**************************************************************************************************************************************************************
Винсент в Страсбурге. 2009 год
Как дополнение к поездке в гости к сослуживцу Шарипу Аюбову, будет рассказ о случайной встрече Светланы с давнишним знакомым из Парижа.
А началось их знакомство в Москве в 1990 году. Винсент, (так звали француза - музыканта), находился тогда в Москве на гастролях.
Наверное, у многих приезжающих в те годы иностранцев появлялось желание посмотреть на условия жизни простых жителей перестроечной России. Вот и Винсент, вместе со своими друзьями, тоже музыкантами, задался такой целью.
Подвернулся ему один пронырливый паренёк, быстро вошедший к французам в доверие.
А так как парнишка тот был среди знакомых Светланы, вот и не нашёл он ничего лучшего, как привести иностранцев в квартиру своей знакомой, недавно закончившей МГУ, и, как все научные сотрудники в то время, живущей на очень скромные доходы. К ним «пристроился» и его русский дружок, также желавший пообщаться с французами.
Светлана тогда уже имела маленького сына. И, хотя холодильник на кухне был почти пуст (не удивительно - ведь дело происходило в трудные годы перестройки), по устоявшейся русской традиции, всё, что находилось в нём, было выставлено на стол. Впоследствии Винсент в письмах упоминал, как его тронуло гостеприимство Светланы. Зная из прессы о проблемах в России с дефицитом, он пришёл не с пустыми руками. Ящик с шампанским сопровождали многочисленные пакеты с бананами, апельсинами, шоколадом…
Компания, завалившаяся вместе со знакомым Светланы поздним вечером, быстро уничтожала вкусные подарки, принесённые иностранцем. Видя такое дело, Винсент взял пакет и стал наполнять его фруктами, шоколадками и тем, что ещё не успели «сожрать» бесцеремонные гости. Вручив пакет Светлане, он сказал, что это персонально для её маленького Вовы, который в это время безмятежно спал в другой комнате.
Французы поразили Свету лёгкостью и непринуждённостью в общении, внутренней свободой и остроумием.
…..Когда весёлая вечеринка затянулась далеко за полночь, стало понятно, что малогабаритная квартира Светы совсем не подходит для комфортного ночлега всей компании из десяти человек. Вопрос был решён быстро.
- Я буду спать здесь!
Миг - и роскошная дублёнка одного из французских музыкантов элегантным движением оказалась на полу. Его примеру последовали и остальные.
В завершении встречи Винсент захотел купить одну из понравившихся Светланиных картин - сюжет со сказочным городком. Полученные за картину деньги, старые французские франки, Светлана старалась сохранить даже в самые трудные времена, тем более, что каждую из них украшал портрет одного из великих французских живописцев.
*******************************************************************************
На фото, присланном Светлане впоследствии из Парижа, Винсент со своей подругой Мариель на фоне Светиной картины.
А в этой открытке, сопровождавшей фото, были такие слова: …видишь, как твоя картина составляет нам приятную компанию в повседневной жизни, приветствуя нас каждое утро. Узкая улочка, которая уводит наши мысли к вам, в Москву…
*******************************************************************************
…На следующий день французы пригласили московских друзей на концерт, а затем – в ресторан гостиницы Россия. Не обошлось и без курьёзного эпизода.
Ребята, познакомившие Свету с Винсентом, были «не промах». Они принадлежали к той породе людей, расцветшей пышным цветом в годы перестройки, жизнь которых сводилась к прогулкам по центру города, в надежде «подцепить» иностранного туриста . Иностранцы, как правило, дарили таким «русским знакомым» одежду, обувь, а часто и угощали за свой счёт. И, желая приобщиться к «заграничному», эти «друзья» даже имена свои переделывали на «западный» манер. Так, один из них просил звать его не по-русски - Игорем, а Ингмаром.
Итак, Винсент, задумав сделать приятное московской знакомой, пригласил всю компанию на свой концерт. Билеты передал через Игоря – Ингмара. После концерта Винсент поинтересовался у Светланы, где она сидела, хорошо ли было видно и слышно? И почему он не видел её в партере, на первых рядах? Ведь билеты он постарался получить самые лучшие… Света, смущаясь, все же призналась, что видела всё не очень-то хорошо, а слышала – и того хуже, так как сидели они на галёрке… Тут-то и вскрылся обман «великого махинатора» «Ингмара» и его прыткого друга… Ловкие ребята, не смущаясь, умудрились продать дорогие билеты, и взамен купить самые что ни на есть дешёвые… Понятно, что такие «знакомые» быстро пропали из сферы общения.
…А у Винсента и Светланы «дружба по переписке» продолжается вот уже 30 лет.
*******************************************************************************
Из писем Светлана узнала много о жизни далёкого друга. Семья Винсента многочисленная (2 брата, 5 сестёр, 17 племянников и племянниц), и очень дружная. В его письмах сквозят доброта, остроумие, живой и неподдельный интерес ко всему, что происходит в окружающем мире, и, особенно, в России.
