Найти тему
Екатерина Быкова

Херсонес

История города

Херсонес основан в 6 в. до н. э. древними греками и был их колонией до 525 г. Расположен он у Карантинной бухты.Название нынешнее он получил в византийский период. В переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма.

История города охватывает эпоху античности(до 5 в.н.э.)и средневековья(500-1500гг..).

Рассмотрим все обьекты, расположенные здесь, с точки зрения хронологии :

1) Ранняя античность (776 г. до н. э. — 510 г. до н. э.);

2).Классическая античность (IV в до н. э.— II в. н. э.,охватывающая восхождение римской цивилизации, основание крепости Харакса, зарождение христианства) ;

3)поздняя  античность(конец II/III века — V/VI  вв. — упадок Римской империи,уничтожение скифов готами,а готов-гуннами.

В схеме расположения архитектурных обьектов города трудно разобраться, поэтому я ее нашла в сети, и рассказ буду вести, поделив эти обьекты на не, что относятся к периоду античности и к средневековью.

-2

Если соберетесь посетить развалины древнего города, ориентируйтесь по этому рисунку.

Итак, античный период .

До заселения греками Херсонеса здесь был ряд поселений(Керкинитида, Пантикапей, Гераклея Понтийская). Поселенцы были изгнанниками, проигравшими политическую борьбу в Гераклее(эллины). Переселившись в район Херсонеса, они подверглись нашествию варваров, но устояли. Они построили здесь из известняка укрепления, алтари, поселения и театр, где устраивали представления в честь Артемиды, Зевса, Геи(богини плодородия) и Гелиоса. 

Амфитеатр
Амфитеатр

Остались здесь и руины сцены, восстановленной в наши дни. Это греческий амфитеатр,построенный в 3 в.до н.э .Здесь проводились спортивные соревнования и праздники, длящиеся с утра до вечера, а иногда и по несколько дней, а зрители сидели на подушках, запасаясь впрок едой и питьем,наблюдая представления .

В средние века, когда христианство вытеснило многобожие, языческие бесовские зрелища были запрещены. На этом месте воздвигли храмы:прямоугольный одноапсидный и крестово-купольный.

За стенами вокруг сцены мы видим храм с ковчегом 6-13 вв. до н. э. ,и за ним-отдел музея,, Античный Херсонес( 7 номер в схеме).

С 7-3 вв.до н.э.город подвергался набегам варваров и скифов, которые предотвращали огромные стены.

Защитная  стена, ее видно, когда мы  идем  в  город из Севастополя
Защитная стена, ее видно, когда мы идем в город из Севастополя

На этом снимке мы видим внутренние ворота и стену протейхизма ,которая была сооружена в уязвимых местах обороны города. Она затрудняла использование таранов неприятеля.

Римляне для защиты города от гуннов построили коридор смерти(периболу) . Враги, которым удавалось перебраться в периболу(пространство между внутренней и внешней стенами) , оказывались заперты и стиснуты в каменной ловушке, и на них летели дротики и камни и лилась кипящая смола и сосуды с зажигательной смесью. Коридор назывался протейхизма.

Протейхизма , вид изнутри
Протейхизма , вид изнутри

За стеной расположены были римские казармы и гавань.

К 5 в. горожане построили некрополь, где хоронили знатных

жителей.В период гонений на христиан это было место ссылки верующих. Но до принятия христианства процветало многобожие, поэтому сохранились фрески(мозаики) с ликами богов, сделанные из морского камня и гальки. А в Некрополе, за городской стеной, остались каменные плиты в память о тех, кто жил здесь и ушел в царство мертвых. 

Мозаика  времен античности. Птица-символ души.
Мозаика времен античности. Птица-символ души.

За городом начиналась территория, богатая плодородными землями , царство Диметры, размежеванная на участки(клеры), которые получали граждане полиса на основании жеребьевки. На участках выращивали ячмень, колбу, фрукты, виноград. Сок собирали с давильных площадок(фото ямы). Сок через сливы стекал с площадок в прямоугольный оштукатуренный резервуар перед каждой давильней. А рядом строились виноградники. 

В эти  емкости  собирали  сок винограда
В эти емкости собирали сок винограда

Херсонес славился своим вином. Привлекает внимание дом винодела 2-4 вв. до н. э.. 

В мирное время херсониситы торговали вином ,оливковым маслом,соленой рыбой и посудой со скифами.Для хранения вина и хлеба служили керамические сосуды, а раскращенные терракотовые фигурки декорировали помещения.

Гончарное производство и керамика были основными ремеслами Херсонеса. При раскопках в этом городе найдены бочки(Пифосы), амфоры, керамические вазы, не отличающиеся правда особым изяществом. Черепки(остраконы) использовали в качестве биллютеней для голосования, на них же писали бытовые записки.

