Зрители выходили из зала в слезах после просмотра драмы «Седьмая симфония». В Минске презентовали драму о войне, любви и подвиге Ленинграда.
Музыка осаждённого города
В Минске презентовали исторический сериал о войне, любви и подвиге. Режиссер Александр Котт рассказывает о легендарном исполнении бессмертного произведения Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде летом 1942 года. Радиотрансляция концерта из переполненного зала филармонии стала и музыкальным символом осажденного города, и сильным эмоциональным потрясением, подарившим надежду и укрепившим дух людей.
Не вымысел – реальные истории
– Помню, с каким трепетом моя мама, блокадница, относилась к хлебу. Ни одна крошка не должна была быть на полу! Она рассказывала, как люди, обессиленные, падали прямо в очередях за кусочком хлеба. Тогда не боялись мертвых и самой смерти. Боялись голода, – пенсионерка Надежда Сергеева осторожно спрятала мокрый носовой платок.
В столичном кинотеатре «Беларусь» многолюдно – ветераны, молодежь, воспитанники Суворовского училища. На большом экране – не художественный вымысел, а реальные истории оборванных войной жизней и искалеченных судеб.
Гимн силе духа и мужеству
Даже в то суровое время Ленинград не потерял свое историческое звание «культурной столицы» страны. По радио звучали стихи-призывы несгибаемой Ольги Берггольц – стоять до конца. Артисты давали концерты, работали библиотеки.
А 9 августа 1942 года в филармонии впервые исполнили знаменитую Симфонию № 7 Шостаковича, ставшую гимном мужества города на Неве.
Реакция на фильм – долгие, громкие аплодисменты. После увиденного зрители расходились молча. Впечатление от картины было настолько сильным, что любые слова в эти минуты были излишни.
– В наших братских странах делают все, чтобы передать память о той войне подрастающему поколению. Ведь они – самая уязвимая категория. В этом нам помогают и правдивые, эмоционально сильные фильмы. Хотелось бы, чтобы «Седьмую симфонию» посмотрели как можно больше российских и белорусских школьников, студентов, – сказал после показа заместитель Госсекретаря Союзного государства Виктор Сиренко.
Слово режиссёру
Александр КОТТ:
Снимал фильм-исповедь, а не военный экшен
Зрителям режиссёр известен по картине «Брестская крепость» о защитниках цитадели, которые первыми приняли удар фашистских захватчиков.
Невероятный Карл Ильич
– Вы снова вернулись к теме Великой Отечественной…
– Мы привыкли к тому, что герои войны – люди в военной форме, которые сражаются с фашистами. А здесь настоящие герои – простые музыканты. «Седьмая симфония» – «тяжелый» и пронзительный фильм о войне, любви и великой музыке. Его цель – не развлекать. Я хотел сделать фильм-исповедь, а не военный экшен. Рассказать о судьбе простого человека в страшных условиях.
Пока сложно судить, насколько актуальна такая форма, чтобы раскрыть тему. Надеюсь, сериал отзовется в сердцах зрителей, увлечет их. Рейтинги уже неплохие.
– В основе картины история дирижёра Карла Ильича Элиасберга. Вы слышали о нем до съёмок?
– Признаться, я практически ничего о нем не знал. При подготовке фильма съемочная команда изучала архивные документы. Встречалась с родственниками, еще здравствующими блокадниками, чтобы собрать сведения об этом уникальном человеке. Понять, как он смог в разрушенном городе найти и сплотить музыкантов. Если бы не его напористый, героический характер, никакого оркестра не было бы.
Лето – символ воскрешения
– Я преклоняюсь перед выстоявшими в то ужасное время. Когда война внутри, когда ты один на один с этим кошмаром.
Бомбежки, обстрелы, голод. Трупы умерших на каждом шагу... Как в этом аду найти в себе силы, чтобы репетировать?
Мы попытались передать масштаб этих личностей, масштаб трагедии. Вроде получилось.
– Сериал все-таки о музыкантах. Актеры умели играть на инструментах?
– Кастинг длился почти год. Начался еще когда писали сценарий. Да, искали актеров, которые владеют инструментами, и музыкантов, которые могут быть актерами. Это такая дорога с двусторонним движением.
Но в том, что дирижера Карла Элиасберга сыграет Алексей Гуськов, сомнений не было с самого начала. В этой роли он очень органичен. Сходства с реальными прототипами добиться даже не пытались. Восстановить доподлинно биографии участников блокадного оркестра, к сожалению, невозможно.
– Зрителей удивило, что в сериале не показали кадры зимних улиц. Когда тела умерших возили на санках, черпали воду из прорубей напротив Петропавловки... На экране – только лето и осень.
– В этом и была задумка. Летом город расцветает, солнце дарит надежду на жизнь. Выжившие цеплялись за это и верили, что блокада вскоре закончится. После беспощадно суровой зимы это словно воскрешение.
Снимали в тех же дворах-колодцах, улочках, интерьерах. Многие и сейчас выглядят довольно натурально.
Кристина ХИЛЬКО
© "Союзное Вече", № 5/2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, поставьте лайк и подпишитесь!