Какой он – «народный автомобиль» ? У каждого народа он свой! Нам ближе простые неубиваемые авто, на которых можно и в супермаркет сгонять, и по грибы съездить. Удивительно, но концепцию «Пассат B3» сполна впитал Duster. Можно ли покупать такой автомобиль на вторичке и на что обратить внимание при эксплуатации?
Duster – это бюджетный кроссовер, который можно встретить под марками Dacia и Renault. С 2009 года его выпускали в Румынии, с 2012 начали продажи уже под французской маркой. Такие «Дастеры» выпускали на конвейере в Москве. Если вам повстречался Dacia Duster, выпущенный после 2012 года, то это ввезенный из Европы экземпляр. И, скорее всего, с дизельным двигателем.
Так что там с надёжностью у «народного внедорожника»? В целом, это довольно ресурсный агрегат, хотя, конечно, очень многое зависит и от владельца, и от среды обитания этого автомобиля. Ведь «Дастер» еще и прекрасно дубасит по бездорожью.
Кузов
Несмотря на бюджетное происхождение «Дастера», его кузов прилично сопротивляется ржавчине благодаря двойной оцинковке. Можно сказать, что ржавчина скорее появится на плохо подготовленных к перекраске кузовных элементах, чем на родных, окрашенных на заводе.
Однако ржавчину на кузове всё же стоит поискать: она появляется под именной накладкой на двери багажника. Резиновые уплотнители дверей настолько плотно прилегают к проёмам, что со временем протирают на них краску. Если есть желание защитить краску в этих местах, то воспользуйтесь плёнкой для оклейки кузова.
При осмотре «Дастера», покрашенного обычной акриловой краской терпимо отнеситесь к сколам краски и даже к помутнению лака. К сожалению, заводской «акрил» грешит этим – теряет нарядный вид на солнце и под ударами камешков. Особенно капот и передние крылья.
Также пескострую подвержены выпирающие задние колесные арки.
Еще одна родовая болезнь кузова «Дастер» - это появление трещин краски на крыше в задней части желобов. Судя по всему, проблему не решили до сих пор. Трещины появляются из-за недостаточной жесткости кузова. И, на самом деле, ни на что эти трещины в желобах не влияют. Это просто лишний повод съездить к дилеру и потребовать перекраску.
На некоторых «Дастерах» после мойки или после сильного дождя намокают коврики под ногами задних пассажиров. Это не массовая проблема, а связана она с тем, что вода, попадающая в двери, стекает не прямо в дренажные отверстия, а попадает на дверные карты. То есть, вода попадает в салон по стыку панели двери и дверной карты. Можно проклеить дверные карты любым удобным уплотнителем, а самые радикальные дастероводы добавляют во внутреннюю полость двери плёнку, отсекающую воде путь к дверной карте.
На ранних машинах вода намачивала потолок, т.к. просачивалась под крышу через отверстие антенны.
Если до конца придираться к кузову «Дастера», то в список мест, где протирается краска, добавим участок под бачком омывателя, внутреннюю сторону капота в местах контакта с резиновым уплотнителем. Также крепежи и направляющие фонарей протирают краску до металла. Вот такие придирки к кузову бюджетного кроссовера…
Двигатели. 1.6 K4M
Renault Duster 1-го поколения встречается с 4-мя моторами. Базовых 1,6-литровых моторов два. До рестайлинга этот кроссовер комплектовался двигателем K4M. У нас есть подробный обзор этого двигателя.
В отношении «Дастера» отдельно добавим, что на машинах первых лет выпуска по гарантии переуплотняли правую часть клапанной крышки.
Также 1,6-литровый мотор K4M к пробегу более 250 000 км может потребовать серьезного ремонта по причине износа постелей распредвалов. Смазка шеек распредвалов ухудшается из-за того, что каналы системы смазки засоряются фрагментами противодренажных клапанов оригинальных (7700274177), и не только оригинальных масляных фильтров. Да, вот такой «подарочек» от производителя. Вообще, вместо этого крохотного масляного фильтра лучше устанавливать увеличенный фильтр, который предлагают некоторые хорошие производители.
Также обратим внимание на то, что если на двигателе Renault Duster появится вода или ее следы – на клапанной крышке или в колодцах свечей зажигания (всё внимание на катушку зажигания 3-го со стороны маховика цилиндра), то нужно посадить на герметик форсунки стеклоомывателя. Эта вода (или незамерзайка) капает на мотор через их отверстия в капоте.
Еще на этом моторе недолговечный датчик положения коленвала (8200647559), из-за отказа которого мотор внезапно откажется работать. А если холостой ход этого мотора будет нестабильным, то поищите подсос воздуха по прокладке дроссельной заслонки.
Двигатель 1.6 H4M
В 2015 году базовым двигателем стал мотор японского происхождения, производство которого также было налажено в Тольятти. Это силовой агрегат H4M, который мы также подробно обозревали. Это отличный двигатель, с довольно живучей цепью ГРМ и фазовращателем, но без гидрокомпенсаторов в приводе клапанов. Это обстоятельство даёт о себе знать при пробегах за 250 000 км или при эксплуатации мотора на газу.
Из серийных «болячек», связанных с этим мотором, отметим лишь недолговечную подушку правой опоры и склонную к прогоранию гофру приёмной трубы глушителя.
Двигатель 2.0 F4R
Наиболее популярный 2-литровый «атмосферник» F4R выпускался компанией Renault с конца 1990-х. Эти моторы для Duster до и после рестайлинга отличаются мощностью. Прибавка мощности была достигнута увеличением степени сжатия с первоначальной 9,8 до 11,4. Т.е. рестайлинговый мотор лучше вообще не эксплуатировать на бензине АИ-92. Известны случаи, когда эти на самом деле неприхотливые моторы погибали из-за разрушения перегородок между поршневыми кольцами и прогорания клапанов на фоне значительного люфта в их направляющих. Перед этим двигатель F4R начинает активно потреблять масло из-за залегания поршневых колец.
В регионах с плохим качеством топлива в ходе капремонта эти моторы переделывают с достижением уменьшенной степени сжатия. Просто устанавливают поршни от старых версий F4R.
Первые версии этого мотора для «Дастер» при пробеге более 100 000 км огорчали недешевой заменой фазовращателя. Из-за износа он характерно стучит после запуска мотора, также заметно снижается мощность и увеличивается расход. Сегодня новый оригинальный фазовращатель (7701478459) можно купить за $130, но замена подразумевает вмешательство в привод ГРМ.
При больших пробегах на этом моторе могут устать гидрокомпенсаторы и появиться серьезная течь масла из-под легкосплавной клапанной крышки и лабиринтного маслоотделители. Они установлены на герметике.
Двигатель 1.5 dCi K9K
Единственный турбодизель для Duster тоже отличается мощностью: 86 и 90 л.с. до рестайлинга и 109 л.с. после.
Первоначальный вариант мотора оснащен топливной системой Delphi, обновленный – Siemens. При условии заправки нормальным дизельным топливом компоненты этих систем впрыска не потребуют внимания до 200 000 – 250 000 км или даже больше. Мотору с Delphi нужен только оригинальный топливный фильтр (HDF954), который обойдётся в $22, иначе форсунки выйдут из строя преждевременно. Их можно отремонтировать и заменить, т.к. сегодня они гораздо дешевле – по $240 за штуку.
Форсунки для 110-сильного дизельного Duster сегодня еще дешевле – по $140 за штуку (166008052R). Невероятная щедрость. Но этот двигатель оснащён сажевым фильтром и двухмассовым маховиком. Комплект со сцеплением (7701479062) обойдётся в $270.
Мотор 1.5 dCi – ресурсный, неприхотливый и экономичный. Просто обслуживайте его вовремя, не забывайте, что в приводе – зубчатый ремень. И меняйте огнеупорные шайбы под форсунками каждые 100 000 км.
АКПП
Renault Duster с 2-литровым мотором можно найти с автоматической трансмиссией. Первоначально все двухпедальные версии были переднеприводными, а потом в модельной гамме появился и полноприводный «автоматический» Duster. В обоих случаях в паре с мотором установлена старая 4-ступенчатая трансмиссия, имеющая обозначение DP2 или DP8. Это всё потомки не самой удачной DP0.
Инженерам чудом удалось продлить ее ресурс. Даже в городской среде до капремонта она ходит под 200 000 км. Нередко этот нерасторопный и откровенно старый «автомат» доживает до 300 000 км.
Не забывайте менять в нём масло с интервалом в 80 000 км.
МКПП
3-педальные «Дастеры» оснащены 5-ст. (JR5) или 6-ст. (TL8) механическими КПП. Это нормальные долговечные трансмиссии. 5-ст. не страдает от проблем, как её старые версии. Правда, к пробегу в 200 000 км может загудеть выжимной подшипник.
Отметим, что «Дастер» может шокировать водителя тем, что педаль сцепления однажды провалится и не вернется в верхнее положение. Иногда до этого при нажатии на педаль будет слышен пластиковый скрип.
Педаль сцепления и шток, на который она давит, сплошь пластиковые. Педаль проваливается из-за того, что с неё соскакивает шток. Его фиксаторы просто отламываются.
Можно поменять педаль целиком, а можно смастерить крепление для ушка штока из подручных материалов: шайб, хомутов или пластиковых стяжек.
Еще рестайлинговые Duster оснащены демпфером гидравлического привода сцепления. Эта деталь печально известна по другим Renault. Лет через 8-10 эксплуатации он начнёт течь, вместе с этим будет проваливаться и вяло возвращаться педаль сцепления. Его придётся поменять (8200595252) и выложить за деталь $80. Заглушить или удалить его не получится.
