Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Бестиарий "Русскаго Резонёра". "Тайна по имени Идалия"

"Бестиа́рий (от лат. bestia, «зверь») — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целями. Один из первых источников бестиариев — греческий трактат «Физиологус». Наиболее известны старо-французские бестиарии: Ph. de Thaon’a (XII век), Gervaise (XIII), Ришара де Фурниваля (XIII, изд. Hippeau, 1860) и др. В древнерусской литературе бестиарии назывались «физиологами». Очень часто в бестиариях появлялись статьи, где подробно и с иллюстрациями описывались животные, которые не существуют на самом деле..." Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Прежде чем я начну объясняться - каким образом женщина с таким удивительным "идиллическим" (прошу извинить за невольную, впрочем, саму собою напрашивающуюся тавтологию) именем оказалась в нашем бестиарии, хочу высказаться по поводу всеобщего, бытующего в С
Оглавление
"Бестиа́рий (от лат. bestia, «зверь») — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целями. Один из первых источников бестиариев — греческий трактат «Физиологус». Наиболее известны старо-французские бестиарии: Ph. de Thaon’a (XII век), Gervaise (XIII), Ришара де Фурниваля (XIII, изд. Hippeau, 1860) и др. В древнерусской литературе бестиарии назывались «физиологами». Очень часто в бестиариях появлялись статьи, где подробно и с иллюстрациями описывались животные, которые не существуют на самом деле..."

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Прежде чем я начну объясняться - каким образом женщина с таким удивительным "идиллическим" (прошу извинить за невольную, впрочем, саму собою напрашивающуюся тавтологию) именем оказалась в нашем бестиарии, хочу высказаться по поводу всеобщего, бытующего в Сети и не только, заблуждения об истинной её внешности.

Прелесть какая! Но - не Идалия...
Прелесть какая! Но - не Идалия...

И дело здесь даже не в том, что обнаруженные в ХХ веке в Париже работы кисти Соколова ошибочно приписали Полетике, а не её сводной сестре - Е.Г.Чертковой, а нерадивые блогеры ошибку растиражировали. Посмотрите на другое - уж совершенно точно принадлежащее Идалии Григорьевне - изображение.

-3

... или на это! Вы в самом деле находите, что это - портреты одной и той же женщины? При том, что сходство последних трёх - очевидно...

-4
-5

Так что, давайте будем предполагать, что истинную внешность Идалии Полетики - при некоторой неопределённости описаний её свидетелями эпохи - мы представляем вполне отчётливо. " Эта молодая девушка была прелестна, умна, благовоспитанна, у неё были большие голубые, ласковые и кокетливые глаза..." - пожалуй, что и так! Положительно - не красавица, но с определённой изюминкой.

А далее у нас - одни тайны, никакой определённости, всё более - домыслы и предположения. Немного в российской истории XIX века фигур, окружённых недоброй тайной до такой степени! Давайте лишь приведём краткий перечень деяний, приписываемых нашей сегодняшней героине (или, вернее сказать, "антигероине"?)

Что послужило причиною ссоры между некогда дружными Пушкиным и Полетикой? Причём, замечу - по Наталье Николаевне - родственниками. "Ссоры" до такой степени, чтобы уже будучи, деликатно выражаясь, где-то на один шаг от Бога, сожалеть о невозможности поехать и плюнуть на памятник... извергу! Едва ли в 1889 году нашёлся бы ещё хоть один человек в Империи, испытывавший столь сильную антипатию к Поэту. Ответа - нет.

Кто был истинным идеологом и автором печально известных пасквилей? Если не Гагарин и Долгоруков - то кто? Если существует уже версия, что за авторством мог скрываться Александр Раевский, то отчего бы и Идалии не приложить к "дипломам" свою прелестную ручку?

Кто такова предмет сильнейшей страсти Дантеса, о коем он пишет:

«Я влюблен, как безумный... имени ее тебе не называю, потому что письмо может не дойти, но припомни самое очаровательное создание в Петербурге, и ты сразу поймешь, кто это. А всего ужаснее в моем положении, что она тоже меня любит, видеться же нам до сих пор невозможно, ибо ее муж безобразно ревнив... Не беспокойся, тайна эта известна только мне и ей (у нее та же фамилия, что у той дамы, которая писала тебе по поводу меня, что ей очень жаль, но мор и голод разорили ее деревни); теперь ты понимаешь, что от такой женщины можно потерять голову»

"Безобразно ревнив" - разумеется, первое, что приходит в голову, - Пушкин. Но вот насчёт "тоже меня любит" - подобное даже такому недалёкому жеребцу как Дантес не могло в голову прийти, тем более - после скандала со импровизированным свиданием в доме у Идалии, устроенным ею подленько и зло, с мастерством, достойным руки Гения Интриги, получающего приливы вдохновения из мест, весьма близких к Сатане и адским жаровням. Во всяком случае, не без ощутимого запашка серы. И что означает истерика Полетики - сразу по получении известия о высылке Дантеса? "Идалия приходила вчера на минуту с мужем, она в отчаянии, что не простилась с тобой... Она не могла утешиться и плакала, как безумная».

Пасьянс разложен... Но он никогда не сойдётся!

Сатана играет с богом в карты,
Короли и дамы – это мы.
В божьих ручках – простенькие карты,
Козыри же – в лапах князя тьмы...

Если даже Идалия Григорьевна и впрямь хотя бы наполовину причастна к описанным выше комбинациям, доказать это возможным не представляется - слишком много воды утекло. Для Истории два столетия - не срок, особенно при таком количестве документальных свидетельств (правда, самых разнообразных толков и "полярностей"). "Дело Пушкина" было уникальным изначально - при, казалось бы, известных вводных и персонажах, при немалом количестве "расследователей", сумевших застать кое-кого из участников и свидетелей ещё в живых, при ещё большем числе пушкинистов советской эпохи... А вот роль в произошедшем Идалии Полетики - это тот ещё "детектив с элементами драмы"! Кто же она? Отвергнутая, тем самым смертельно оскорблённая и жаждущая отмщения (жаркие португальские - по матери - корни!) женщина? Страдающая от невозможности быть с возлюбленным, а от того, заступившись за него весьма своеобразным способом, замыслившая противу его врага поистине диавольские козни и расплату? Расчётливое чудовище в обольстительном обличии?

Грифон из Абердинского бестиария
Грифон из Абердинского бестиария

Если и так, то надо отдать ей должное. Никаких прямых улик против Идалии Григорьевны нет... да и не было никогда. Были лишь слухи и домыслы - насчёт её романов с "кавалергардой"... например, с тем же Ланским, впоследствии - мужем вдовой Натальи Николаевны... много - с кем. А где доказательства? Вы свечку держали там? Да и - не такова была Полетика, чтобы пожертвовать репутацией и именем весьма небогатого мужа (а в таких условиях и то, и другое - единственный "капитал") ради случайной и сомнительной публичности. Чай, не "беззаконная комета" Аграфена Закревская, которой, собственно, всё равно - как и кто "полощет" её имя. И внезапная вражда с Пушкиным - что ж с того? При отсутствии "царицы доказательств" Regina probationum все наши предположения так ими и останутся, чьими бы письмами мы не потрясали. Вон - Булгарин тоже, знаете ли, с Александром Сергеевичем на бильярдах каждый вечер не игрывал - что ж теперь, и его в подозреваемые записывать? Да и роман с Дантесом - вещь, основанная более на уликах косвенных, зыбких... Как говорится: суд постановил - "дело в отношении неё прекратить, освободить подозреваемую в зале суда".

В отличии от "миляги Жоржа" судьба оказалась к Полетике не столь благосклонна (как не верить после этого в теорию о сугубо "животной" природе поступков и образа жизни Дантеса?) Растеряв таки в свете остатки репутации, она похоронит двоих своих детей, мужа, любимую двадцатилетнюю дочь Елизавету, и останется доживать у брата в Одессе до преклонных 83 лет, разбитая множеством болезней, но сохранившая ясный ум и ... убеждения.

Тогда, спрашивается, что делает Идалия Григорьевна Полетика в нашем бестиарии? Поясню: она тут - исключительно ввиду густейшего (и мрачнейшего) покрова тайны, сопутствующей этому имени! Как и все эти "мантикоры", "драконы", "единороги" и "грифоны". Даже собственным портретом - как бы "нечаянно" - она сумела мистифицировать всех... Пресловутые "ложки" вроде как и на месте, а "осадочек" остался... навсегда. "Было", "не было" - так и не выяснится ни сейчас, ни спустя пятьдесят лет (тем более!), а тёмная сторона жизни Идалии останется неизменной её приметою - вроде человеческого туловища или нескольких голов у существ, то ли обитавших когда-то, то ли выдуманных впечатлительными путешественниками прошлого. И точно так же, как для современников бестиариев средних веков удивительна была загадочная и никем не виданная птица Струсь, отнюдь не летающая и ростом выше любого человека, так и тайна Идалии, унесённая ею в собственную могилу, навеки останется тайной.

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть (поверьте - в том нет ничего хорошего) и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Предыдущие статьи цикла "Бестиарий Русскаго Резонёра", циклы статей "И был вечер, и было утро", "Однажды 200 лет назад...", "Литературныя прибавленiя" к оному, "Век мой, зверь мой...", "Размышленiя у парадного... портрета", "Я к вам пишу...", а также много ещё чего - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ"

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу