Найти в Дзене
Navygaming Channel

Линкор "Норт Кэролайн" - быстроходный линкор как "средство ПВО"

Из архива Navygaming «Норт Кэролайн» - первый из американских линкоров нового поколения, принимавших участие почти во всех операциях на Тихоокеанском театре военных действий. За 40 месяцев непрерывной боевой службы, оставил за кормой 307 000 миль, 24 сбитых самолета, участвовал в многочисленных десантах и обстрелах берегов. Корабль был награжден знаками Филиппинской Республики и медалью за оккупационную службу. Имеет 12 боевых звезд за участие в боевых операциях. О том как проектировался и строился линкор "Норт Кэролайн" - ЗДЕСЬ Шесть раз японская пропаганда объявляла «Норт Кэролайн» погибшим, но корабль существует и сегодня в качестве музея в Уилмингтоне в устье реки Кэйп Фейр Ривер, штат Северная Каролина в память о тех жителях штата, которые служили на «Норт Кэролайн» и напоминание потомкам о жертвах, принесенных старшими поколениями. С самого начала войны с Японией американское командование полагало, что при наличии у противника превосходства в авиации навязать ему классическое эск

Из архива Navygaming

«Норт Кэролайн» - первый из американских линкоров нового поколения, принимавших участие почти во всех операциях на Тихоокеанском театре военных действий. За 40 месяцев непрерывной боевой службы, оставил за кормой 307 000 миль, 24 сбитых самолета, участвовал в многочисленных десантах и обстрелах берегов. Корабль был награжден знаками Филиппинской Республики и медалью за оккупационную службу. Имеет 12 боевых звезд за участие в боевых операциях.

О том как проектировался и строился линкор "Норт Кэролайн" - ЗДЕСЬ

Линкор "Норт Кэролайн" на вечной стоянке, 1988 год
Линкор "Норт Кэролайн" на вечной стоянке, 1988 год
Шесть раз японская пропаганда объявляла «Норт Кэролайн» погибшим, но корабль существует и сегодня в качестве музея в Уилмингтоне в устье реки Кэйп Фейр Ривер, штат Северная Каролина в память о тех жителях штата, которые служили на «Норт Кэролайн» и напоминание потомкам о жертвах, принесенных старшими поколениями.

С самого начала войны с Японией американское командование полагало, что при наличии у противника превосходства в авиации навязать ему классическое эскадренное сражение не получится. Наступало время авианосцев.

Линкор "Норт Кэролайн" и авианосец "Хорнет", февраль 1942 года
Линкор "Норт Кэролайн" и авианосец "Хорнет", февраль 1942 года

У Японии через полгода войны после потери 4 авианосцев оставалось еще два тяжелых и шесть легких авианосцев против трёх ударных авианосцев у американцев. Поэтому командование решило использовать новые линкоры в составе ударных авианосных групп в роли «кораблей ПВО». Действуя совместно с авианосцами, быстроходные линкоры выступали предвестниками десантов, с помощью которых захватывались острова, на которых размещались японские базы. Первыми удар наносили палубные самолеты, затем в дело вступала артиллерия. А когда высаживался десант, соединение быстроходных кораблей и авианосцев наносило удары по ближним японским базам, не давая противнику организовывать и поддерживать оборону. Эта концепция оправдала себя - американцы придерживались ее до конца войны - многочисленные универсальные орудия и зенитные автоматы находили большее применение, чем главный калибр, которым пользовались очень редко, да и в основном работая по береговым целям.

Линкор "Норт Кэролайн" на верфи
Линкор "Норт Кэролайн" на верфи

Так сложилось, что созданные для боя с линкорами противника, в ходе войны линкоры США вели непрерывную борьбу с японскими самолетами. Обеспечивая последнее кольцо защиты вокруг своих АВ, они сами не редко становились целями, но ни один из них не получил с воздуха серьезных повреждений. Все эти концепции отразились на линкоре «Норт Кэролайн» - тяжелое зенитное вооружение с самого начала проектировалось очень мощным - 10 спаренных 127мм/38 установок в средней части корпуса, размещенных на двух ярусах в виде буквы W, которые стали стандартом для последующих типов американских линкоров.