Кардан
При покупке и при эксплуатации «Дастера» обязательно нужно обращать внимание на карданный вал, а именно на его заднюю крестовину. Она откровенно слабая: со временем в ней появляется люфт, приводящий к сильному биению кардана. Эта вибрация может прикончить и подвесной подшипник. Бывали случаи, что из-за огромной выработки в проушинах кардан соскакивал с задней крестовины.
Задняя крестовина страдает от подвижности заднего редуктора, который заметно играет в вертикальной плоскости.
Проблема в том, что крестовины карданного вала «Дастер» поменять сложно, т.к. крестовины закреплены кернением. То есть, вынуть их можно, но как потом отцентрировать? К тому же, проушины кардана тоненькие. Это значит, что расточить их под более мощные крестовины практически нельзя.
В общем, если кардан «Дастера» залюфтил, что придётся ехать к специалистам. Эта проблема настолько массовая, что многие мастерские предлагают качественный ремонт. Причем поменяют не только крестовины, вал отбалансируют, но и сделают крестовины съемными.
Оригинальный кардан не продаётся. Есть заменитель за $420. Хороший повод для торга…
Муфта
За подключение задней оси отвечает электромагнитная муфта. Она служит отлично, не страдает от перегрева и не глючит. Полностью ремонтопригодна и устроена очень просто: это пакет фрикционов, погруженных в масло. Фрикционы смыкаются под действием силы магнита.
При исправной муфте во время движения по кругу в режиме 4WD ощущается сопротивление и рывки. Это нормально. Если в этом режиме машина катится легко – муфта изношена.
Угловой редуктор
На полноприводных Duster нередко появляется течь масла из углового редуктора. Течь появляется возле полуоси правого переднего колеса. Лучше не игнорируйте запотевание в этом месте, т.к. через сальники может вытечь немало масло. Тут, кстати, два сальника рядом. Один меньший уплотняет промежуточный вал c МКПП, второй с полостью углового редуктора. Внутренний сальник (8200983401) слабенький, его резиновое уплотнение может просто сорваться. Масло вытечет из МКПП, трансмиссия перегреется с посинением шестерёнок.
Также на фоте течи сальника может загудеть подшипник промежуточного вала. Новый подшипник (397702105R) продаётся отдельно за $50.
Подшипники передних ступиц могут загудеть уже при пробеге в 150 000 км. Ступичные подшипники стоят по $30 и меняются просто.
Кстати, не пожалейте денег на замену масла в МКПП, раздатке и заднем редукторе раз в 100 000 км, правильно выставьте уровень в этих узлах. Заливайте подходящее масло – в коробке передач и редукторах оно разное.
Подвеска
Многие наслышаны о том, что подвеска Renault Duster, да и всей платформы B0, держит любой удар. Но как это сказывается на ее ресурсе?
Как ни странное, все детали подвески служат недолго, первые замены начинаются уже при пробеге в 30 000 км. И, скорее всего, это будут втулки переднего стабилизатора. Они меняются просто, оригинал стоит $8, но служит он плохо. Лучше сделать выбор в пользу усиленного неоригинала, что не менять втулки каждые 30 000 км.
Ресурс тяги стабилизатора сильно зависит от условий эксплуатации. Ровные дороги позволяют им пройти порядка 100 000 км, а на ухабах и бездорожье они едва отхаживают 30 000 км.
При пробеге порядка 50 000 км на «Дастерах» могут запотеть амортизаторы. Естественно, придется их менять. Передние по оригиналу обойдутся по $75 за штуку. На полноприводных Duster задние амортизаторы могут отслужить своё уже при пробеге в 30 000 км, оригинал обойдётся в $50 за шт. Выбрать лучше неоригинальные амортизаторы от известного производителя.
Рычаги передней подвески могут попроситься на замену к пробегу в 120 000 км. Оригинальные передние рычаги в сборе стоят по $70. По неоригиналу много предложений как по рычагам, так и по ремкомплектам, которые состоят из двух сайлентблоков и шаровой опоры, которую можно закрепить на трёх винтах.
Сайлентблоки задней подвески
Сайлентблоки задней балки переднеприводных Renault Duster слабоваты и могут попроситься на замену при пробеге в 80 000 км. Симптомы их износа не явные, но опасные: в виражах задняя подвеска начинает активно подруливать, что даже грозит заносом.
Для замены сайлентблоков нужно приопускать всю балку. Оригинальные сайлентблоки стоят всего $10, но знатоки рекомендуют ставить усиленные неоригинальные изделия. Предложений по ним очень много, а стоят они еще дешевле. И ходят дольше оригинала.
Итог
Duster – это вполне приличный бюджетный кроссовер, действительно народный автомобиль. Многие его слабости можно списать на экономию в производстве. Но и устранить их своими силами вполне реально. Отметим, что не стоит слепо верить во всеядность и неприхотливость рестайлингового 2-литрового мотора. Этому двигателю необходимо качественное топливо и масло. Также многие детали его шасси не такие уже и долговечные, но зато очень дешевые. Ну и не забывайте про слабенький кардан у полноприводных автомобилей.н5нн-29-623-93оссия: 8-80