам"

В этом случае все происходило на крупном военном аэродроме в Латвии. Среди нескольких воинских частей там был и наш №.... вертолетный полк. Там же базировались самолеты полка ВТА Ан-12.

Начало и середина 80-х были периодом пика холодной войны. Страны противоборствующих военных блоков ВД и НАТО бряцали друг перед другом оружием. Разведка с обеих сторон добывала секреты любыми способами. Запуск воздушных шаров-шпионов тоже был способом ведения разведки.

фото из нета
фото из нета

Шар с оболочкой из прочного пластика накачанный гелием мог продержаться в воздухе несколько недель, а то и месяц. За это время он пролетал тысячи км, передавая самую разную информацию. Шары десятками летели к нам из Польши (участника ВД!) и с судов в нейтральных водах Балтийского моря. Конечно же с шарами пытались бороться. Расстреливали с земли из зенитных установок. С самолетов не особо получалось из-за большой разницы в скорости. Это только кажется что попасть в шар-зонд диаметром 3-4 метра просто. Оболочка шаров специально была серого или бледноголубого оттенка и в облаках найти их крайне трудно. Были случаи, когда шары мешали полетам воздушных судов, появляясь целыми стаями в зоне полетов. Тогда в дело вступали наши вертушки. В основном назначались пилоты с квалификацией "летчик-снайпер".

фото из нета
фото из нета

Тот день я буду помнить до конца дней своих. Мой экипаж с утра занимался отстрелом нескольких зондов. Земля наводила на цель, мы находили зонд и короткой очередью из счетверенного пулемета уничтожали. Последний шар оказался в облаке. Земля уже голос сорвала, говоря что наши метки на экране радара соединились и он рядом с нами. В три пары глаз пытались разглядеть зонд в сером тумане. Вдруг мелькнуло черное пятно. Вот он, голубчик! Получи очередь! Через миг рядом с нашим вертолетом с ревом пролетел здоровенный транспортник Ан-12 и тут же исчез в облаке. Воздушной волной от самолета нашего крокодила закрутило и он сорвался в штопор. Запаса высоты хватило для выхода из штопора и посадки.

фото из нета
фото из нета

Само собой, начались многодневные "разборы полетов". Наш экипаж десятки раз ответил на одни и те же вопросы, написал кучу объяснительных. Особисты так вообще хотели нам вменить попытку сбить военный самолет с ценным грузом. Встретились и с экипажем того самолета. Как они рассказали, видели вас на радаре и пытались разойтись. Но получилось то, что получилось. Главное все живы и здоровы! Показали пробоины от пуль нашего пулемета. Попали в грузовой отсек, он в тот день был пустой. Пообещали им накрыть поляну.

Остался не решенным один важный вопрос : Почему земля не предупредила вертолет об опасном сближении бортов? Ведь это их прямая обязанность. Вразумительного ответа не было. Вроде, как-то, где-то, что-то сломалось точно в нужный момент или перебои какие.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ :

СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ ДО КОНЦА. ВСЁ ЭТО - АРМЕЙСКИЕ БАЙКИ, А НЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ О ЛЕТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ. ПОЭТОМУ ЗАРАНЕЕ ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ВОЗМОЖНЫЕ НЕТОЧНОСТИ. ЛЮБЫЕ СОВПАДЕНИЯ СЛУЧАЙНЫ

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ РАССКАЗ, СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ!