Событие, повлиявшее на начало Второй Мировой, но о котором нечасто упоминают.
Министр иностранных дел Франции Луи Барту явился своеобразным виновником случившегося. Он выбрал новый вектор развития отношений двух могущественных держав на пути предотвращения захвата Германией ведущей роли в международной политике. Союз Франции и СССР. Не допустить внедрения новой немецкой идеи. Его влияние велико, авторитет непоколебим. Политику Барту возможно было присечь только радикальными методами.
Король Сербии, а в дальнейшем, объединённой им же Югославии, Александр l Карагеоргиевич. Прибыл во Франции с целью урегулирования сложного политического самоопределения. "Новая" Югославия с разнообразием народов и этносов, среди которых хорваты, сербы, черногорцы, македонцы и многие другие, не решалась объявить для себя союзника. Выбор был не прост. А всему виной, скажем так, личная неприязнь Александра к СССР.
Король Сербии поддерживал русскую эмиграции. Он высоко ценил наш вклад в мировую культуру. Среди спонсируемых им лично были и Иван Бунин, Константин Бальмонт, и Зинаида Гиппиус, и её муж, Дмитрий Мережковский. Кстати, последний открыто поддерживал Германию. Все они не жили в Югославии, но были её почётным гражданами.
С одной стороны-ненавистные ему "притеснители" русской культуры, а с другой-слишком могущественная идеалогия, которая буквально "поглощает" и захватывает политические жизни стран всего мира.
Дипломатическая встреча происходила в Марселе 9 октября 1934 года. Никакой защиты для двух политиков.
Можно было бы заявить, что виновником смерти короля Александра l являлся Луи Барту. Ведь он мог определить, что "нестабильный" правитель значительной Югославии мог помешать политике союзной для Франции СССР.
Но нет. Как стало понятно позже, главной целью был, как раз, министр иностранных дел Франции.
Открытая машина. Неуместная в данном обстоятельствах конная полиция. Близость толпы. Всё это и помогло болгарскому Владу Черноземскому. Он попал в Александра l несколько раз, а Луи Барту погиб под обстрелом французской полиции.
И все это при условии того, что о возможном покушении было известно.
Кинохроника данных событий оператора Жоржа Межа была изъята и, конечно, не демонстрировалась во Франции и Югославии.
Было множество теорий о причастности Германии к данной трагедии. СССР даже предоставили соответствующий документ об операции "Тевтонский меч". Но подтверждения этой теории официально нет.
Данное происшествие, конечно, повлияло на начало Второй Мировой. Пьер Лаваль, пришедший на замену Луи Барту, был уже сторонником Германии, так что Франция попала в абсолютно ненадежные руки, которые ее и погубили.
Спасибо за прочтение.
#история #югославия #франция #втора мировая война