История города
Херсонес основан в 6 в. до н. э. древними греками и был их колонией до 525 г. Расположен он у Карантинной бухты.Название нынешнее он получил в византийский период. В переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма.
История города охватывает эпоху античности(до 5 в.н.э.)и средневековья(500-1500гг..).
Рассмотрим все обьекты, расположенные здесь, с точки зрения хронологии :
1) Ранняя античность (776 г. до н. э. — 510 г. до н. э.);
2).Классическая античность (IV в до н. э.— II в. н. э.,охватывающая восхождение римской цивилизации, основание крепости Харакса, зарождение христианства) ;
3)поздняя античность(конец II/III века — V/VI вв. — упадок Римской империи,уничтожение скифов готами,а готов-гуннами.
В схеме расположения архитектурных обьектов города трудно разобраться, поэтому я ее нашла в сети, и рассказ буду вести, поделив эти обьекты на не, что относятся к периоду античности и к средневековью.
Если соберетесь посетить развалины древнего города, ориентируйтесь по этому рисунку.
Итак, античный период .
До заселения греками Херсонеса здесь был ряд поселений(Керкинитида, Пантикапей, Гераклея Понтийская). Поселенцы были изгнанниками, проигравшими политическую борьбу в Гераклее(эллины). Переселившись в район Херсонеса, они подверглись нашествию варваров, но устояли. Они построили здесь из известняка укрепления, алтари, поселения и театр, где устраивали представления в честь Артемиды, Зевса, Геи(богини плодородия) и Гелиоса.
Остались здесь и руины сцены, восстановленной в наши дни. Это греческий амфитеатр,построенный в 3 в.до н.э .Здесь проводились спортивные соревнования и праздники, длящиеся с утра до вечера, а иногда и по несколько дней, а зрители сидели на подушках, запасаясь впрок едой и питьем,наблюдая представления .
В средние века, когда христианство вытеснило многобожие, языческие бесовские зрелища были запрещены. На этом месте воздвигли храмы:прямоугольный одноапсидный и крестово-купольный.
За стенами вокруг сцены мы видим храм с ковчегом 6-13 вв. до н. э. ,и за ним-отдел музея,, Античный Херсонес( 7 номер в схеме).
С 7-3 вв.до н.э.город подвергался набегам варваров и скифов, которые предотвращали огромные стены.
На этом снимке мы видим внутренние ворота и стену протейхизма ,которая была сооружена в уязвимых местах обороны города. Она затрудняла использование таранов неприятеля.
Римляне для защиты города от гуннов построили коридор смерти(периболу) . Враги, которым удавалось перебраться в периболу(пространство между внутренней и внешней стенами) , оказывались заперты и стиснуты в каменной ловушке, и на них летели дротики и камни и лилась кипящая смола и сосуды с зажигательной смесью. Коридор назывался протейхизма.
За стеной расположены были римские казармы и гавань.
К 5 в. горожане построили некрополь, где хоронили знатных
жителей.В период гонений на христиан это было место ссылки верующих. Но до принятия христианства процветало многобожие, поэтому сохранились фрески(мозаики) с ликами богов, сделанные из морского камня и гальки. А в Некрополе, за городской стеной, остались каменные плиты в память о тех, кто жил здесь и ушел в царство мертвых.
За городом начиналась территория, богатая плодородными землями , царство Диметры, размежеванная на участки(клеры), которые получали граждане полиса на основании жеребьевки. На участках выращивали ячмень, колбу, фрукты, виноград. Сок собирали с давильных площадок(фото ямы). Сок через сливы стекал с площадок в прямоугольный оштукатуренный резервуар перед каждой давильней. А рядом строились виноградники.
Херсонес славился своим вином. Привлекает внимание дом винодела 2-4 вв. до н. э..
В мирное время херсониситы торговали вином ,оливковым маслом,соленой рыбой и посудой со скифами.Для хранения вина и хлеба служили керамические сосуды, а раскращенные терракотовые фигурки декорировали помещения.
Гончарное производство и керамика были основными ремеслами Херсонеса. При раскопках в этом городе найдены бочки(Пифосы), амфоры, керамические вазы, не отличающиеся правда особым изяществом. Черепки(остраконы) использовали в качестве биллютеней для голосования, на них же писали бытовые записки.