С зенитными автоматами дело обстояло хуже - предусмотренные проектом 28-мм автоматы, прозванные на флоте «чикагским пианино», оказались капризны и ненадежным. Практически сразу после введения в строй их заменили на 8х4 40-мм «бофорсов», а 12,7-мм пулеметы - на 20-мм «эрликоны». В ходе службы число стволов легкой зенитной артиллерии постоянно увеличивалось, и к концу войны насчитывало 132 единицы (24 х 4 40-мм/56 и 8 х 2 и 20 х 1 20-мм/70).

Основа зенитного вооружения линкора "Норт Кэролайн" - 127-мм орудия
Основа зенитного вооружения линкора "Норт Кэролайн" - 127-мм орудия

5 июля 1942 года линкор «Норт Кэролайн» отправился в Перл-Харбор, и по прибытии был включен в состав Task Force 26 (авианосцы «Энтерпрайз», «Саратога» и «Уосп»), где использовался в отряде прикрытия авианосцев. После выхода в море линкор переподчинили в состав 61-го Оперативного Соединения вице-адмирала Ф. Флетчера. В составе 61-го соединения 7 августа 1942 года «Норт Кэролайн» приняла участие в высадке 1-ой дивизии морской пехоты на острова Гуадаканал и Тулаги.

Последующие две недели корабль занимался прикрытием транспортов, подвозящих подкрепления и припасы высадившимся войскам.

Японцы начали сосредотачивать силы для возврата острова Гуадалканал обратно. Уже 19 августа 1942 года из Рабаула на Гуадалканал вышел японский конвой с пополнением под командованием адмирала Танака. Конвой состоял из четырех транспортов, охраняемых четырьмя эскадренными миноносцами. В прикрытии были задействованы авианосцы «Секаку» и «Дзуйкаку», легкий авианосец «Рюдзе», восемь линейных кораблей, четыре тяжелых крейсера и двенадцать эскадренных миноносцев.

Авианосное соединение (авианосцы «Саратога» и «Энтерпрайз», 3 тяжелых крейсера, один легкий и 10 эсминцев), куда входил и линкор «Норт Кэролайн», действовало в 100 милях восточнее Гуадалканала, на пути возможного движения противника.

Линкор "Норт Кэролайн", июнь 1942 года
Линкор "Норт Кэролайн", июнь 1942 года

Разведывательные самолеты обнаружили японские транспорты еще 23 августа, а главные силы были обнаружены только во второй половине дня 24 августа 1942 года. В ходе боя, который вошел в историю как бой у Восточных Соломоновых островов ударная группа с авианосца «Саратога» атаковала и потопила «Рюдзе», было зафиксировано 10 бомбовых попаданий. В это время японские самолеты атаковали «Энтерпрайз» и «Норт Кэролайн».

Для линкора это был первый бой, и начался он не совсем удачно – было зафиксировано несколько попаданий по своему самолету («дружеский огонь»), который пилотировал Макс Лесли, командир авиагруппы «Энтерпрайза». Лесли по радио успел язвительно поздравить линкор с хорошей стрельбой. Это сыграло свою роль - через несколько минут зенитная артиллерия уже вела огонь по японским бомбардировщикам.

Зенитный огонь линкора был такой интенсивный, что со стороны казалось, будто на нем полыхают пожары (по воспоминаниям очевидцев). За восемь минут корабль отразил не менее 18 атак. В итоге линкор не получил никаких повреждений, но «Энтерпрайзу» повезло меньше. Японцы добились трех прямых попаданий в авианосец и нескольких близких разрывов возле него, также причинивших повреждения. Но прекрасно поставленная служба живучести все-таки спасла авианосец от гибели.

Американский авианосец "Энтерпрайз" - напарник "Норт Кэролайн" во многих боях
Американский авианосец "Энтерпрайз" - напарник "Норт Кэролайн" во многих боях

Ночью 24 августа американское оперативное соединение пошло на юг принимать топливо, а японские силы прикрытия, пыл которых несколько остыл после потери «Рюдзе», отошли на север.

В этом бою у японцев были потоплены авианосец, старый эскадренный миноносец и транспорт. Кроме того, они потеряли 90 самолетов с летчиками. Гидроавиатранспорт и легкий крейсер были повреждены. Американцы потеряли 20 самолетов, но многие летчики были спасены, и авианосец «Энтерпрайз» получил тяжелые повреждения.

