Автобус, который известен всем жителям нашей страны. Однако сейчас я поведаю вам несколько очень неожиданных фактов о нем.
Всем доброго времени суток!
Для начала немного биографии этого трудяги. Он действительно выпускался вплоть до 2010 года! И за эти 55 лет с конвейера сошло практически 250 000 тысяч автомобилей. И вся история этого автобуса была насыщена очень интересными событиями.
1. Послевоенное наследие.
Думаю, найдутся тут люди, которые застали еще ранние года выпуска ЛАЗов. И в то время он выпускался с довольно странным люком в своей передней части. И для простого гражданина его применение было не очень ясно.
А решение тут весьма простое: это специальный отсек для носилок. Все дело в том, что двери автобуса не очень широкие и носилки там попросту не пройдут. А в случае военных действий все автобусы отправятся на фронт. Поэтому инженерами и было принято решение разместить такой люк.
2. Зимой тепло лишь тем, кто сзади.
Думаю каждый, кто ездил на ЛАЗе в зимнее время прекрасно помнит о том, что лучше занимать места как можно ближе к двигателю. При этом система обогрева салона очень даже мощная. Но против физики не попрёшь, поэтому тёплый воздух от двигателя проходил в лучшем случае до середины. А передним пассажирам оставалось только мерзнуть.
Конечно же потом эту проблему решили установкой дополнительного отопителя в передней части салона.
3. Советский автобус на автомате.
Инженеры ЛАЗа совместно с НАМИ разработали для 695-го двуступенчатую автоматическую коробку. Но проблема заключалась в том, что механизм вышел ну очень уж тяжелым и было просто невозможно установить его вместе с двигателем назад. Слишком много веса.
И поэтому пришлось отправить разработку на ЛиАЗ-677. В нем мотор расположен в передней части автобуса, поэтому вес более равномерно распределился.
4. Автобус–ликвидатор.
Именно эта модель использовалась при эвакуации жителей Припяти. А в дальнейшем на завод поступил госзаказ на 5 специально подготовленных экземпляров для работы в условиях радиации. Завод с такой задачей справился за месяц!
Хотя автобусы и были специально подготовлены, но это не помогло им избежать утилизации и навсегда остаться там, где они выполняли свой долг.
5. Отправлял в космос.
Именно этот автобус доставил Юрия Гагарина к стартовой площадке. Для этого была специально разработана модель ЛАЗ-965Б. По сути, это был просто автобус с очень хорошо доработанной системой вентиляции для сохранности всего оборудования от пыли и грязи.
Автобус был рассчитан всего на 9 мест и после того, как он выполнил свою функцию, он делал это еще следующие 6 лет! Потом его заменили на ЛАЗ-695Е, который стал доставщиком космонавтов на последующие 40 лет!