В путинской Росии много общего с Россией Николая Второго – не зря же «патриоты» от власти любят поговорить о «возрождении традиций». Но вот в том, что касается протестного движения, то разница огромная.
В начале прошлого века борьба рабочих за свои права была очень активной, её не могли сдержать самые жестокие репрессивные меры. И Ленин в работе «Что делать?» опасался, что партия не поспевает за ростом масштабов протеста. Ныне же подавляющее большинство людей погружены в социальную апатию, и только, если жизнь капиталистической России прижмёт лично их достаточно сильно, пробуждаются от неё на короткое время. Так что перед любой реально оппозиционной партией сегодня стоит задача не направлять протест масс, а побуждать массы к нему.
Но это не только не «отменяет» одну из важнейших идей Ленина о необходимости вносить в протестное движение социалистическое сознание, но , напротив, ещё более повышает её значение. Потому что постсоветская Россия много раз подтверждала, что без внесения социалистического сознания протестное движение пойдёт в русле буржуазной идеологии.
К примеру, в 90-е годы, когда протестная активность была достаточно высока, КПРФ направляла её не против капитализма как строя, а против личности Ельцина. В результате неприятие «компрадора и пьяницы» Ельцина охватило почти все слои населения (за исключением, разве что чиновников и олигархов). А в результате, когда во главе России был поставлен трезвенник и ,на словах, патриот Путин, то большинство недавно выступавших за смену власти, его приняли. Хотя он с самого начала проявил себя как ещё более жесткий сторонник утверждения в России капитализма.
Очевидна, что идея Ленина о создании как можно более открытых оппозиционных организаций трудящихся и предельная конспирация деятельности партии, в современной России неактуальна. С одной стороны, о какой конспирации партии можно говорить, если она сама ежегодно подаёт в Минюст данные о своём составе и своей деятельности. С другой стороны, очень многие из тех трудящихся, которые участвуют в протестной работе, всячески её конспирируют, дабы избежать неприятностей на службе.
Но при всём том мысль Ленина о необходимости готовить из членов партии профессионалов борьбы, умеющих возглавить стихийный протест масс, и ныне не менее актуальна.
Нельзя сказать, что в КПРФ нет активистов, которые при вспышках недовольства людей какими-то решениями властей могут стать организаторами протестных выступлений. Но среди членов партии они составляют ничтожное меньшинство, а большинства ограничивается ролью массовки в акциях протеста. В других движениях левой оппозиции положение ещё хуже.
А если говорить о теоретической подготовке партийцев. То с ней дела обстоят совсем плачевно. Я знаю партийных руководителей регионального и местного уровней, которые в отношении теории марксизма-ленинизма стерильно невежественны. Ла и теоретическая подготовка высших эшелонов КПРФ вызывает сомнение – достаточно вспомнить, что одной из целей борьбы КПРФ названо социальное государство, о котором специалист в марксистско-ленинской теории Виктор Васильевич Трушков писал: «Капиталистическая начинка социального государства». А ведь Владимир Ильич особо подчёркивал огромное значение теории. Ну, действительно, как нести социалистическое сознание в массы, если сам имеешь о нём весьма смутное представление.
Чрезвычайно актуально сегодня и предупреждение Ленина об опасности поддаться искушению «экономизма». Если взять последнюю предвыборную программу КПРФ, то складывается впечатление, что её готовили по заветам теоретика «экономистов» А.С. Мартынова, оппонентом которого выступил в работе «Что делать?» Ленин.
Свои заметки о работе «Что делать?», которой в этом году исполняется 120 лет, завершу тем, с чего их начал. В 1895 году активных сторонников марксизма в России было несколько человек. В начале ХХ века Российская социал-демократическая партия только проходила период становления. Но, благодаря правильно и чётко разработанной Лениным стратегии движения и неуклонному следованию ей, осенью 1917 года большевики «давно подготовленные Лениным», как отметил Берляев, оказались, единственной партией, способной претендовать на власть во всеоружии реальной силы.
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Ьелгород