В XVIII веке по Европе распространился стиль рококо. Это был стиль высшего общества, людей, которые предпочитали все время проводить за развлечениями. В моду вошли мягкие, приглушенные цвета, изящные здания, напоминавшие шкатулки или коробки для конфет, зеркала, передвижные ширмы. Коснулось это направление и мебели.
Предыдущий стиль барокко, славился массивностью, основательностью, пышностью, торжественностью. Мебель эпохи рококо стала совсем другой. Вся она, будь то мебель для дворцов или оборудование для ресторанов, полностью утратила линейность. Теперь в моде были кривые, нередко асимметричные линии. Для украшения использовались накладки из позолоченной бронзы.
Самым известным мастером этой эпохи стал англичанин Томас Чиппендейл, создавший новое направление в мебельном искусстве, которое стали называть его именем. Чиппендейл изготавливал мебель из красного дерева, придавал ей легкие, пластичные формы, широко использовал ажурные спинки, чего раньше практически никто не делал. Именно в эпоху рококо полностью завершилась эволюция такого привычного для нас предмета мебели, как кресло.
На мебельное искусство Чиппендейла немалое влияние оказал Восток. Как раз в XVIII столетии в Европе начинается мода на все восточное. Из Турции заимствуется диван, который в Европе был известен в нескольких вариантах. Одно из названий дивана – оттоманка – четко указывает на его турецкое происхождение, связанное с турками-оттоманами. Из Китая заимствуются передвижные ширмы, совершенно непривычный для современности предмет мебели. С его помощью в зданиях эпохи рококо можно было визуально изменять любое помещение, экспериментировать с его формами и размерами.
Но и сами европейцы в это время придумали немало нового. Секретеры, комоды, разного рода бюро, конторки и т. д. стали в это столетие неотъемлемой принадлежностью дома, владельцы которого старались соответствовать моде. В XVIII столетии в Европе появляются рестораны, их популярность постоянно возрастает, и вот уже мебельщики изготавливают стулья для ресторанов в полном соответствии со стилистикой эпохи рококо – с тонкими гнутыми ножками, ажурными спинками, украшенными позолоченными накладками.
Еще в предыдущем столетии европейцы познакомились с новым направлением в искусстве – созданием садов и парков. Естественно, что в огромном саду, площадь которого могла измеряться десятками квадратных километров, невозможно было обойтись без мебели. В обширных садово-парковых комплексах, таких, как Версаль во Франции или Шереметьево в России, строились беседки, защищавшие людей от палящего солнца или внезапно налетевшего проливного дождя. В беседках же ставились кресла, столики, скамьи, табуреты – все они также изготавливались по моде эпохи рококо.
Изящная мебель для сада, обитая тканью мягких тонов – светло-голубого, розового, золотого – на первый взгляд могла показаться игрушечной — ведь и сам смысл стиля рококо заключался в постоянной игре. Он старался отвлечь человека от жизненных проблем и помочь ему погрузиться в атмосферу нескончаемого веселья. Если можно так выразиться, стиль рококо схож по духу с современным гламуром.
В итоге, именно это и погубило эпоху рококо. Во Франции, бывшей колыбелью этого стиля, Великая французская буржуазная революция беспощадно смела тот слой общества, для которого создавался этот стиль, и затем лишь отдельные мастера обращались к творческому наследию рококо.