Пифос
Пифос

Амфоры, полуразбитые кувшины на территории города, базилики ,храмы являются частью музейного комплекса под открытым небом.

Помимо жилых помещений можно найти в музее остатки бань, печей-кочегарок(они располагались у моря, так как вода из бань стекала прямо туда, а полы их были сделаны специально с наклоном). 

Остатки бани
Остатки бани

Классическая античность

В конце IV  в. н. э. Херсонес остался единственным античным городом на полуострове. Тогда к власти пришел император Юстиниан, построивший в Крыму крепость Алустон, города Гурзуф, Симболон(нынешняя Балаклавская бухта), Судак, Боспор.

Херсонес расширился, подчинил себе Керкинитиду(Евпатория ныне) и Калос-Лимен(поселок Чернореченское). 

Но во 2 в. до н. э. половину колоний отобрали скифы . От них спастись помог Понтийский царь Митрдат, а вслед за ним городу покровительствовал римский император Гай Юлий Цезарь. Тогда начался период расцвета. Развивалось рыболовство(ловили кефаль, скумбрию ,хранили их в емкостях в земле). 

Емкость  для  хранения продуктов
Емкость для хранения продуктов

Сохранились остатки монетного двора,где чееанили золотые и серебряные монеты,и водохранилище.

Монетный  двор
Монетный двор

Исторически Херсонес был подвержен атакам кочевых народов, сначала скифов, с которыми совладать помог понтийский царь Митридат VI , потом Боспорского царства,и под покровительством Рима стал его форпостом,после чего пережил нападение гуннов, варваров.

Поздне-античный ипериод.христианство. 

 В I веке утверждается в полисе христианство,становится государственной религией. в империи безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театры, храмы, их заменяют христианские церкви и часовни.

Например, храм с ковчегом справа от сцены амфитеатра, в тайнике под алтарем которого нашли серебряный ковчег (ларец) с мощами. На шкатулке были изображения Петра и Павла, Христа и Богоматери, украшенные двумя ангелами.

В 1е годы от рождества Христова здесь жил Андрей Первозванный. Это было место ссылки неугодных. При императоре Трояне сотни христиан томились в здешних каменоломнях. Среди них-святой Климент, папа Римский, ученик апостола Петра, 3 года страдавший на каторге. В 101 г . н. э. его казнили, утопив море, привязав к якорю. Позднее на месте каменоломни возник Инкерманский монастырь.

Инкерманский  монастырь  в  районе  Севастополя
Инкерманский монастырь в районе Севастополя

В такие времена христианам приходилось скрываться в труднодоступных местах. Святой Василий- в пещере под землей. Ученые предполагают, что это было заброшенное святилище, подземный храм. 

В 4 в. в Херсонесе образована христианская община. В этот период представители Епархии присутствовали на вселенском соборе в Константинополе, где решались вопросы догматики.

 Когда христианство стало основной религией, на месте театра был построен храм семи евангелистов-мучеников.

Храм, расположен возле  Амфитеатра, где  сцена
Храм, расположен возле Амфитеатра, где сцена

В честь кого он был построен?Среди христиан,погибших за веру,былСвятой апостол Андрей Первозванный, начавший проповедовать именно в Херсонесе, и святые священномученики Елпидий, Капитон, Ефрем, Еферий, Евгений, Василий и Агафодор, принявшие смерть за свою веру приняли они мученическую смерть здесь , в 4 веке новой эры.

Храм  с  другой  стороны.
Храм с другой стороны.

За храмом нахрдится Могила иеромонаха Пахомия Зверева, настоятеля Херсонского монастыря.

-15

А за городской чертой возник некрополь, где погребены мученики за веру(1е епископы и папа Мартин Первый, сосланный сюда в 655 г. римским императором Константином 2м за ложный донос в измене ему).

Некрополь
Некрополь

В склепах Некрополя обнаружена была монограмма Христа и изображение корабля(символа спасения души).

В период христианства на этом месте возник монастырь Влахернской Богоматери. Назван он так по имени скифского вождя Влаха, на месте смерти которого построен храм. С образом Богоматери связана легенда появлении ее лика на стенах храма в военное время,напугавшем неприятеля,и о спасении тем самым жителей города, по молитвам которых лик и появился. Правда это или нет, решать каждому из нас по нашей вере.

-17

Средневековье.

Хронологические рамки периода средневековья :500—1500 гг.(или до 1800 гг). Условным началом периода стало падение Западной Римской империи, а с началом В а в IX веке стал одной из её военно-административных областей — фемой. 

В это полутысячелетие своей истории он оказывался в окружении Киевской Руси, печенегов и половцев, но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы.

Вплоть до XIII был его новый расцвет. Юстиниан1 украсил его базиликами ,и город был форпостом Византии в Крыму.

При строительстве стали использовать кирпич и мозаики из смальты. Или украшали полы храмов и богатых домов. Теперь мозаики перенесены в помещения под крышей, так называемый ифосарий, чтобы их не повредили. 