15 сентября японская подлодка «I-19» торпедировала авианосец «Уосп», и он, охваченный пламенем от загоревшегося бензина, сильно накренился. Горевший корабль сотрясали сильнейшие взрывы, потушить пожары не было никакой надежды, и экипажу пришлось покинуть его. Одновременно, подводной лодкой «I-19», был торпедированы линкор «Норт Кэролайн», находившийся в семи милях от «Уосп». Во время взрыва погибло два матроса, корабль получил серьезные повреждения – из строя вышла носовая башня главного калибра, но остался на плаву. На закате линкор под эскортом из двух эсминцев ушел на атолл Тонгатабу, куда прибыл 19 сентября для экстренного ремонта, а 21 сентября вышел в Перл-Харбор для окончательного ремонта, включая докование, очистку корпуса и установку дополнительного зенитного вооружения. Работы продолжались по 17 ноября 1942 года.

Авианосец "Уосп", погибший примерно одновременно с торпедным попаданием в "Норт Кэролайн"
Авианосец "Уосп", погибший примерно одновременно с торпедным попаданием в "Норт Кэролайн"

Возвращение в строй поврежденных кораблей и прибытие новых заставило командование реорганизовать свои силы в южной части Тихого океана. Во главе с авианосцами «Саратога» и «Энтерпрайз» были образованы оперативные группы, а «Норт Кэролайн», «Вашингтон» и новый линкор «Индиана» стали ядром соединения артиллерийского прикрытия TF64.

Схема попадания японской торпеды в линкор "Норт Кэролайн"
Схема попадания японской торпеды в линкор "Норт Кэролайн"

18 марта 1943 года «Норт Кэролайн» прибыла в Перл-Харбор для модернизации артиллерии и систем управления огнем, которая заняла около месяца. С 1 июня линкор уже участвовал в операциях по поддержке высадок на центральные Соломоновы острова и северное побережье Новой Гвинеи, входя в состав авианосного оперативного соединения. Линкор «Норт Кэролайн» прикрывал высадки десантов на острова: Новая Джорджия (30 июня), Велла Лавелла (15 августа) и Бугенвиль (1 ноября). 17 сентября линкор вернулся в Перл-Харбор, чтобы подготовиться к операции по захвату островов Гильберта. В ноябре линкор был включен в состав Авианосной Оперативной Группы 50.2, образованной вокруг «Энтерпрайз», чтобы принять участие в захвате островов архипелага Гилберта. 19 ноября 1943 года линкор «Норт Кэролайн» принял участие в захвате островов Макин, Тарава и Абемама.

Авианосец "Саратога" - еще один напарник линкора "Норт Кэролайн"
Авианосец "Саратога" - еще один напарник линкора "Норт Кэролайн"

28 ноября корабль присоединился к группе авианосца «Саратога» и продолжил действия в районе островов Гильберта. 8 декабря он участвовал в обстреле острова Науру, выпустив 538 фугасных снарядов.

24 декабря 1943 года в составе группы авианосца «Банкер Хилл», наносил отвлекающий удар по японской авиабазе на Кавьенге (Новая Ирландия). Вернувшись в Гавана-Харбор на Эфейте, 7 января 1944, заправившись и пополнив припасы, линкор проследовал на острова Элиса. Там на нем установили новую шифровальную машину, после чего он вошел в состав 58-го Ударного Соединения быстроходных авианосцев (авианосец «Эссекс») контр-адмирала Марка Митшера, которое стало главной ударной силой ВМФ США на Тихом океане. Уже 29 января участвовал в обстреле островов Рой и Намур, входящих в атолл Кваджелейн. На подходе к остову Рой был замечен японский транспорт, по которому незамедлительно открыли огонь. На транспорте вспыхнул сильный пожар, и вскоре он затонул. На следующий день «Норт Кэролайн» продолжил обстреливать обозначенные цели, одновременно прикрывая авианосцы, которые поддерживали высадку войск на соседние островки.

5 февраля 1944 года, линкор стал флагманом контр-адмирала Уиллиса Ли-младшего, командующего линкорами Тихоокеанского флота США.

12 февраля Ударное соединение быстроходных авианосцев вышло с Мадзуро, чтобы «навести панику» на передовой базе японского флота на атолле Трук (Каролинские острова). Под мощными ударами 16 и 17 февраля из 55 находившихся на базе японских кораблей уцелело только 8-10, 211 самолетов было уничтожено, больше сотни повреждено.

