Елена Валериевна чуть больше 25 лет проработала учителем в школе. Прошлый год был в ее карьере завершающим. Родители еще в годы ее молодости оставили ей дом в деревне, недалеко от леса и реки — красота, идеальное место, чтобы наконец-то отдохнуть от криков и суматохи.
Учительница также поступила красиво — дочери с зятем оставили двухкомнатную квартиру, ну а сами уехали в деревню. Дом двухэтажный, поэтому дети весной и летом чуть ли не каждые выходные у них проводят. Муж у Елены Валериевны тоже уже на пенсии, но без работы сидеть не может — подвязался помогать строить баню в соседнем селе, дома только на выходных бывает.
Наступили очередные весенние каникулы. Дочь Даша оставила сына Андрейку бабушке на весенние каникулы. Внучок единственный, поэтому самый любимый, да и ему в деревне тоже нравится — места много, мальчишек полно с кем побегать.
***
На календаре март, Елена Валериевна работает в теплице, над рассадой потеет. Внук где-то гуляет с мальчиками местными. Все вроде хорошо, но в какой-то момент будто что-то в сердце защемило: «А где же Андрейка?». Руки вытерла, пошла искать.
Лед в марте на реке плыл отменно, завораживающе. Андрей с новыми друзьями Лешкой и Гришкой долго смотрели блестящими глазами. Тут один из мальчиков и говорит:
— Слушайте, у меня идея есть! Айда за мной.
Быстро прибежали к Лешкиному дому, незаметно проскочили в сарай, а там от листа ДСП был обрезок. Дотащили мальчишки его к речке, по пути пару шестов нашли из веток. Привязали веревкой, спустили на воду — удивительно, но держится на поверхности.
Первым запрыгнул Лешка, где-то метр от берега отошел на ДСП и обратно шестом себя к берегу стал толкать, страшно стало. Вторым пошел Гриша — смелости хватило чуть дальше проплыть, может метра три и обратно вернулся. Наступила очередь Андрея.
Мальчишка был смелый, но уж больно горделивый в некоторых ситуациях. Отошел на листе от берега, а мимо льдина проплывала — крупная, где-то раза в три больше того ДСП. Андрей подплыл к ней и ловко перепрыгнул на лед. Новые друзья обзавидовались. Течение вроде тихое, льдина еле идет.
— Андрюх! Ты палкой нам лист обратно толкни, мы к тебе подплывем!
Мальчик так и сделал. Дверь медленно пошла в сторону берега, а льдина — ближе к середине реки. Андрей не растерялся, шестом думает ото дна оттолкнется, и обратно на берег, но дна так и не нащупал. Берег продолжал отдаляться.
Друзья сначала смеялись с Андрея, а потом поняли, чем это все закончится. Леша достал телефон и позвонил отцу, рассказал все как было. На берегу стали появляться люди, со страхом смотрели на семиклассника на льдине и не знали что делать. Одной из первых прибежала Елена Валерьевна, она-то больше всех кричала, переживала. В итоге додумались в МЧС позвонить.
Бригада приехала минут через 15, льдина с Андреем тем временем была на самой середине реки, плавно подходя к так называемому затору.
— Что с лодкой, мужики?
— Михаил Евгеньевич, там же затор, не пройдет лодка.
— Семён, — крикнул командир одному из своих. — резиновую тогда лодку давай.
Семён убежал к машине. Тем временем на реке показалась еще одна большая льдина, она приближалась к тому затору, где был Андрей на своей уже измельчавшей льдинке.
— Она же его раздавит! — закричал кто-то из толпы.
— Сёмка, давай! — скорее попросил, чем приказал командир МЧС.
— Понял!
Парень кивнул, быстро скинул ботинки и верхнюю одежду и пригнул в ледяную воду. Глыба была уже почти возле Андрея, а из-за поворота появлялись все новые и новые.
— Их сейчас обоих раздавит! — продолжала паниковать толпа. — Ой, не успеет.
Семён доплыл тогда, когда казалось, что Андрея уже не спасти. Запрыгнул на льдину, схватил парня и стал перепрыгивать по льдинам, а когда они закончились — спрыгнул в холодную воду и поплыл к лодке, которую он же доставал из машины. Ее подготовил напарник.
Все видели, чего стоило спасение мальчика. Лодка рядом, Андрея забрали и, через какое-то время и Семён выбрался из воды. Сразу бросился к Андрею, стал что-то говорить, мальчик пришел в себя от потрясения, стал утвердительно кивать. Дошли до берега, Семён взял Андрея на руки и передал бабушке.
— Елена Валериевна? — спросил он с удивлением.
Женщина вначале удивилась, затем вопросительно посмотрела в глаза Семёна:
— Семён? Ковалёв?
***
Сотрудник МЧС Семен Ковалёв в школе был двоечником, а Елена Валериевна была его классным руководителем. В памяти учительницы всплыл эпизод, когда Сёма был в девятом классе — он тогда умудрился подраться, да еще и нагрубить учителю химии, а последним уроком как было ее занятие.
— Ковалёв, к доске! — угрожающе произнесла Елена Валериевна.
— Я не готов, — привычно ответил Семён.
— И что? Давай к доске, я сказала!
Тот вышел, повернулся к классу.
— Вот что, Ковалёв, через полтора месяца все закончат девятый класс. Кто в техникум пойдет, кто в десятый класс. А вот тебя, подлеца, даже в ПТУ не возьмут.
— Ничего, работать пойду.
— Ковалёв, ты и на работе никому не нужен. Ты попросту ни на что не годен — обуза общества.
Елена Валериевна продолжала отчитывать парня, а он стоял, опустив голову. Конечно, он слушал учительницу, да и планы у него уже были на дальнейшую жизнь — там и химия особенно не была нужна, и математика. Интересно Семёну было только на физкультуре и ОБЖ.
Так или иначе он получил аттестат, Елена Валериевна заступилась на педсовете.
***
— Семён? Ковалёв?
— Елена Валериевна! Как я рад вас видеть. Если бы не вы, то не получил бы я тогда аттестат.
— Как же я могла без аттестата тебя оставить? Я перед тобой теперь в долгу — ты внука моего спас, Андрея.
— Елена Валериевна, я же теперь спасатель. Это моя работа.
В школе или лицее не так просто понять, к чему лежит душа у человека. Порой мы делаем резкие развороты на 360 градусов в своей жизни и полностью меняем сферу своей деятельности, а порой годами продолжаем заниматься тем, что нам не нравится. При этом это не зависит от школьных оценок — и бывшие отличники бывают дворниками, и двоечники — депутатами. Суть обучения другая — для начала нужно стать человеком.