С VIII в. Крым делят Византийцы и Хазары. К этому периоду относится основание византийских монастырей:Качи-Кальон, Челтер, Шулдан. Также он подвергался нападениям печенегов и половцев.

О базиликах

Базилика-тип строения с прямоугольным основанием. Христианская базилика строилась с 1,2 или 5 нефами(вытянутое помещение, символизировавшее долгий путь к спасению)различными по высоте и иногда разделенных рядом колонн или столбов. Центральный неф был выше всех.

Базилика 1905года.
Базилика 1905года.

В Херсонесе можно найти несколько типов этих сооружений(базилика 6-10века,Уваровская, Северная и базилика Крузе).

базилика   базилике
базилика базилике

До сих пор в городе ведутся археологические раскопки, экспонаты,найденные здесь,хранятся в местных музеях,а некоторые-в Эрмитаже.

Самый крупный храм -Уваровская базилика, названная так по имени открывшего ее. 

Она представляла собой 3х нефный храм,построенный в 6в. ,во время правления императора Юстиниана первого,от которого ныне остался фундамент.Пол ее был покрыт мозаикой с изображенными на ней христианскими символами(чашей-символом причастия,и птицей,олицетворяющей свободную душу) . В купели же были нарисованы павлин(образ воскрешения), голубь(святой дух) и корабль с якорем(символ надежды).

Поскольку большая часть святилища была разрушена,в 10 в. на развалинах старой базилики построили новую,малую,расположенную на месте центрального нефа.Колонны были изготовлены из мрамора,а на них были резные кресты.Перед входом в святилище была надпись,, Всякое дыхание да хвалит Бога,,. Но в 14 в. храм был разрушен из-за пожара.

Уваровская  базилика
Уваровская базилика

Здесь хранилась часть мощей святого Климента, обретенная в море братьями Кириллом и Мефодием, создателями славянский азбуки. 

В крещальне базилики проходил омовения Владимир Святославович, а после него-дружина и вся Русь приняла веру. 

988 год знаменателен крещением Руси, когда в Херсонесе(Корсуни, это его древнее название) принимает христианство и женится на сестре византийского императора киевский князь Владимир Святославович.

Периоду крещения Руси посвящены памятники Херсонеса-Владимирский Собор и статуя Владимиа с крестом.

Итак, по дороге к главным воротам, к входу в город, я увидела развалины средневековых оборонительных стен 4-6 вв. до н.э. и виднеющийся из-за них Владимирский собор. Как мы знаем из истории, в 988 г. произошло крещение Руси. Это было во время царствования князя Владимира.

-21

Храм построен после Крымской войны и приурочен к 900-летию крещения Руси. Строился он около 30 лет , а освящен был в 1921г..В 1924 г. решением новых властей он был закрыт, а во времена ВОВ его крыша была разрушена вражескими самолетами. В руинах находился он около 40 лет, а в 2001 г. былвновь освящен.

Владимирский собор
Владимирский собор

Справа от здания стоит огромный колокол, был отлит после окончания русско-турецкой войны. Весит он 5 тонн. В годы Крымской войны французы захватили колокол и вывезли в Париж, там он находился на звоннице в соборе Парижской Богоматери и возвращен был в 1913 г..

-23

После ослабления Византии в ее владениях готами было основано христианское княжество Феодоро со столицей в Мангупе.

С 13 в. на Херсонес нападали турки, татары, которые подожгли его и разорили.

Херсонес был крепостью и территорией для земледелия и сельского хозяйства у древних греков. Здесь выращивался виноград и злаки.

остатки жилищных кварталов  10-13 вв.
остатки жилищных кварталов 10-13 вв.

В XIV в. часть территории приобретают генуэзцы , а после-Золотая Орда(во главе с ханом Батыем), после распада которой в 1441 г. остров делится между Крымским ханством Феодоро и генуэзскими колониями. В1470 г. ханство становится протекторатом Османской империи.

В итоге , не выдержав конкуренции с генуэзскими колониями, Кафой и Чембало, в торговле на Черном море, город был окончательно повержен.

-25

Успех в 1204 году 4-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов.

В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды Чингисхана. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. 

в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено.

-26

Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими, забравшими в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря. Учитывая нравы генуэзских купцов, можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными.

Чтобы ознакомиться с этим перирдом поподробнее, вы можете посетить отдел музея ,, Средневековый Херсонес,, . Заним находится экспозиция средневековой истории.

Музей ,, Средневековый Херсонес,,
Музей ,, Средневековый Херсонес,,

Наилучшим выходом будет присоединиться к экскурсии, проводимой работником музея. Исторический заповедник открыт с 8:30 до 19:00 ежедневно без выходных с апреля по октябрь. В остальное время года график работы сокращён с 9:00 до 17:30.