Линкор "Норт Кэролайн" и авианосец "Энтерпрайз" в походе, рисунок
Линкор "Норт Кэролайн" и авианосец "Энтерпрайз" в походе, рисунок

На подходе к Марианским островам ночью 21 февраля авианосцы попали под удар японских самолетов. Одного из нападавших сбили зенитчики «Норт Кэролайн», а еще два - другие корабли.

На рассвете в воздух поднялись самолеты для ударов по островам Сайпан, Тиниан и Гуам. В ходе этих операций на борту «Норт Кэролайн» находился наблюдатель от британского флота коммодор Хопкинс, которого особенно потрясла слаженная работа палубных команд при дозаправке эсминцев в открытом море, а также высокие стандарты обитания и питания американских моряков. Конечно, и королевский флот Великобритании «путешествовал первым классом», но фрукты, соки, газировка и даже... мороженное для всех членов экипажа - это даже для англичан было слишком. Все-таки, флот, который за боевой подготовкой не забывал и о комфорте, заслуживает всемерного уважения.

Ночью 29 марта 1944 года «Норт Кэролайн» записала на свой счет еще один самолет. 30 и 31 марта соединение нанесло удары по Палау, а 1 апреля - по острову Волеаи, где кроме различных сооружений удалось уничтожить 150 самолетов.

6 апреля соединение вернулось на Мадзуро, а через неделю ЛК «Норт Кэролайн» снова вышел в море в составе оперативной группы «Энтерпрайза», чтобы поддержать высадку и захват района Голландия на Новой Гвинее. 21 числа по вражеским аэродромам были нанесены нейтрализующие удары, на следующий день на берег высадилась морская пехота. Следующий выход снова был к Труку, где 29-30 апреля планировалось нанести удары по объектам базы и кораблям.

Утром 29-го линкор открыл огонь по двум приближавшимся к его группе японским самолетам, сбив одного из них.

Линкор "Норт Кэролайн" вместе с линкорами "Саут Дакота" и "Алабама"
Линкор "Норт Кэролайн" вместе с линкорами "Саут Дакота" и "Алабама"

Днем 1 мая линкор открыл огонь по береговой обороне, зенитным батареям и аэродромам на Понапе, крупнейшем из Каролинских островов, выпустив 185 фугасных снарядов. Спустя три дня он вернулся в лагуну Мадзуро, где выявилась необходимость в ремонте главного руля. 14 мая вице-адмирал Ли перенес флаг на «Нью-Джерси», а «Норт Кэролайн» пришлось идти в Перл- Харбор для ремонта, который закончился 24-го. Уже 30 мая 1944 года линкор вернулся, чтобы участвовать в операции у Марианских островов. Следующая десантная операция, в которой участвует «Норт Кэролайн» – высадка на Марианских островах. Снова линкор был включен в состав завесы «Энтерпраза».

6 июня 1944 года соединение вышло в море и с 11-го по 13-е нанесло удары по островам Сайпан и Тиниан, после чего линкоры приступили к артиллерийской бомбардировке Сайпана, прикрывая тральщики.

После окончания траления огонь был перенесен на суда в гавани Танапаг, большинство из которых было уничтожено и повреждено. На берегу начались огромные пожары - это горели склады боезапаса, нефти и снабжения. Воздушные удары по острову продолжались еще два дня, а 15-го началась высадка десанта. В тот день ЛК «Норт Кэролайн» сбил еще один самолет - один из двух, сумевших прорваться сквозь американский воздушный патруль. Когда высадившиеся части вступили в кровопролитные бои, японский флот, который базировался на Тави-Тави на юге Филиппин, ожидая, когда выяснится, где американцы нанесут главный удар, вышел из района Филиппинских островов, чтобы принять участие в оборонительных операциях. Выход флота привел к большому морскому сражению, получившему название первого боя в Филиппинском море.

Линкор "Вашингтон" - систершип "Норт Кэролайн" и напарник по многим походам
Линкор "Вашингтон" - систершип "Норт Кэролайн" и напарник по многим походам

58-е Ударное соединение, представлявшее собой внушительную силу, в состав которого входили 7 АВ типа «Эссекс», 8 легких авианосцев, 7 быстроходных линейных кораблей, 13 крейсеров и 58 эскадренных миноносцев, выдвинулось навстречу японскому флоту. На авианосцах 58-го оперативного соединения было около 1000 самолетов, и в передовом районе для разведки и подавления баз противника 764 боевых самолета берегового базирования. Японские авианосцы имели 450 самолетов и около 600 самолетов на береговых аэродромах.