В 90-х годах московская подружка Светланы Лена побывала в Париже, и, по её просьбе, навестила Винсента, который тогда создал в подвале своего дома, в центре города, джаз-клуб. (Концерты в нем устраивали многие известные и талантливые музыканты. Клуб этот очень популярен в музыкальной среде и поныне.)
Услышав, что Лена - подруга «Светы из Москвы», Винсент страшно обрадовался, стал рассказывать о задушевной встрече в московской квартире, с восторгом говорил о том, какое впечатление произвёл на него тёплый приём , побежал в магазин, и вернулся с подарками для Светы и её сына . В Москву были отправлены духи «Шанель №5» и фирменный французский шоколад.
*******************************************************************************
…письмо из далёкого, 1993 года:
Света, Елена передаст тебе духи ( для тебя) и шоколад ( для тебя и твоего сына). Это подарок из Парижа . Он означает, что мы думаем о вас и надеемся увидеть вас снова!
Винсент
P.S. Мы не знаем, нравятся ли тебе эти духи, так что, если нет, …продай их!
*******************************************************************************
В дальнейшем, через музыкантов, своих знакомых, гастролирующих в Москве, Винсент обязательно передавал Светлане разные приятные сюрпризы.
Переписка была оживлённой. Тем более, что нашлось много общего. Любовь к путешествиям, интерес к познанию многоликого мира… разговор заходил о политике, и тут становилась ясной схожесть позиций. Винсент - социалист, сторонник «левых» взглядов - противник власти политиканов, запятнанных стремлением личного обогащения.
А главная страсть этого человека – музыка. Являясь профессиональным контрабасистом, Винсент посвятил себя барочной музыке и, особенно, джазу. Любимое дело всегда захватывало его целиком.
*******************************************************************************
Так, его подруга Мариель, в одном из писем Светлане в 1995г., описывала его график:
Например, один вечер он играет концерт где-то на Юге Франции, затем, на следующий день – летит в Англию, потом, - возвращается и выступает в Париже, и снова, без отдыха - в зарубежный тур! Кроме того, записи джазовой музыки и выпуски СД…
Такая интенсивность работы сказалась на здоровье. В 1997г. Винсент заболел. Инсульт, парализация левой стороны тела, практически неподвижность, и, в дальнейшем – постоянные неврологические боли…. Положение осложнилось и тем, что Мариель не выдержала тяжести испытаний, и покинула друга…
В письмах этого периода сквозят усталость и печаль…
Выдержки из письма 1999г.:
«…Мариэль …нуждается в другой жизни (более нормальной, а не с инвалидом), и наши пути разошлись ( что очень тяжело для меня).
Теперь у меня есть две причины бороться: это - моя болезнь, и моя грусть! И я это сделаю!
Что касается головного мозга, он более – менее. Но левая часть моего тела с трудом двигается и ничего не чувствует».
Природное жизнелюбие и мужество никогда не изменяли Винсенту. Помогли выстоять, и не сломаться!
*******************************************************************************
Ниже приводятся выдержки из письма от 2001г.:
«Моё здоровье пока не улучшается, потому что мне постоянно приходится преодолевать неврологические боли и усталость от лекарств.
Но я люблю жизнь, и я счастлив, что живу, и поэтому я борюсь за жизнь… Я всё ещё один… Но со мной в Париже моя большая семья (2 брата, 5 сестёр, 17 племянников и племянниц)! И много друзей, поэтому я не одинок…»
p.s. На фото – Винсент на своём маленьком балкончике, приветствующий велогонку «Тур де Франс», проходящую по его улице Риволи, и кричащий: «Вперёд, ребята!!! »
Светлана пишет в ответ: я-то приняла тебя за Владимира Ленина, выступающего с балкона перед парижскими рабочими…
Её шутка ужасно рассмешила Винсента.
Но доля правды в её словах всё же была…
*******************************************************************************
Винсент не опустил руки, даже при полной неподвижности. В результате изнурительных тренировок он не только смог вновь играть на своём инструменте, но изучил и другой инструмент, а в дальнейшем освоил компьютер, и организовал собственный джаз-клуб!
О постоянной работе, несмотря на тяжёлую болезнь, Винсент пишет в одном из писем в Москву:
*******************************************************************************
«…..Не мог связаться с тобой через электронную почту, поэтому должен был ждать, когда поеду на каникулы за город (вместе с частью своей семьи), где у меня будет время написать «настоящее» письмо.
Мне это нелегко сделать, хотя я предпочитаю этот вид переписки. Моя жизнь не сильно изменилась. Я всё ещё преподаю контрабас и джазовую музыку, занимаюсь танцами (но должен сейчас прекратить это из-за сильной боли в правом плече), танцую аргентинское танго, *(тренировки для улучшения координации движения), и, в основном, практикуюсь в игре на новом инструменте - маленькой трубе, называемой «эуфониум» *( музыкальный инструмент из семейства саксгорнов)… Новая музыкальная жизнь!»
