Что будет, если ничего не делать
Мы частенько наблюдаем одну и ту же интересную ситуацию в игре начинающих и малоопытных ребят: многие из них, когда попадают в совершенно незнакомую позицию, реагируют похожим предсказуемым способом. Они начинают... ходить туда-сюда, топтаться на месте и, как говорят тренеры по настольному теннису, "перекидывать мячик на сторону противника". То есть буквально "ничего не делать".
Вот свеженький пример из детских шахмат:
Люстик - Бугаев (Первенство г. Новокузнецка до 9 лет, 2021 год)
У белых "чистая" лишняя фигура в эндшпиле! Но... играют ребята-шестилетки. И белые слегка не уверены в своих силах...
1. Kрf4 Kрf6
Вот незадача, на королевский фланг черные не пустили!
2. Kрe4 Kрe6
А на ферзевый фланг бежать страшно! Ведь чёрные тогда прорвутся к белой пешке "Н"! Кроме того, "срывать" с "насиженного" места коника никак не хочется, а вдруг чёрная пешка "А" вперёд побежит!.. Уж лучше пусть надёжно стоит на месте! Примерно такие мысли наверняка "терзали" белых в этот момент))
3. Kрf4 Kрf6 4. Kрe4 Kрe6
Что же делать... "Потоптавшись" немного на месте, белые всё-таки набрались смелости и рванули на другой фланг.
5. Kрd4 Kрf5 6. Kрc5 Kрg4 7. Kрb5 Kрh4 8. Kрa5 Kрg3?! 9. b4 h4
По идее, партия должна закончиться вничью, ферзи проходят одновременно. Да ещё и поиграть на победку белыми можно, так как очередь хода будет за ними, их ферзь проходит с шахом!
И вот сейчас белые очень некстати вспомнили, что у них же есть "лишний" конь! Почему бы не отправить его "сражаться" с чёрной пешкой "Н", а самим провести свою пешку. Ведь конь-то с пешкой справиться должен, он большой и сильный! Но кто бы мог подумать, что с крайней пешкой так трудно коню справится... В 6 лет об этом догадаться нереально, если это специально не объясняли.
10. Кc3?? h3 11. Кe2+ Kрg4!
О ужас! Конь потерял несколько драгоценных ходов белых, а сделать с чёрной пешкой ничего не может! Черная пешка первой проходит в ферзи с "запасом".
12. b5 h2 13. Кg3 (Ход последней надежды, а вдруг не срубят!) 13...Kрg3 14. b6 h1Ф 15. Kрa6 Фa8+ 16. Kрb5 Фb7 и черные победили без приключений.
Ну как вам ситуация? Знакома?)) Мы таких наблюдаем по нескольку за один детский турнир. И мы не одиноки в этих наблюдениях! Вот вам похожий, как две капли воды, пример из книжки Андрея Ободчука "Учись побеждать", только с нашими комментариями.
Гордей Колесов - NN (14.04.2015г.)
Чуть больше пешек на доске, чем в прошлом примере, но суть ситуации та же!
1...Kрa6 2. Kрd5
Белые "слегка" переживают перед отправкой короля в путешествие на королевский фланг и "топчутся" на месте. А вдруг черные "подкрадутся" к пешке "А"?))
2...Kрb6 3. Kрd6 f6 4. Kрe7
Но всё-таки решаются! Хотя почему бы коня-то лишнего не использовать? Или на худой конец хотя бы пешки пододвинуть поближе к полю превращения: 4. f4 g6 5. g4 g5 6. f5.
4... Kрc5
У черных другой игры нет
5. Кe6?+
Раз уж переживаете за чёрную пешку "А", то почему бы просто не уничтожить её: 5. Кb3+ Kрb4 6. Кa5, нет пешки - нет проблем! Но коняшку-то жалко! А если жалко, то теперь проблем не избежать.
5...Kрb4 6. Кd4 Kрa4
И снова вот она, "злополучная" пешка "А"!
7. Kрf7 Ka3 8. Kрg7 a4 9. Кc2?+ Kрb3 10. Кa1??+ Kрb2
Ой... а конь попался
11. Kрh6 a3 12. Kрg6 a2 13. h4 Kрa1 14. h5 Kрb2 15. h6 a1Ф 16. h7 Фb1??+ 17. Kрg7 f5?? 18.h8Ф и белые всё-таки выиграли эту позицию. Хотя должны были проиграть, если бы черные вместо 16...Фb1 пошли, к примеру 16...Фа8 17. Крg7 и 17...Фg2+
То есть проблема не НовА! И её приходится решать всем тренерам: от рядовых до "ТОПовых")))
Ладно, когда дело касается эндшпиля. Где-то ребятам может не хватать знаний, как в двух показанных примерах (кто ж мог догадаться, что крайняя пешка такая "противная" для коня?!), где-то дети могут выбрать "не тот" план действий, где-то могут метаться от одного плана к другому... Но такое часто случается и в середине игры! Вот вам парочка примеров на подобное развитие событий:
Гилев - Шлыков (Первенство г. Новокузнецка до 9 лет, 2021 год)
Белые отлично провели начало и середину партии до этого момента. Они "водрузили" в центр красавца-коня, атакуют на королевском фланге... Чёрные здесь приуныли и уже почти не борются.
1... Сh3??! Ход "на удачу". 2. Кe7?+
Совершенно не нужный промежуток. Достаточно просто 2. Фh3 без всяких приключений
2... Лe7 3. fe Лe8 4. gh?!
И снова "любезность" со стороны белых. Короля раскрывать совершенно незачем - 4. Фh3.
4... Фg6+ 5. Kрf2?
А вот теперь белые демонстрируют показное "НичегоНеделаниЕ"! Их фигуры явно "залежались" на боку и совершенно не хотят помогать своему королю! Пойдя 5.Лg2 и выстроив затем свою тяжелую артиллерию по вертикалям "F" и "G", белые легко побеждали!
5... Лe7 6. Лg1 Qf6+ 7. Kрe1 Фh4+ 8. Kрd1 Фh5+
Черные конечно могли "съесть" пешку 8... Лe4, но, как потом признался Светик: "Что толку в пешке, если я без ладьи! Единственный шанс - добраться до короля!" Очень логично.
9. Kрc2 f5!?
Отличная "пугалка" для белых! "Попробуй, сруби! А я тебе 10...Ле3 "вкачу"!" Но, конечно, срубить можно было, страшного ничего для белых не было.
10. Фg3?! fe
Сработало! Теперь у черных появились "реальные" козыри - две проходные по центру, за ладью! Видели бы вы тут лицо белых. Они были в ужасе! И хотя на уровне взрослых разрядов эта позиция за белых с большим преимуществом, однако для детей оценка совершенно другая! Белые так и не смогли прийти в себя и проиграли буквально в несколько ходов:
11. Лf2? d3+ 12. Kрc1 e3 13. Фb8?+ Лe8!
Под боем ладья и ферзь белых. И они поддались панике, хотя ещё был ход 14. Фg3, но и там черные пешки стремительно бежали вперёд 14...d2!
14. Фd6?? ef 15. Лf1 Лe1+ 16. Лe1 feЛ+
Напоследок Светик решил слегка "повыделываться" и поставил ладью вместо ферзя. Он уже рассчитал мат. Но "нагоняй" от тренера за это получил))
17. Kрb2 Фe2+ 18. Kрc3 Фc2#
Вот так бывает у детей... Чтобы такого не происходило мы категорически ПРИЗЫВАЕМ БОРОТЬСЯ С "ЛЕНЬЮ" ваших фигур! Они должны быть дружной командой, а не гулять каждая "сама по себе"!
Примерно похожая история произошла ещё в одной важнейшей партии с этого же первенства.
Лошкарев - Дворцов (Первенство г. Новокузнецка до 9 лет, 2021 год)
Суперголоволомная партия для детей! Очень показательный пример на взаимодействие фигур, их "общекомандную" игру. Опустим начало и середину, где каждая из сторон действовала с переменным успехом. Сейчас у чёрных выиграно, не смотря на то, что белые своим ходом забирают слона. Просто белый слон на "А7" попался и выбраться ему не суждено, по крайней мере "нормальными" способами.
1. Лe5 f6??
Достаточно было сделать "форточку" 1...h6 и затем "изловить" слона "А7", открыв дорогу ладье "А2" ходом 2...Кс4. После этого черные оставались с солидным преимуществом. Но как же можно оставить без внимания такую соблазнительную "кучку" белых фигур и не поставить "вилку" пешкой?
2. Сe6!+
Теперь преимущество уже на стороне белых. Но как трудно играть, когда "висит" буквально ВСЁ! Вот теперь и скажется, кто лучше умеет играть своими фигурками.
2...Kрh8 3. Лf5?!
Ход хоть и плохой, но имеющий смысл. Преимущество за белыми оставляли "форсированные" ходы: 3. Кf7!+ Kрg8 (Не проходит 3... Лf7 4. Сa2! fe 5. Сf7) 4. Кd8+ Kрh8 5. Лd5
3... Лc2?
Медленный, ленивый, сонный, "черепаший" ход! Можно ещё подобрать с десяток эпитетов! Фигуры черных двигаются как будто "замороженные"! А надо энергичными прыжками напасть несколько раз и выиграть: 3... Лa1!+ 4. Kрh2 g6! 5. Лf3 Kрg7! 6.Ке4 Кb5! и все "набеги" отбиты, а белые фигуры гибнут.
4. Сb6?!
По-детски ход понятный, но ещё можно было вернуться к хорошему варианту: 4. Кf7+ Kрg8 5. Кd8+ Kрh8 6. Лd5. Однако уже и сейчас нормально.
4... g6??
Медленно! Раньше надо было! Теперь черные уже не успевают. Нужно было рубить слона на "B6" и соглашаться на ничью: 4... cb 5. Кf7+ Kрg8 6. Кd6+ Kрh8 7. Кf7=. А теперь уже белые "первые".
5. Сc5!
Чуть точнее симпатичная комбинация 5. Лf6! Лf6 6.Сd4 Крg7 7.Ке4. Но и так очень хорошо.
5... Лd8? 6. Сa3?
Сразу побеждало 6. Сe7
6... gf??
Могла ещё получится комбинационная буря, правда "прыткости" белым фигуркам всё-таки хватало: 6...Лd1 7.Крh2 gf 8.Се7 Крg7 9.Сb3! Лсс1 10.Cd1 Лd1 11.Кf3 с большим преимуществом. Но игры тут было ещё много.
7. Сe7?
Белые увлеклись красотой. Быстрее и проще банально съесть ладью: 7. Кf7+ Kрg7 8. Кd8
7... fg?? 8. Сf6#
Красавец мат был поставлен на доске! Слоны победили ладей. Красиво, не часто такое увидишь!
Итак, мы думаем, основной "посыл" понятен. Давайте подведём итоги:
- Фигуры обязательно должны быть заняты делом! Не должно быть такого, что кто-то "отлёживается" в сторонке "на диванчике"!
- "Плохой" план лучше, чем отсутствие плана вообще. Хуже "стоять" на месте и вообще ничего не делать. Тогда противник может сделать всё за вас! Дождётесь гола в свои ворота (как в партии Гилев-Шлыков).
- В первую очередь нужно рассматривать быстрые, активные, "форсированные" продолжения! На этот счёт у нас даже есть своя "клубная" рекомендация для поиска хорошего хода: "Проверяйте всегда сперва шахи, потом срубы, потом нападения. И только потом всё остальное!"
- Если у вас несколько планов, то "метание" от одного плана к другому может закончится печально. Потому что ситуация на доске меняется достаточно быстро. И через несколько ходов ваши "прошлые" планы могут оказаться уже ошибочными. Поэтому всегда перепроверяйте себя после изменений, произошедших на доске!
- И обязательно разбирайте с тренером свои партии, изучайте разные темы, познавайте новое! Это поможет вам ориентироваться в сложных ситуациях, понимать, хорошая у вас позиция или плохая, выбирать "правильные" планы.
Успехов!
Понравилась статья? Ставьте лайк, а также заглядывайте на наш телеграмм-канал, где вы найдете решения из рубрики "Задания для совместного решения с преподавателем": https://t.me/chesschamion42.
Заходите в гости и к нам на ютуб, где вас ждём много интересных видео: https://www.youtube.com/channel/UC95GCTBXh1hY8qtgnjbqd0Q.
И не забывайте подписываться, чтобы не пропустить новых публикаций!
#детские шахматы #детская психология #шахматы для всех #психология детских шахмат #шахматы #шахматный клуб чемпион #шахматы кузбасс #шах и мат #шахматные уроки #тренер по шахматам