19 июня «Норт Кэролайн» вместе с шестью быстроходными кораблями, в составе группы TG 58.7, действовала отдельно и несколько впереди от авианосцев - как раз на ожидаемом курсе подлета противника. В 130 милях западнее была обнаружена большая группа японских палубных самолетов, идущих в атаку на соединение. Для отражения атаки были высланы большие группы истребителей. Американские самолеты уничтожили большую часть противника на дальних подступах, но некоторым удалось прорваться к цели. Зенитчики «Норт Кэролайн» сбили двоих из них, а еще 7 сразил огонь соседних линкоров. Потери японцев оказались такими большими, что день 19 июня потом вспоминали как «стрельбу по индейкам при Марианах».

По итогам боя погибли три японских авианосца, и еще два танкера потопили самолеты вечером 20 июня. Американский флот потерь не понес, а повреждения оказались небольшими. Линкор «Саут Дакота» получил попадание бомбой, которое никак не сказалось на его боеспособности, и два авианосца были повреждены близкими разрывами.

Линкор "Норт Кэролайн" у Сайпана
Линкор "Норт Кэролайн" у Сайпана

Заправившись у Сайпана, «Норт Кэролайн» прикрывал удары авианосцев по островам Гуам, Рота и Паган, а затем оказывал артиллерийскую поддержку войскам, высаживавшимся на Сайпан. После захода на атолл Эниветок он 17 июля ушел на верфь Пьюджет Саунд в Бремертоне для ремонта гребных валов. Ремонт длился с 23 июля по 1 октября, а 20 октября 1944 года линкор был уже в Перл-Харборе. В это время началась широкомасштабная высадка в заливе Лейте, и «Норт Кэролайн» 5 ноября прибыла на атолл Улити, чтобы присоединиться к Оперативному соединению быстроходных авианосцев.

17 ноября линкор «Норт Кэролайн» зашел на Улити для пополнения запасов. В лагуне атолла утром 20 ноября линкор потерял свой танкер «Миссисинева», который на якорной стоянке утопили японские карликовые подлодки. На танкере погибло 50 человек экипажа. Затем линкор в составе группы авианосца «Эссекс» вышел с Улити 22 ноября для нанесения удара по центральной части острова Лусон.

Танкер "Миссисинева" перевернулся и тонет
Танкер "Миссисинева" перевернулся и тонет

10 декабря быстроходные авианосцы в сопровождении «Норт Кэролайн», других новых линкоров и прочих кораблей вышли в море для нанесения предварительных ударов по аэродромам острова Лусон, с которых японская авиация могла воспрепятствовать вторжению на Миндоро.На это раз «Норт Кэролайн» , «Вашингтон» и «Саут Дакота» входили в прикрытие оперативной группы TG38.3.

Линкорам приходилось не только прикрывать авианосцы от воздушных и надводных атак, но также заправлять из собственных топливных запасов эсминцы. Во время одной из таких дозаправок 21 января в 100 милях к востоку от южного берега о. Формоза, когда «Норт Кэролайн» и «Вашингтон» были связаны шлангами с парой эсминцев каждый и двигались в стороне от других кораблей своей оперативной группы на 16 узлах, «камикадзе» сумели повредить авианосцы «Ленгли» и «Тикондерога».

26 января 1945 года соединение вернулось на Улити. К этому времени с момента ввода в строй линкор «Норт Кэролайн» «намотал на лаг» 232170 миль. 10 февраля 1945 года, «Норт Кэролайн» вместе с «Вашингтоном», входящие в прикрытие группы TG 58.4 (авианосцы «Йорктаун», «Рендольф», «Лэнгли», «Кабот»), снова вышли в море для поддержки операции по захвату острова Иводзима. 16 февраля палубная авиация нанесла удары по заводу военно-морской базы Йокосука, уничтожив сотни самолетов. На следующий день удар был нанесен по Токио.