Амфоры, полуразбитые кувшины на территории города, базилики ,храмы являются частью музейного комплекса под открытым небом.
Помимо жилых помещений можно найти в музее остатки бань, печей-кочегарок(они располагались у моря, так как вода из бань стекала прямо туда, а полы их были сделаны специально с наклоном).
Классическая античность
В конце IV в. н. э. Херсонес остался единственным античным городом на полуострове. Тогда к власти пришел император Юстиниан, построивший в Крыму крепость Алустон, города Гурзуф, Симболон(нынешняя Балаклавская бухта), Судак, Боспор.
Херсонес расширился, подчинил себе Керкинитиду(Евпатория ныне) и Калос-Лимен(поселок Чернореченское).
Но во 2 в. до н. э. половину колоний отобрали скифы . От них спастись помог Понтийский царь Митрдат, а вслед за ним городу покровительствовал римский император Гай Юлий Цезарь. Тогда начался период расцвета. Развивалось рыболовство(ловили кефаль, скумбрию ,хранили их в емкостях в земле).
Сохранились остатки монетного двора,где чееанили золотые и серебряные монеты,и водохранилище.
Исторически Херсонес был подвержен атакам кочевых народов, сначала скифов, с которыми совладать помог понтийский царь Митридат VI , потом Боспорского царства,и под покровительством Рима стал его форпостом,после чего пережил нападение гуннов, варваров.
Поздне-античный ипериод.христианство.
В I веке утверждается в полисе христианство,становится государственной религией. в империи безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театры, храмы, их заменяют христианские церкви и часовни.
Например, храм с ковчегом справа от сцены амфитеатра, в тайнике под алтарем которого нашли серебряный ковчег (ларец) с мощами. На шкатулке были изображения Петра и Павла, Христа и Богоматери, украшенные двумя ангелами.
В 1е годы от рождества Христова здесь жил Андрей Первозванный. Это было место ссылки неугодных. При императоре Трояне сотни христиан томились в здешних каменоломнях. Среди них-святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра, 3 года страдавший на каторге. В 101 г . н. э. его казнили, утопив море, привязав к якорю. Позднее на месте каменоломни возник Инкерманский монастырь.
В такие времена христианам приходилось скрываться в труднодоступных местах. Святой Василий- в пещере под землей. Ученые предполагают, что это было заброшенное святилище, подземный храм.
В 4 в. в Херсонесе образована христианская община. В этот период представители Епархии присутствовали на вселенском соборе в Константинополе, где решались вопросы догматики.
Когда христианство стало основной религией, на месте театра был построен храм семи евангелистов-мучеников.
В честь кого он был построен?Среди христиан,погибших за веру,былСвятой апостол Андрей Первозванный, начавший проповедовать именно в Херсонесе, и святые священномученики Елпидий, Капитон, Ефрем, Еферий, Евгений, Василий и Агафодор, принявшие смерть за свою веру приняли они мученическую смерть здесь , в 4 веке новой эры.
За храмом нахрдится Могила иеромонаха Пахомия Зверева, настоятеля Херсонского монастыря.
А за городской чертой возник некрополь, где погребены мученики за веру(1е епископы и папа Мартин Первый, сосланный сюда в 655 г. римским императором Константином 2м за ложный донос в измене ему).
В склепах Некрополя обнаружена была монограмма Христа и изображение корабля(символа спасения души).
В период христианства на этом месте возник монастырь Влахернской Богоматери. Назван он так по имени скифского вождя Влаха, на месте смерти которого построен храм. С образом Богоматери связана легенда появлении ее лика на стенах храма в военное время,напугавшем неприятеля,и о спасении тем самым жителей города, по молитвам которых лик и появился. Правда это или нет, решать каждому из нас по нашей вере.
Средневековье.
Хронологические рамки периода средневековья :500—1500 гг.(или до 1800 гг). Условным началом периода стало падение Западной Римской империи, а с началом В а в IX веке стал одной из её военно-административных областей — фемой.
В это полутысячелетие своей истории он оказывался в окружении Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы.
Вплоть до XIII был его новый расцвет. Юстиниан1 украсил его базиликами ,и город был форпостом Византии в Крыму.
При строительстве стали использовать кирпич и мозаики из смальты. Или украшали полы храмов и богатых домов. Теперь мозаики перенесены в помещения под крышей, так называемый ифосарий, чтобы их не повредили.
