Найти тему

Психология детских шахмат, часть 4.

Что будет, если ничего не делать

Мы частенько наблюдаем одну и ту же интересную ситуацию в игре начинающих и малоопытных ребят: многие из них, когда попадают в совершенно незнакомую позицию, реагируют похожим предсказуемым способом. Они начинают... ходить туда-сюда, топтаться на месте и, как говорят тренеры по настольному теннису, "перекидывать мячик на сторону противника". То есть буквально "ничего не делать".

"Хоть пешкой подавись, не знаю, что делать!"
"Хоть пешкой подавись, не знаю, что делать!"

Вот свеженький пример из детских шахмат:

Люстик - Бугаев (Первенство г. Новокузнецка до 9 лет, 2021 год)

-2

У белых "чистая" лишняя фигура в эндшпиле! Но... играют ребята-шестилетки. И белые слегка не уверены в своих силах...

1. Kрf4 Kрf6

Вот незадача, на королевский фланг черные не пустили!

2. Kрe4 Kрe6

А на ферзевый фланг бежать страшно! Ведь чёрные тогда прорвутся к белой пешке "Н"! Кроме того, "срывать" с "насиженного" места коника никак не хочется, а вдруг чёрная пешка "А" вперёд побежит!.. Уж лучше пусть надёжно стоит на месте! Примерно такие мысли наверняка "терзали" белых в этот момент))

3. Kрf4 Kрf6 4. Kрe4 Kрe6

Что же делать... "Потоптавшись" немного на месте, белые всё-таки набрались смелости и рванули на другой фланг.

5. Kрd4 Kрf5 6. Kрc5 Kрg4 7. Kрb5 Kрh4 8. Kрa5 Kрg3?! 9. b4 h4

По идее, партия должна закончиться вничью, ферзи проходят одновременно. Да ещё и поиграть на победку белыми можно, так как очередь хода будет за ними, их ферзь проходит с шахом!

И вот сейчас белые очень некстати вспомнили, что у них же есть "лишний" конь! Почему бы не отправить его "сражаться" с чёрной пешкой "Н", а самим провести свою пешку. Ведь конь-то с пешкой справиться должен, он большой и сильный! Но кто бы мог подумать, что с крайней пешкой так трудно коню справится... В 6 лет об этом догадаться нереально, если это специально не объясняли.

10. Кc3?? h3 11. Кe2+ Kрg4!

О ужас! Конь потерял несколько драгоценных ходов белых, а сделать с чёрной пешкой ничего не может! Черная пешка первой проходит в ферзи с "запасом".

12. b5 h2 13. Кg3 (Ход последней надежды, а вдруг не срубят!) 13...Kрg3 14. b6 h1Ф 15. Kрa6 Фa8+ 16. Kрb5 Фb7 и черные победили без приключений.

Бугаев Саша
Бугаев Саша

Ну как вам ситуация? Знакома?)) Мы таких наблюдаем по нескольку за один детский турнир. И мы не одиноки в этих наблюдениях! Вот вам похожий, как две капли воды, пример из книжки Андрея Ободчука "Учись побеждать", только с нашими комментариями.

Гордей Колесов - NN (14.04.2015г.)

-4

Чуть больше пешек на доске, чем в прошлом примере, но суть ситуации та же!

1...Kрa6 2. Kрd5

Белые "слегка" переживают перед отправкой короля в путешествие на королевский фланг и "топчутся" на месте. А вдруг черные "подкрадутся" к пешке "А"?))

2...Kрb6 3. Kрd6 f6 4. Kрe7

Но всё-таки решаются! Хотя почему бы коня-то лишнего не использовать? Или на худой конец хотя бы пешки пододвинуть поближе к полю превращения: 4. f4 g6 5. g4 g5 6. f5.

4... Kрc5

У черных другой игры нет

5. Кe6?+

Раз уж переживаете за чёрную пешку "А", то почему бы просто не уничтожить её: 5. Кb3+ Kрb4 6. Кa5, нет пешки - нет проблем! Но коняшку-то жалко! А если жалко, то теперь проблем не избежать.

5...Kрb4 6. Кd4 Kрa4

И снова вот она, "злополучная" пешка "А"!