«Норт Кэролайн» и «Вашингтон» вместе с флагманом Спрюэнса - тяжелым крейсером «Индианаполис» присоединились к оперативному отделению TF54 контр-адмирала Роджерса (6 старых линкоров, 5 крейсеров, 16 эсминцев) для артиллерийской поддержкой десанта на Иводзиму. 22 февраля «Норт Кэролайн» открыла огонь главным калибром по береговым батареям и укреплениям противника на острове, куда высаживались морские пехотинцы, в шутку назвавшие линкор своей «артиллерией».

Линкор на базе Улити, ноябрь 1944 года
Линкор на базе Улити, ноябрь 1944 года

«Норт Кэролайн» 1 марта вернулась на Улити для пополнения запасов и дозаправки. Но 14 марта соединение снова вышло в море, чтобы нанести удар по авиационному центру на острове Кюсю с целью еще больше ослабить противника перед грядущей высадкой на Окинаву. На этот раз 6-я дивизия ЛК составе «Вашингтона», «Норт Кэролайн» и «Саут Дакоты» входила в прикрытие авианосцев оперативной группы TG 58.3 «Essex», «Банкер Хилл», «Хэнкок», «Кабот» и «Батаан»). 19 марта в авианосец «Франклин» попали две полубронебойные бомбы, сброшенные с небольшой высоты одиночным самолетом, прорвавшимся к цели под прикрытием облаков. Корабль удалось спасти только благодаря доблести и мастерству его экипажа. Крейсер «Питтсбург» на 14 узлах потащил поврежденный авианосец в Перл-Харбор, «Норт Кэролайн» своими зенитками прикрывала отвод «Фраклина» из опасной зоны.

24 марта линкор участвовал в обстреле южной оконечности Окинавы. Выпустив по берегу 158 406-мм снарядов, «Норт Кэролайн» снова вступил в ордер ПВО авианосцев, самолеты которых атаковали японские укрепления на острове. 1 апреля 1945 года линкор оказывал прямую поддержку высадившимся частям, но стрельба по берегу не помешала ему сбить 6-го числа трех «камикадзе».

В ходе этого с боя с самолетами, 127-мм снаряд с соседнего линкора попал в основание директора №2 127-мм батареи левого борта «Норт Кэролайн» убив 3 и ранив 44 человек. На следующий день зенитным огнем линкора был сбит еще один самолет, который пытался атаковать «Эссекс», а 17 - ещё два. Через день «Норт Кэролайн» обстреливал юго-восточный берег Окинавы, выпустив 201 406мм снаряда. До 27 апреля, пока не был отозван на Улити, линкор принимал активное участие в боевых действиях и его орудия не умолкали ни днем, ни ночью.

Ударное соединение TG.38.3 в декабре 1944 года у Филиппин: авианосец "Тикондерога", линкоры "Вашингтон", "Норт Кэролайн", "Саут Дакота", крейсер "Санта Фе".
Ударное соединение TG.38.3 в декабре 1944 года у Филиппин: авианосец "Тикондерога", линкоры "Вашингтон", "Норт Кэролайн", "Саут Дакота", крейсер "Санта Фе".

9 мая линкор прибыл в Перл-Харбор, где приступил к текущему ремонту и починке повреждений, которые закончил 28 июня. 15 июня корабль стал флагманом 6-й дивизии линкоров контр-адмирала Т.Р. Кули.

7 июля 1945 года линкор у Маршалловых островов имел рандеву с оперативной группой авианосца «Рендольф», направлявшейся к берегам самой Японии. 10 июля был нанесен неожиданный удар по Токио, а спустя четыре дня палубная авиация совершила 1391 самолетовылет на Хокайдо и северную часть Хонсю. 15 июля корабельные орудия впервые обрушились на острова японской метрополии, серьезно повредив металлургический завод в Камаси. Вторая артиллерийская бомбардировка в тот же день вывела из строя заводы Нихон Стил Компани и металлургические заводы Ваниси в Муроране, остров Хокайдо. ЛК «Норт Кэролайн» в это время прикрывал авианосцы, а шанс отличиться самому ему представился 19 июля, когда он принял участие в обстреле заводов в Хитачи, расположенных в 65 милях к северо-востоку от Токио.

Вместе с «Норт Кэролайн» в обстреле принимали участие линкоры «Висконсин», «Миссури», «Aлабама» и британский «Кинг Джордж V». 28 июля соединение нанесло несколько ударов по району Куре-Кобе.