С VIII в. Крым делят Византийцы и Хазары. К этому периоду относится основание византийских монастырей:Качи-Кальон, Челтер, Шулдан. Также он подвергался нападениям печенегов и половцев.
О базиликах
Базилика-тип строения с прямоугольным основанием. Христианская базилика строилась с 1,2 или 5 нефами(вытянутое помещение, символизировавшее долгий путь к спасению)различными по высоте и иногда разделенных рядом колонн или столбов. Центральный неф был выше всех.
В Херсонесе можно найти несколько типов этих сооружений(базилика 6-10века,Уваровская, Северная и базилика Крузе).
До сих пор в городе ведутся археологические раскопки, экспонаты,найденные здесь,хранятся в местных музеях,а некоторые-в Эрмитаже.
Самый крупный храм -Уваровская базилика, названная так по имени открывшего ее.
Она представляла собой 3х нефный храм,построенный в 6в. ,во время правления императора Юстиниана первого,от которого ныне остался фундамент.Пол ее был покрыт мозаикой с изображенными на ней христианскими символами(чашей-символом причастия,и птицей,олицетворяющей свободную душу) . В купели же были нарисованы павлин(образ воскрешения), голубь(святой дух) и корабль с якорем(символ надежды).
Поскольку большая часть святилища была разрушена,в 10 в. на развалинах старой базилики построили новую,малую,расположенную на месте центрального нефа.Колонны были изготовлены из мрамора,а на них были резные кресты.Перед входом в святилище была надпись,, Всякое дыхание да хвалит Бога,,. Но в 14 в. храм был разрушен из-за пожара.
Здесь хранилась часть мощей святого Климента, обретенная в море братьями Кириллом и Мефодием, создателями славянский азбуки.
В крещальне базилики проходил омовения Владимир Святославович, а после него-дружина и вся Русь приняла веру.
988 год знаменателен крещением Руси, когда в Херсонесе(Корсуни, это его древнее название) принимает христианство и женится на сестре византийского императора киевский князь Владимир Святославович.
Периоду крещения Руси посвящены памятники Херсонеса-Владимирский Собор и статуя Владимиа с крестом.
Итак, по дороге к главным воротам, к входу в город, я увидела развалины средневековых оборонительных стен 4-6 вв. до н.э. и виднеющийся из-за них Владимирский собор. Как мы знаем из истории, в 988 г. произошло крещение Руси. Это было во время царствования князя Владимира.
Храм построен после Крымской войны и приурочен к 900-летию крещения Руси. Строился он около 30 лет , а освящен был в 1921г..В 1924 г. решением новых властей он был закрыт, а во времена ВОВ его крыша была разрушена вражескими самолетами. В руинах находился он около 40 лет, а в 2001 г. былвновь освящен.
Справа от здания стоит огромный колокол, был отлит после окончания русско-турецкой войны. Весит он 5 тонн. В годы Крымской войны французы захватили колокол и вывезли в Париж, там он находился на звоннице в соборе Парижской Богоматери и возвращен был в 1913 г..
После ослабления Византии в ее владениях готами было основано христианское княжество Феодоро со столицей в Мангупе.
С 13 в. на Херсонес нападали турки, татары, которые подожгли его и разорили.
Херсонес был крепостью и территорией для земледелия и сельского хозяйства у древних греков. Здесь выращивался виноград и злаки.
В XIV в. часть территории приобретают генуэзцы , а после-Золотая Орда(во главе с ханом Батыем), после распада которой в 1441 г. остров делится между Крымским ханством Феодоро и генуэзскими колониями. В1470 г. ханство становится протекторатом Османской империи.
В итоге , не выдержав конкуренции с генуэзскими колониями, Кафой и Чембало, в торговле на Черном море, город был окончательно повержен.
Успех в 1204 году 4-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов.
В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды Чингисхана. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес.
в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено.
Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими, забравшими в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов, можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.
Чтобы ознакомиться с этим перирдом поподробнее, вы можете посетить отдел музея ,, Средневековый Херсонес,, . Заним находится экспозиция средневековой истории.
Наилучшим выходом будет присоединиться к экскурсии, проводимой работником музея. Исторический заповедник открыт с 8:30 до 19:00 ежедневно без выходных с апреля по октябрь. В остальное время года график работы сокращён с 9:00 до 17:30.