7. Kрf7 Ka3 8. Kрg7 a4 9. Кc2?+ Kрb3 10. Кa1??+ Kрb2

Ой... а конь попался

11. Kрh6 a3 12. Kрg6 a2 13. h4 Kрa1 14. h5 Kрb2 15. h6 a1Ф 16. h7 Фb1??+ 17. Kрg7 f5?? 18.h8Ф и белые всё-таки выиграли эту позицию. Хотя должны были проиграть, если бы черные вместо 16...Фb1 пошли, к примеру 16...Фа8 17. Крg7 и 17...Фg2+

То есть проблема не НовА! И её приходится решать всем тренерам: от рядовых до "ТОПовых")))

Ладно, когда дело касается эндшпиля. Где-то ребятам может не хватать знаний, как в двух показанных примерах (кто ж мог догадаться, что крайняя пешка такая "противная" для коня?!), где-то дети могут выбрать "не тот" план действий, где-то могут метаться от одного плана к другому... Но такое часто случается и в середине игры! Вот вам парочка примеров на подобное развитие событий:

Гилев - Шлыков (Первенство г. Новокузнецка до 9 лет, 2021 год)

Решающая партия, определяющая победителей Первенства до 9 лет 2021 года
Решающая партия, определяющая победителей Первенства до 9 лет 2021 года

Белые отлично провели начало и середину партии до этого момента. Они "водрузили" в центр красавца-коня, атакуют на королевском фланге... Чёрные здесь приуныли и уже почти не борются.

1... Сh3??! Ход "на удачу". 2. Кe7?+

Совершенно не нужный промежуток. Достаточно просто 2. Фh3 без всяких приключений

2... Лe7 3. fe Лe8 4. gh?!

И снова "любезность" со стороны белых. Короля раскрывать совершенно незачем - 4. Фh3.

4... Фg6+ 5. Kрf2?

Гилёв Слава
Гилёв Слава

А вот теперь белые демонстрируют показное "НичегоНеделаниЕ"! Их фигуры явно "залежались" на боку и совершенно не хотят помогать своему королю! Пойдя 5.Лg2 и выстроив затем свою тяжелую артиллерию по вертикалям "F" и "G", белые легко побеждали!

5... Лe7 6. Лg1 Qf6+ 7. Kрe1 Фh4+ 8. Kрd1 Фh5+

Черные конечно могли "съесть" пешку 8... Лe4, но, как потом признался Светик: "Что толку в пешке, если я без ладьи! Единственный шанс - добраться до короля!" Очень логично.

9. Kрc2 f5!?

Отличная "пугалка" для белых! "Попробуй, сруби! А я тебе 10...Ле3 "вкачу"!" Но, конечно, срубить можно было, страшного ничего для белых не было.

10. Фg3?! fe

Сработало! Теперь у черных появились "реальные" козыри - две проходные по центру, за ладью! Видели бы вы тут лицо белых. Они были в ужасе! И хотя на уровне взрослых разрядов эта позиция за белых с большим преимуществом, однако для детей оценка совершенно другая! Белые так и не смогли прийти в себя и проиграли буквально в несколько ходов:

11. Лf2? d3+ 12. Kрc1 e3 13. Фb8?+ Лe8!

Под боем ладья и ферзь белых. И они поддались панике, хотя ещё был ход 14. Фg3, но и там черные пешки стремительно бежали вперёд 14...d2!

14. Фd6?? ef 15. Лf1 Лe1+ 16. Лe1 feЛ+

Напоследок Светик решил слегка "повыделываться" и поставил ладью вместо ферзя. Он уже рассчитал мат. Но "нагоняй" от тренера за это получил))

17. Kрb2 Фe2+ 18. Kрc3 Фc2#

Шлыков Светик
Шлыков Светик

Вот так бывает у детей... Чтобы такого не происходило мы категорически ПРИЗЫВАЕМ БОРОТЬСЯ С "ЛЕНЬЮ" ваших фигур! Они должны быть дружной командой, а не гулять каждая "сама по себе"!

Примерно похожая история произошла ещё в одной важнейшей партии с этого же первенства.

Лошкарев - Дворцов (Первенство г. Новокузнецка до 9 лет, 2021 год)

Партия лидеров!
Партия лидеров!

Суперголоволомная партия для детей! Очень показательный пример на взаимодействие фигур, их "общекомандную" игру. Опустим начало и середину, где каждая из сторон действовала с переменным успехом. Сейчас у чёрных выиграно, не смотря на то, что белые своим ходом забирают слона. Просто белый слон на "А7" попался и выбраться ему не суждено, по крайней мере "нормальными" способами.

1. Лe5 f6??

Достаточно было сделать "форточку" 1...h6 и затем "изловить" слона "А7", открыв дорогу ладье "А2" ходом 2...Кс4. После этого черные оставались с солидным преимуществом. Но как же можно оставить без внимания такую соблазнительную "кучку" белых фигур и не поставить "вилку" пешкой?

2. Сe6!+

Теперь преимущество уже на стороне белых. Но как трудно играть, когда "висит" буквально ВСЁ! Вот теперь и скажется, кто лучше умеет играть своими фигурками.

2...Kрh8 3. Лf5?!

Дворцов Лёша
Дворцов Лёша

Ход хоть и плохой, но имеющий смысл. Преимущество за белыми оставляли "форсированные" ходы: 3. Кf7!+ Kрg8 (Не проходит 3... Лf7 4. Сa2! fe 5. Сf7) 4. Кd8+ Kрh8 5. Лd5

3... Лc2?

Медленный, ленивый, сонный, "черепаший" ход! Можно ещё подобрать с десяток эпитетов! Фигуры черных двигаются как будто "замороженные"! А надо энергичными прыжками напасть несколько раз и выиграть: 3... Лa1!+ 4. Kрh2 g6! 5. Лf3 Kрg7! 6.Ке4 Кb5! и все "набеги" отбиты, а белые фигуры гибнут.

4. Сb6?!

По-детски ход понятный, но ещё можно было вернуться к хорошему варианту: 4. Кf7+ Kрg8 5. Кd8+ Kрh8 6. Лd5. Однако уже и сейчас нормально.

4... g6??

Медленно! Раньше надо было! Теперь черные уже не успевают. Нужно было рубить слона на "B6" и соглашаться на ничью: 4... cb 5. Кf7+ Kрg8 6. Кd6+ Kрh8 7. Кf7=. А теперь уже белые "первые".

5. Сc5!

Лошкарёв Демид
Лошкарёв Демид

Чуть точнее симпатичная комбинация 5. Лf6! Лf6 6.Сd4 Крg7 7.Ке4. Но и так очень хорошо.

5... Лd8? 6. Сa3?

Сразу побеждало 6. Сe7

6... gf??

Могла ещё получится комбинационная буря, правда "прыткости" белым фигуркам всё-таки хватало: 6...Лd1 7.Крh2 gf 8.Се7 Крg7 9.Сb3! Лсс1 10.Cd1 Лd1 11.Кf3 с большим преимуществом. Но игры тут было ещё много.

7. Сe7?

Белые увлеклись красотой. Быстрее и проще банально съесть ладью: 7. Кf7+ Kрg7 8. Кd8

7... fg?? 8. Сf6#

Красавец мат был поставлен на доске! Слоны победили ладей. Красиво, не часто такое увидишь!

Плодотворный турнир получился))
Плодотворный турнир получился))

Итак, мы думаем, основной "посыл" понятен. Давайте подведём итоги:

  1. Фигуры обязательно должны быть заняты делом! Не должно быть такого, что кто-то "отлёживается" в сторонке "на диванчике"!
  2. "Плохой" план лучше, чем отсутствие плана вообще. Хуже "стоять" на месте и вообще ничего не делать. Тогда противник может сделать всё за вас! Дождётесь гола в свои ворота (как в партии Гилев-Шлыков).
  3. В первую очередь нужно рассматривать быстрые, активные, "форсированные" продолжения! На этот счёт у нас даже есть своя "клубная" рекомендация для поиска хорошего хода: "Проверяйте всегда сперва шахи, потом срубы, потом нападения. И только потом всё остальное!"
  4. Если у вас несколько планов, то "метание" от одного плана к другому может закончится печально. Потому что ситуация на доске меняется достаточно быстро. И через несколько ходов ваши "прошлые" планы могут оказаться уже ошибочными. Поэтому всегда перепроверяйте себя после изменений, произошедших на доске!
  5. И обязательно разбирайте с тренером свои партии, изучайте разные темы, познавайте новое! Это поможет вам ориентироваться в сложных ситуациях, понимать, хорошая у вас позиция или плохая, выбирать "правильные" планы.

Успехов!

Понравилась статья? Ставьте лайк, а также заглядывайте на наш телеграмм-канал, где вы найдете решения из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем": https://t.me/chesschamion42.

Заходите в гости и к нам на ютуб, где вас ждём много интересных видео: https://www.youtube.com/channel/UC95GCTBXh1hY8qtgnjbqd0Q.

И не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новых публикаций!

#детские шахматы #детская психология #шахматы для всех #психология детских шахмат #шахматы #шахматный клуб чемпион #шахматы кузбасс #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам