Христианский праздник Сретения Господня традиционно празднуется на сороковой день после Рождества Христова. Историческая основа этого двунадесятого праздника восходит к событию встречи (церковнославянское "сретение" и есть русская "встреча") в Иерусалимском храме святого старца Симеона с младенцем Христом, принесенном в храм Его родителями: Иосифом и Марией (Лук.2:25:35).
Согласно Евангелию от Луки, старец Симеон был человеком очень благочестивым и праведным (Лук.2:25). Он всю сознательную жизнь ожидал пришествия Спасителя (Мессии) и получил от Бога откровение, что "не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лук.2:26).
По вдохновению Божию праведный Симеон отправился в Иерусалимский храм в тот самый день, когда в нем оказалось святое семейство: Иосиф, Мария и Младенец Иисус. Родители Спасителя пришли в храм, чтобы совершить над Ним "законный обряд". А именно: выкупить Младенца у Бога (Исх.13:11). А также принести в жертву за Него "две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лук.2:24). Подобные жертвы делались иудеями в благодарность Господу за успешный Исход из Египта (Исх.13:14-16).
Увидев в храме маленького Иисуса, святой старец Духом Святым сразу понял, что этот Младенец есть Тот Самый Христос-Владыка (Дан.9:25), Который станет славой Израиля и просвещением язычников (Лук.2:32). Симеон взял Младенца на руки (почему он и называется Богоприимцем) и произнес вдохновенную речь, удостоверяя, что Иисус есть точно Христос.
В своей речи старец приоткрыл будущее Младенца Христа и Его Пречистой Матери. Симеон предупредил, что общественная проповедь Христа станет "предметом пререкания"; а Его Мать уязвится "оружием":
"И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец" (Лук.2:34-35).
Пророчество святого Симеона представляется весьма туманным (в том числе благодаря Синодальному переводу). В нем непонятны многие вещи: Например: 1. Что значит выражение "предмет пререканий"? 2. Почему Христос становится этим самым "предметом"? 3. Какое оружие пронзает душу Богоматери? 4. Что значит это действо? Давайте разбираться...
1. Что значит выражение "предмет пререканий"? Вообще, выражение "предмет пререканий" - это еще одна неточность Синодального перевода. В Церковнославянской Библии речь идет о другом. Там Христос становится знамением пререканий ("въ зна́менiе пререка́емо"). В греческой Библии Он также является "знамением" ("σημεῖον", что значит "знамение"). И в Вульгате Иисус все тот же "signum" ("знак", "знамение").
Что же это за знамение? Святые отцы толкуют это место вполне однозначно. Знамение пререканий - это знамение креста Господня. Святитель Василий Великий полагает, что "знамением в Писании называется крест. Ибо сказано: "положи Моисей змию на знамя" (ср.: Чис. 21:8), то есть на крест" (Письмо 252 (260). К Оптиму, епископу).
Точно так же изъясняет символику знамения свт. Иоанн Златоуст. Он предполагает, что это то самое знамение, "против которого враждуют иудеи, которое часто возвещалось и небом" ("Слово о Сретении").
Итак, "предмет пререканий" - это знамение креста Господня. Именно это знамение, согласно пророчеству святого Симеона, вызовет "пререкания".
2. Почему Христос становится "предметом (точнее, знамением) пререканий? Очень непростой вопрос... Ответ на этот вопрос можно найти у святого евангелиста Иоанна Богослова и апостола Павла.
Евангелист Иоанн усматривает основную причину пререканий (при явлении в мир Христа) в дихотомии нормативно-оценочных категорий. Иначе говоря, в извечном противостоянии света и тьмы, добра и зла.
Иисус Христос у Иоанна является олицетворением абсолютного Света (1Иоан.1:5). Этот Свет приходит в мир для того, чтобы вершить суд: отделить Закон от беззакония (1Иоан.3:4); добрые дела - от злых (Иоан.3:20); людей, ходящих днем - от людей, ходящих ночью (Иоан.11:9-10). Дабы князь мира сего (диавол) был изгнан вон (Иоан.12:31).
Поскольку последнему (как и всем, ходящим ночью) не нравится такой расклад, и возникают пререкания. Иначе говоря, "возмущение... <...>, противоречие, спор, упорство" (Малый церковнославянский словарь).
То же самое видим у апостола Павла. Апостол языков видит причину приятия/неприятия креста Господня в разных системах жизненных ценностей. Ибо одни люди (язычники) выбирают путь греха, беззакония (путь погибели). А другие (христиане) - путь соблюдения заповедей, путь спасения. Почему Павел и говорит, что "слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1Кор.1:18).
О психологии противоречия кресту Господню хорошо говорит свт. Амфилохий Иконийский. У него причиной неприятия креста Господня становится растленное человеческое сердце. Свт. Амфилохий пишет:
"Для растленного сердца человеческого спасительные и живоносные заповеди Иисуса Христа кажутся весьма тягостными и невозможными к исполнению, потому оно беспрерывно им противоречит; но при надежде на всемогущую силу благодати Его <...> исчезает это противоречие: и для истинно верных сердец заповеди евангельские не тяжки (1 Ин. 5:3); иго Христово для них благо и бремя Его легко (Мф. 11:30)" (Слова на Сретение Господне").
