Вспоминая Чехию
Статья может быть интересна ветеранам ЦГВ поколения 55+, а также всем интересующимся историей СА.
Специалисты-филологи начнут меня поправлять, мол, правильно говорить "чешский Миловице". Но так уж привыкли называть эту часть города все советские люди, прошедшие через военную и гражданскую службу в ЦГВ. За 23 года примерно миллион граждан СССР : военнослужащие и члены их семей, служащие СА, прошли местный ж/д вокзал и аэродром "Божи Дар".
Здесь начиналась их служба в группе войск. Отсюда же через несколько лет они возвращались в Союз. Многие из прибывших в Чехию проходили в Миловицах службу или работали. Ведь в те годы в этом городе находился Главный штаб Центральной группы войск и были расквартированы многочисленные воинские части.
"На свете есть лишь три столицы, Москва, Париж и Миловицы!" - эту поговорку знали все. Шутка, конечно. Но граждане СССР могли здесь, на месте решить все юридические вопросы, не выезжая в Прагу.
Город Миловицы условно делился на две половины. Одна из них, советская, похожа на любой город в Союзе. Типовые панельные пятиэтажки, магазины, детские сады и школу построили в конце 60-х - начале 70-х годов. Проживали там исключительно советские граждане. Вторая половина была на много старше. Ее называли чешские Миловицы и представляла собой типичный чешский город со старой застройкой. Там в двухэтажных домах постройки начала ХХ века жили и наши, и чехи. Центром чешской половины был католический костел.
В частности в чешской части города, в шаговой доступности от вокзала, находился отдел ЗАГС. В нем родители новорожденных получали советские свидетельства о рождении. В документе, вне зависимости от конкретного места появления на свет (а это могли быть как наши военные госпитали в Костельце и Яромерже, так и чешские больницы и клиники) был записан один адрес : г. Миловице, ЧССР.
Часто слышал два вопроса от советских детей, рожденных в Чехословакии в период с 1968 по 1991 годы. Первый : Есть ли у нас какие-нибудь льготы для посещения «малой Родины?» Второй : Если я рожден в ЧССР, то почему я не гражданин этой страны? Ответы были такие : К сожалению, льгот для вас нет. Можно съездить на общих основаниях. И на второй : Мало родиться на территории Чехии, при рождении нужно получить чешское Свидетельство о рождении. Выдать его могут родителям-беженцам, лицам попросившим политического убежища, эмигрантам прибывшим в страну на ПМЖ и т.п. Военные СА в список не попадают.
Также в старой части города, в обычном доме находилось "Бюро по туризму и экскурсиям МО СССР". (Вроде такая была вывеска на дверях. Поправьте, если не так.) Обратиться сюда перед отпуском посоветовали сослуживцы. Сказали, зайди, не пожалеешь. И правда! Выбор путевок на турбазы и в дома отдыха МО, был очень велик. В Союзе таких путевок без блата не найдешь, а здесь свободно. За пять лет три раза воспользовался услугами этого бюро. В последний раз в 89 году.
В 88 году появилось долгожданное "эпохальное" разрешение гражданам СССР, проходящим службу за границей, приобретать там в личное пользование автомобили, с последующим их перегоном в Союз. Кстати, именно с этого разрешения начал развиваться бизнес по перегону подержанных машин из Европы.
Конечно и до этого некоторые военные и гражданские, на свой страх и риск, приобретали подержанные легковушки для поездок по стране. Но вывезти машину в Союз тогда было невозможно. Запомнились два случая, произошедших с участием таких "левых" автомобилей. Информацию об этом получили из Приказов по группе войск, которые по пятницам зачитывали в штабе части. В первом случае произошло ДТП со смертельным исходом : Лейтенант, с грузинской фамилией, начальник службы ГСМ одного из крупных гарнизонов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял принадлежащим ему(!) микроавтобусом марки "Шкода". (На какие ши-ши купленный, догадайтесь сами). При этом не справился с управлением и совершил наезд на дерево. Находившаяся рядом на пассажирском сиденье его жена скончалась на месте. Сам он с тяжелой ЧМТ доставлен в госпиталь. Второй случай был повеселее : Трое или четверо молодых офицеров, как положено, после отпуска сдали в несекретное делопроизводство свои синие служебные загранпаспорта. Там в них обнаружились штампы о пересечении границ с ФРГ, Францией, Испанией и Португалией. Границы открыты и визы не требовались. За дело взялись особисты. Выяснилось, что эти офицеры купили в складчину легковую машину и на ней устроили вояж по Европе. Сейчас бы на это никто и внимания не обратил, но тогда, в 86 или 87 году дело раздули чуть ли не как "переход на сторону врага" и разглашение "страшной военной тайны". Виновников выслали в Союз. Чем для них все закончилось - история умалчивает. Многие сочувствовали и даже им завидовали.
Офицеры и прапорщики из Миловиц, как и все в ЦГВ, тут же ринулись скупать подержанные автомобили. В те годы в СССР с приобретением легкового авто была большая проблема. Перегон машин из стран восточной Европы мог немного помочь в этом вопросе. Покупали в основном авто отечественных марок, прекрасно понимая, что на иномарку в Союзе запчастей не найти. Чехи были рады возможности избавиться от старья. По началу отдавали автохлам за смешные деньги. Убитую "Волгу" 24-ку из пражского такси продавали за 15 тыс. крон (1500 руб. по тому курсу). 21-ю за те же деньги можно было найти в очень хорошем состоянии. Еще дешевле стоили "Москвичи" разных моделей. По цене от 10 до 30 тыс. крон шли "Лады" 01, 02 и 03 моделей, в зависимости от состояния. