Найти тему
Сергей Петров

Демонический мессия в каббале: Шаббетай Цви

Неразрывную связь мессианства с демонизмом в иудейской религии засвидетельствовал своей судьбой Шаббетай Цви, признанный мессией значительной частью еврейства. Принятие им ислама в 1666 г. было истолковано его последователями как необходимое нисхождение в демонические глубины с целью освободить оттуда скрытые божественные искры.[1] Так, саббатианский визионер Бер Перльхефтер учил: «Тот, кто хочет победить скорлупу, должен облечься в эту самую скорлупу и действовать соответствующим образом, и так он в конечном счёте одержит над ней верх»[2]. Саббатиане отнесли к своему мессии встречающийся в Талмуде мессианский титул bar nip̄ley«тот, кто претыкается или падает» (ВТ Санхедрин, 96b, 16 – 97a, 1), истолковав его как свидетельство о том, что иудейский искупитель обязан добровольно грешить.

Ещё в XIII в. Исаак ха-Коген приписывал будущему мессии змеиную природу: «Когда мы будем отомщены? – Когда придёт наш праведный мессия, который подобен змею: придёт змей и совершит месть над змеем»[3]. Согласно «Зогару», мессия будет рождён Шхиной, которую укусит во влагалище Змей-Самаэль (Зогар, III, 67b, Райя мегемна).

Помимо того, что еврейские слова «мессия» (mšyḥ) и «змей» (nḥš) имеют общую гематрию и в каббале змей в целом олицетворяет собой демонический мир, в позднем зогарическом трактате «Райя мегемна» («Верный пастырь») Ишмаэль (ислам) и Эдом (христианство) конкретно изображаются как две демонические силы – соответственно змей справа и пёс слева (Зогар, III, 124a).

Главный популяризатор лурианской каббалы Хаим Виталь (1543-1620) в своём сочинении «Пери эц хаййим» («Плод древа жизни») указывал на связь между змеем и «богом Израилевым»: «Виталь приписывает динамическую амбивалентность змея – его способность превращаться из змея в посох и обратно – определённой стадии в развитии божественной фигуры, Зеир анпина, мужской личности, которая в зогарической литературе связывается со Святым, благословен он (т.е. с Яхве). Согласно Виталю, имя “змей” есть “тайна малости” Зеир анпина (swd qṭnwt nqr’ nḥš). На этой стадии развития данной личности к ней прилепляются демонические силы, и она существует в “тайне посоха, который превращается в змея”. Виталь заявляет, что, соответственно, опасно заниматься этой стадией божества, и данная опасность, возможно, была удостоверена саббатианством. Удивительным образом, змей и “незрелый”, хотя и божественный, Зеир анпин одинаково неустойчивы в отношении деления на божественное и демоническое!»[4].

Обращение Шаббетая Цви в ислам подразумевало принятие им змеиной природы. Это выражалось, в частности, тем, что он стал называть себя «святым змеем» и использовать изображение змеи как часть своей подписи.

В символе обращения мессии в ислам – его свёрнутом тюрбане – последователи Шаббетая Цви увидели свернувшуюся змею. Ученик Натана из Газы Исраэль Хаззан из Кастории заявлял: «Трое их – Святой, благословен он, Шхина и драгоценный Сын, Амира[5], – соединены воедино, и между ними нет, не дай бог, каких-либо преград или различий, ибо в эпоху изгнания Шхина именуется змеем… и мессия тоже именуется змеем… и это тайна свёрнутого тюрбана, и это тайна эманации змея, прильнувшего к его пяте (ВТ Берахот, 5а), согласно тайне пяток мессии… И это тайна мессии, скрывающегося в пыли, чтобы подлинно быть причастным Ей (т.е. Шхине)… и оба они называются одним именем, которое есть отдельное имя (šem ha-mep̄oraš)[6]… Итак, Святой, благословен он, Шхина и Амира содержатся в одном имени. Соответственно, мы знаем, что ум его Творца пребывает в Амире, и между ними нет преград и различий»[7].

Таким образом, власть мессии над демоническим миром зависит от его подчинения этому миру, а такое подчинение возможно, потому что мессия имеет божественную природу, и в состоянии изгнания сам «бог Израилев» принимает вид змея. Богословие саббатиан отражает «древний еврейский мифологумен в отношении троичного строения божественной плеромы, т.е. предположение о том, что форму Божества можно мифопоэтически вообразить в виде двух мужчин и одной женщины, представляющих собой либо отца, сына и дочь, либо отца, мать и сына… Мессия есть сын, который завершает троицу»[8].

[1] Воздействие, которое обращение Шаббетая Цви в ислам (истолкованное как смерть и погребение в демонических клиппот) оказало на его последователей, можно сравнить с воздействием, которое оказала на последователей Иисуса из Назарета его казнь римлянами. В обоих случаях для объяснения случившегося были привлечены все доступные экзегетические и гомилетические ресурсы, и роль Натана из Газы в таком объяснении оказалась для саббатианства аналогичной роли Шауля из Тарса (апостола Павла) для христианства.

[2] Цит. по: Elliot R. Wolfson. Venturing Beyond: Law and Morality in Kabbalistic Mysticism. Oxford, 2006. P. 176.

[3] Цит. по: Yehuda Liebes. Studies in the Zohar. N.Y., 1993. P. 17.

[4] Nathaniel Berman. Divine and Demonic in the Poetic Mythology of the Zohar: The “Other Side” of Kabbalah. Leiden, 2018. P. 111-112.

[5] Амира (’myrh) – акроним от мессианского титула Шаббетая Цви ’adonenu malkenu yarum hodo («наш господин, наш царь, да будет возвышено его величие»), созвучного с мусульманским титулом эмир.

[6] Т.е. имя Яхве.

[7] Цит. по: Elliot R. Wolfson. Venturing Beyond: Law and Morality in Kabbalistic Mysticism. Oxford, 2006. P. 178.

[8] Ibid.

См. также:

https://ridero.ru/books/kabbala_1/

https://www.ozon.ru/product/kabbala-482852984/?sh=SWW90QAAAA

https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/kabbala-vozrozhdennoe-iudeyskoe-yazychestvo/