Найти в Дзене
Без кино всё не то

«Нужные вещи»: о Голлуме в каждом из нас

Первый роман Стивена Кинга, написанный после излечения от алкогольной и наркотической зависимости. Роман, в котором автор решил «перевернуть страницу» и распрощаться с любимым городом Касл-Рок, где происходило действие многих других его историй. Роман, в котором наконец-то обнаружилась свежая идея и про который я могу с чистой совестью сказать, что он мне понравился. Кинг, конечно, и раньше писал про «демонические вещи», но здесь несколько иное. По сюжету в маленьком городке открывается новый магазин, владелец которого точно знает, что нужно каждому из жителей. И поначалу можно подумать, что весь смысл и весь фокус — как раз в этом загадочном мужчине, у которого есть всё на свете и который знает вашу самую сокровенную тайну. Но дело здесь не в нём и не в его магических силах, а в том, каким смыслом мы сами наделяем определённые вещи. Как мы стремимся обладать чем-то материальным, а потом прячем это от чужих глаз, потому что слишком больно или слишком стыдно. Как наша «нужда» превращает

Первый роман Стивена Кинга, написанный после излечения от алкогольной и наркотической зависимости. Роман, в котором автор решил «перевернуть страницу» и распрощаться с любимым городом Касл-Рок, где происходило действие многих других его историй. Роман, в котором наконец-то обнаружилась свежая идея и про который я могу с чистой совестью сказать, что он мне понравился.

Кинг, конечно, и раньше писал про «демонические вещи», но здесь несколько иное. По сюжету в маленьком городке открывается новый магазин, владелец которого точно знает, что нужно каждому из жителей. И поначалу можно подумать, что весь смысл и весь фокус — как раз в этом загадочном мужчине, у которого есть всё на свете и который знает вашу самую сокровенную тайну. Но дело здесь не в нём и не в его магических силах, а в том, каким смыслом мы сами наделяем определённые вещи. Как мы стремимся обладать чем-то материальным, а потом прячем это от чужих глаз, потому что слишком больно или слишком стыдно. Как наша «нужда» превращается в зависимость и медленно сводит нас с ума.

Другими словами, каждый житель Касл-Рока становится эдаким Голлумом, чахнущим над «своей прелестью» и готовым ради неё на самые гнусные поступки. Карнавалом заправляет тот самый продавец по имени Лиланд Гонт, настраивающий мирных соседей друг против друга и готовящий «большой взрыв» к финалу. По версии некоторых читателей Лиланд Гонт — эдакий аналог Воланда из «Мастера и Маргариты», и якобы даже его имя можно принять за анаграмму. Хотя аналогия вполне понятна, важнее здесь всё-таки не продавец, а сами люди. В этом плане «Нужные вещи» предвосхищают более поздний роман Кинга — «Под куполом», где жители другого маленького городка начинают вариться в собственном соку.

Сверхъестественный элемент — здесь просто предлог для того, чтобы поразмышлять о человеческой природе и социальных механизмах. На мой взгляд, лучшие книги «короля ужасов» именно такие: более реальные, чем фантастические. Пугающие темнотой, которая сидит в человеческих душах, а не в выдуманных монстрах и демонических сущностях.

-2

Фильм.

Поразительно, но в экранизации испортили всё, что смогли. Убрали половину персонажей, убрали все предыстории, убрали идею, что мы сами наделяем вещи ценностью и сами становимся их рабами. Акцент предсказуемо сдвинули на Лиланда Гонта и на его дьявольские проделки. Хотя Макс фон Сюдов, сыгравший демонического продавца, — здесь действительно единственное светлое пятно, на одном этом далеко не уедешь. Непосредственно сюжет «Нужных вещей» не настолько яркий и увлекательный, и нужно было либо делать «быстрее, выше, сильнее» (на что у создателей не хватило бы бюджета), либо сконцентрироваться на психологии происходящего.

К сожалению, авторы сего творения посчитали иначе, и в результате получилось абсолютно бездарное, скучное кино со смешными спецэффектами.

Вывод.

Книгу рекомендую. Хотя она не войдёт в список моих самых любимых у Кинга, это всё-таки очень крепкая работа, где писатель проявил себя с лучших сторон. А вот экранизацию можете смело пропускать — разве что вы планируете себя помучить.