Здравствуйте, уважаемые читатели!
Приглашаю вас сегодня в Самару: в театр «Самарская площадь» на спектакль «Кроткая» по рассказу Фёдора Михайловича Достоевского.
Это — не премьера (идёт спектакль аж с 2015 года), но всё же, если вы живёте в Самаре или приехали сюда — посмотрите «Кроткую». Не пожалеете.
Спектакль интересен прежде всего своей гармоничностью. Сейчас многие театры ставят на минимализм постановки. Под «минимализмом» я имею в виду минимум декораций, минимум музыкального сопровождения, минимум разнообразия в костюмах и, наконец, минимум действующих лиц. Хотя минимум декораций, конечно, на первом месте в этом списке. Иногда эта тяга «убрать всё отвлекающее» (или желание сэкономить) работает в ущерб зрелищности, достоверности происходящего, да просто красоте. Так в постановке Андрея Кончаловского «Вишнёвый сад» отсутствие полноценного представления о доме героев и, собственно, о саде, мешали мне глубоко сопереживать им. Звучит возможно странно, но как я могу оплакивать потерю людей, если я не вижу, что они теряют?
В «Кроткой» же минимализм работает именно на постановку, подчёркивая «мелочность», будничность и бедность окружающей персонажей обстановки, да и их жизни в целом. При этом, несколько приёмов помогают развитию сюжета: то лучи солнца проникнут сквозь освобождённые от бумаги окна, то кушетка станет воротами, сквозь которые состоится важный разговор героев.
Созданию нужной атмосферы помогают и музыкальное сопровождение, и игра со светом.
«Окружение», конечно, лишь сопутствует главному — игре актёров.
Владимир Лоркин в главной мужской роли (Ростовщик или просто Он) потрясающ и великолепен. Именно Лоркин является главной движущей силой действа.
Он буквально заставляет зрителя пережить всю гамму эмоций: от презрения до сочувствия, от раздражения до жалости. Он и сам переживает эту гамму, каждой его эмоции веришь.
Но «Кроткая» не моноспектакль и история была бы неполной без главной героини. Екатерина Репина своей игрой оттеняет, дополняет игру партнёра, создаёт ту самую гармонию.
Лёгкий красивый образ в пастельного тона платье — нежный и всё же беззащитный.
Чувствуешь, что между персонажами есть «химия»: болезненная, надломленная «химия Достоевского».
Также в спектакле присутствует и третий персонаж — пожилая работница героев Лукерья. Виктория Просвирина безукоризненно справилась с «возрастной» ролью, а её персонаж добавил сюжету юмора.
Про юмор хочу сказать отдельно: в отличие от многих современных постановок, в «Кроткой» он деликатно «вкраплён» повествование и выглядит действительно уместно.
Спектакль, по отзывам смотревших его несколько раз зрителей, каждый раз вызывает различные эмоции, но неизменно оставляет сильное впечатление. Автор канала «ex libris» видел «Кроткую» пока что лишь единожды, но слова про «сильное впечатление» поддерживает.
Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание!