Контрразведка не спит. Один из лучших военных триллеров 2000-х.
(2001, Россия/Беларусь)
Совершенно уникальное по российским меркам, военно-историческое кино. И не только потому что оно являет собой отличную экранизацию культовой книги В. Богомолова "Момент истины", но и потому что именно таких фильмов о войне снимали и снимают крайне редко.
В чем именно кроется уникальность в "Августе 44-го"?
Да в полном отсутствии какой-либо воспитательно-патриотической, а также политической повестки. Как и в романе Богомолова, нам просто показывают четкую и "сухую", без лирики и мелодраматизма, работу профессионалов контрразведки на освобожденных от фашистов, территориях Белоруссии и... фактически всё. Без героического пафоса и толкания речей о тяжкой судьбе воюющего отечества. Без смакования "ужасов войны" или, напротив, ее поэтизации. Просто от первой сцены до последней - боевая операция по отлову матерых вражеских диверсантов капитаном СМЕРШ Алехиным (Евгений Миронов), старлеем Таманцевым (Владислав Галкин) и лейтенантом Блиновым (Юрий Колокольников). А также - их временными помощниками на этом задании особой государственной важности.
Как оказалось - а большего для рассказа настоящей крутой истории было и не надо.
В итоге "В августе 44-го" стала лучшей картиной за всю 30-летнюю карьеру режиссера Михаила Пташука (ныне покойного), собрала массу хвалебных отзывов даже от суровых поклонников Богомолова, что с экранизациями, а тем более литературной классики, случается редко. Однако при всём при этом сам автор (тоже ныне покойный) вдруг взял и зверски разобиделся на Пташука. И обвинил его в том, что он запорол многие сцены, включая ключевое противостояние в развязке. А также не сумел адекватно изобразить на экране умственную работу Алехина и его контрразведчиков.
Честно говоря, не знаю - по-моему, это были уже чересчур строгие и дотошные придирки. Сам я читал книгу дважды, и если Михаил Николаевич в ней что-то упростил или "одинамичил", то сделал это исключительно по существу. И явных расхождений с текстом и духом романа лично я у него не обнаружил.
Более того, даже то самое затянутое в книге противостояние Пташук точно так же нарочито "затянул" у себя - красноречивее дань уважения педантичному в деталях Богомолову было не передать.
Как бы то ни было, свою фамилию непримиримый писатель из титров вычеркнул, и кое-какой осадочек "неканоничности" в фильме все же присутствует - если, конечно, вы обратите на это внимание.
Впрочем, куда вероятнее вы обратите его на бесспорные достоинства "В августе 44-го". Чей умеренно скромный бюджет в 5 млн. $ все же позволил "нарисовать" на экране нестыдную картину военно-тыловой движухи Второй мировой. Тут Пташуку повезло: в книге нет масштабных боевых сцен, а значит и он не стал тратить время, силы и деньги на их постановку. Вместо этого он потратил их на прорисовку окружающего наших героев, прифронтового мира, в чем тоже весьма преуспел.
"Картинка" в фильме получилась грамотно "потертая", пыльная, выгоревшая на солнце и натуральная. Безо всех этих гламурных физиономий в пилотках от кутюрье, что стали обычным явлением в большинстве сегодняшних военных фильмов. На лицах Миронова, Галкина, Петренко и остальных тоже читаются естественные человеческие эмоции и усталость. Разве что упитанная ряшка Балуева плоховато ассоциируется с рыскающим по лесам диверсантом, ну да ладно - будем считать, что она взращена на калорийной тушенке вермахта. В целом же все отыграли образно и сильно. Даже зная, что снимаются далеко не в блокбастере, все равно потрудились на славу и с большим уважением к первоисточнику (сказывают, Миронов и вовсе консультировался перед съемками лично у Богомолова).
И даже звучащая в финале, песня ныне покойного Градского "Маятник качнется", и та пришлась ну очень "в тему", даром что в ней поется вовсе не про тот "маятник", что качает Таманцев в исполнении еще одного "ныне покойного" Галкина.
***
В общем, любопытно, как, казалось бы, фильм на непопулярную и далеко не поэтическую тему - полевая работа контрразведки, - может заслужить всенародную любовь и высокие рейтинги. Даже с учетом того, что большинство его поклонников вряд ли читало богомоловский "Момент истины" - как это обычно и бывает с "не романтическими" книгами, изобилующими техническими подробностями и документами.
Однако всю крутизну и красоту "В августе 44-го" осознаешь в полной мере, когда порой натыкаешься вот на такие современные "поделки" про типа героических разведчиков и диверсантов. Которые на фоне ленты Пташука выглядят настолько смешными и беспомощными, что диву даешься: ведь их тоже снимали взрослые люди с высшим образованием, а другие выделяли на это непотребство финансы!
К счастью, подобный мусор почти сразу же и стирается из памяти, тогда как "В августе 44-го" помнят и спустя 20 лет, и будут помнить как общепризнанную классику жанра еще долго.