******************************************************************************************
А доброта к людям, общительность и гостеприимство Винсента притягивают друзей с разных концов света.
*******************************************************************************
Выдержка из другого письма от 2001г.:
«…Я занимаюсь танцами дважды в неделю, в т. ч. аргентинским танго. А теперь к ним прибавились занятия китайской гимнастикой, называемой GI GONG, очень успокаивающей и антидепрессивной. Хорошо действует на левую сторону моего тела, которая до сих пор без движения и страдает от постоянных неврологических болей.
Мариель все ещё на юге Франции, у неё теперь ребёнок. Я начинаю забывать о ней, но иногда мне очень грустно. Я всё ещё живу один, но у меня много друзей, в течении полутора месяцев у меня гостили: девушка из Америки, затем, друг из Шотландии, потом – две немецкие девушки, и одна американка, все они- хорошие друзья, а теперь я жду тебя в гости!
У меня 2 маленькие квартирки, поэтому разместиться тут можно очень легко…»
*******************************************************************************
Светлана, как могла, старалась в письмах оказать ему моральную поддержку.
*******************************************************************************
Письма и открытки, поздравления с праздниками, отправляли друг другу рукописные, даже в эпоху «компьютеризации» , находя этот стиль общения более тёплым, сердечным, и искренним. Не только открытки, но даже конверты и марки, отправляемые в Москву, неизменно приходили с выдумкой и с душой.
Вот некоторые из них:
Открытки, присланные из Франции:
*******************************************************************************
2009 год.
И вот мы во Франции, в Страсбурге. В пятистах километрах от Парижа.
Когда вечерами мы засиживались у Шарипа, вспоминая армейскую службу, разглядывая на мониторе фотографии, Светлана надумала попробовать связаться с парижским знакомым. Сыновья моего друга, уже неплохо освоившие французский язык, конечно же, помогли нам.
В Париж мы ехать не планировали по нескольким причинам: далеко, да и билеты, и гостиницы были для нас в тот момент дороговаты. Поэтому шансов увидеться с другом не было, практически, никаких…
…Парижский телефон ответил, но Винсента, к сожалению, нам застать не удалось. Надежда пообщаться улетучилась… Но, сообщили нам на другом конце провода, Винсент уехал к врачу, и находится сейчас в городе… Страсбурге.
Представьте себе наше удивление! Бывает же такое! Вот так появилась возможность увидеться с Винсентом, не отправляясь в Париж за 500 километров. Когда мы узнали его телефон, и созвонились с ним, то удивлению нашему не было предела. Оказалось, что из-за своего заболевания ему приходится бывать в Страсбурге раз в полгода. И надо же было такому случиться - в одно время, и в одну точку - съехались они из противоположных сторон! Светлана - из Москвы, преодолев 2500 километров, и Винсент - за 500 вёрст от Страсбурга!
Иначе, как Рождественским чудом, это и не назовёшь!
Встреча была назначена на следующий день. Так как в кармане у Винсента уже лежал обратный билет на «паровоз», свободного времени у него практически не оставалось. До кафе, которое было назначено для встречи, на маленькой машинке, которой пользовались сыновья Шарипа, повёз нас Рамзан, который к тому же любезно согласился выступить и в роли переводчика. Светлана, конечно, могла пообщаться с Винсентом на английском, но было ясно, что «француз» Аюбов более точно поймёт, и переведёт на русский его слова.
В кафе мы приехали первыми. Думаю, расположение его было выбрано не случайно, и находилось где-то на маршруте между клиникой и вокзалом. То, что время до отъезда Винсента было немного, уже говорилось, а вот когда он появился на пороге, стала понятна и вторая причина.
Движения его были не совсем уверенные. Последствия перенесённого инсульта давали о себе знать, ведь именно из-за них он регулярно приезжал в Страсбург.
Встреча была очень тёплой, но, к сожалению, очень короткой.
За чашкой кофе вспомнили первую встречу в Москве.
По современной привычке показали, поделились самыми интересными и дорогими фотографиями, хранящимися в памяти телефона. К сожалению, (как я всегда называю), - через «дырку», то есть - малюсенький экран, через который ничего и разглядеть - то по - нормальному нельзя! Очень увлечённо и с воодушевлением Винсент рассказал о главном своём деле - джаз-клубе, который он создал, и который занимает всё его время, силы и финансы.
Время пролетело быстро, и мы отправились провожать Винсента на вокзал.
Вот так интересно получилось. Сначала одна необычная, но запланированная встреча с армейским другом в Киеве. А потом - вторая, ещё необычнее, и совсем даже не предполагаемая!
*******************************************************************************
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
продолжение следует...