Итак, Христос становится "знамением пререканий" из-за самого знамения, которое есть крест, на котором Он был распят. Ибо для человека, неверующего в Воскресение, крест есть "соблазн" (Гал.5:11).
3. О каком оружии, пронзающем душу Богоматери, идет речь? С оружием, которое проходит сквозь душу Богородицы, все непросто... Синодальный перевод не дает никакой конкретики. Просто "оружие". И все... То же самое в Церковнославянской Библии. Она говорит: "Тебѣ́ же Само́й ду́шу про́йдетъ ору́жiе". Зато в "Вульгате" (на то она и "Вульгата") видим знаменитый гладиус - короткий меч римских легионеров. "Вульгата" сообщает (даем текст с подстрочником): "Еt (и) tuam (тебе) ipsius (Самой) animam (душу) pertransiet (пройдет насквозь) gladius (меч)".
В греческой Библии оружие также конкретизируется. Оно представляет собой"длинный меч". Только не "махайру", как обычно, а "ромфайю" (ῥομφαία). Такой длинный меч можно встретить в Откровении (Отк. 2:16).
Итак, душу Богоматери пронзает не абстрактное холодное оружие, но меч. Вряд ли он короткий (как у римских легионеров). Лука, скорее всего, говорит о длинном фракийском мече ромфайе (или ромфее). Этот тяжелый железный меч имел двуручную рукоять и изогнутый серпом клинок, отчего немного напоминал саблю. Он использовался с 4 века до н. э. до конца римской эпохи тяжело вооруженными фракийцами (и даками).
4. Что значит это действо? Понятно, что в пророчестве св. Симеона речь идет не о буквальном, но о символическом поражении души Богоматери.
Свт. Кирилл Александрийский понимает под оружием "скорбь, которую испытывала Она (Богородица - Христофор+) из-за Христа, видя распинаемым Того, Кого Она родила, не зная при этом, что Он будет сильнее смерти и восстанет из мертвых" (цит. по "Экзегет. ру").
Тот же самый смысл извлекает из "оружия" свт. Амфилохий Иконийский. У него святой Симеон предвещает Богоматери не радость и веселие (в связи с рождением Христа), а скорби, которые, "подобно острому мечу, проникнут всю святую Ее душу" (Слова на Сретение Господне.Слово 1).
У Евфимия Зигабена меч обозначает "острейшую боль, которая прошла через сердце Богоматери, когда Сын Ее приблизился ко Кресту" (Толкование на Евангелие от Луки). А прп. Ефрем Сирин связывает меч с отрицанием Иудеей Мессии или же просто неверием иудеев во Христа, которое, собственно, и вызвало Его распятие (цит. по "Экзегет.ру").
Наиболее тонкое толкование символики меча представляет, на наш взгляд, свт. Иоанн Златоуст. У этого отца проходящий сквозь душу Богородицы меч связывается с идеей Ее искушения (испытания). Свт. Иоанн полагает, что пророчество Симеона предупреждает Деву Марию о том, что Она, Неискусобрачная Дева (несмотря на все свои заслуги) остается все же подверженной искушениям, как и другие люди. Как оставался искушаемым в пустыне и Ее Сын Иисус. Свт. Иоанн говорит:
"Пребудешь ли ты неподверженной искушению? Даже и ты не пребудешь неподверженной последнему, но «и Тебе Самой оружие пройдет душу». — Почему, Господи? Чем Я согрешила? — Ты, конечно, ничем не согрешила: но, когда увидишь, что Он висит на кресте <...>, тогда Ты начнешь сомневаться <...>. Итак, никто не пребыл неподверженным искушению, согласно с пророчеством праведного Симеона" ("Слово о Сретении").
Итак, под мечом, проходящим сквозь душу Богоматери, понимается Ее величайшее страдание при виде распятого Сына - Господа Иисуса Христа. Меч обозначает также возможность искушения сомнениями не только Богородицы, но и любого человека, независимо от степени его святости.
Идею страдания Пречистой Девы Марии во время распятия Христа хорошо отражает Ее икона под названием "Умягчение злых сердец" (или "Симеоново проречение"). На этой иконе Богоматерь изображается с семью направленными в Ее сердце мечами (по три меча справа и слева, один меч снизу). Число семь здесь вновь оказывается символическим. Оно изображает полноту горя Пречистой Девы Марии при виде Креста.
А что думаете о причинах для пререканий (вокруг общественной проповеди Христа) и символике оружия, пронзающего душу Богоматери, вы, дорогие читатели? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они способствуют продвижению канала) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Какие дары волхвы принесли Младенцу Христу и что означали дары
Какое Копье Судьбы (из 4 известных) принадлежало сотнику Лонгину?
Зачем Христос до Крещения жил в Назарете - самом презираемом городе Галилеи?