Июль 1945 года у берегов Японии - линкор "Норт Кэролайн" и авианосец "Рендольф"
Июль 1945 года у берегов Японии - линкор "Норт Кэролайн" и авианосец "Рендольф"

Утром 15 августа 1945 года был получен приказ о прекращении военных действий против Японии, и поднятые для удара по Токио самолеты пришлось отозвать на авианосцы. В следующие дни с «Норт Кэролайн» передали несколько подразделений морских пехотинцев, офицеров и матросов на другие корабли для службы в составе оккупационных сил. Его оперативная группа продолжала нести патрулирование над центральной частью Хонсю, пока первые части оккупационных сил транспортными самолетами перевозились с Окинавы на аэродром Ацуги. Линкор патрулировал в районе к югу от Сикоку до 2 сентября, когда на борту «Миссури» был подписан акт о капитуляции Японии. «Норт Кэролайн» простоял на якоре в Токийской бухте до 5-го числа, чтобы дождаться возвращения членов своего экипажа, несших службу в Токио, а на следующий день ушел домой.

В октябре линкор «Норт Кэролайн» вернулся к родным берегам. Зимой прошел плановый ремонт, а летом 1946 года участвовал в учениях у побережья Новой Англии. Официально корабль разукомплектовали 27 июня 1947 года и поставили в резерв в Байонне, штат Нью-Джерси, но в 1954 начались исследования по возможностям дальнейшей эксплуатации корабля. Исследования показали, что корабль подходит для участия в операциях флота по большинству характеристик, за исключением скорости. Но работы по модернизации корабля хоть выглядели технически осуществимыми, но требовали около 40 млн. долларов. Поэтому модернизацию сочли не практичной, а проект отправился в архив.

«Норт Кэролайн» находился в резерве, пока 1 июня 1960 года его имя не исключили из списков флота. Губернатор штата Северная Каролина Ходжес загорелся идеей превращения линкора в мемориал и 11 ноября назначил комитет для претворения этой идеи в жизнь.

Когда все формальности были улажены, 6 сентября 1961 года состоялась передача корабля, проданная одноименному штату за 250 000 долларов. Мемориал был открыт 29 апреля 1962 года. Власти штата выделили под него парк площадью 60 акров. Офицерская кают-компания на главной палубе стала музеем, который открыт для публики ежедневно с 8 утра и до заката солнца. Каждый желающий может пройти по верхней, главной и части нижней палубы, надстройкам и мостикам, посмотреть фильмы об истории этого заслуженного корабля.

Линкор "Норт Кэролайн" - в наши дни
Линкор "Норт Кэролайн" - в наши дни

Линкор «Норт Кэролайн» считается, по сути, переходным кораблем, в котором традиционные решения уживались с принципиально новыми. Линкор не предназначался для традиционных морских баталий в составе эскадр тихоходных кораблей, от них он мог просто уйти. А его основной задачей стала охрана авианосцев от быстроходных кораблей японского флота и от палубной авиации. По сравнению с европейскими морскими державами, США получили большое преимущество во времени, будучи втянутыми в войну на два с лишним года позже. Американские специалисты могли спокойно изучать опыт боевых действий на море и учесть его при достройке своих кораблей. Поэтому неудивительно, что американские линкоры оказались наиболее подготовленными к основному виду действий корабельной артиллерии во второй мировой войне - отражению атак авиации противника.

Статья baloo_bst из архива Navygaming, №2(2)/2013.

Источники: Friedman N. US Battleships: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-1985.-479 с.; Балакин С.А. Суперлинкоры Америки. «Айова», «Миссури», «Нью-Джерси», «Висконсин»/ С.А.Балакин.- М.: Коллекция: Яуза: Эксмо, 2009. – 128 с.; Дашьян А. В., Патянин С.В. и др. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия. - М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. - 416 c.; Чаусов, В.Н. Линкоры типа «Саут Дакота» /В.Н. Чаусов//- Морская коллекция, спецвыпуск 1 – 2005. – 64 с.; Сулига, С. Линкоры типа «Норт Кэролайн». — Москва: Цитадель-трейд, 1998. — 52 с. ; С.Балакин, А.Дашьян, С.Патянин, М.Токарев, В.Чаусов. «Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота». — Арсенал коллекция. — Москва: Эксмо, 2006. — 256 с.; материалы сети интернет.

Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: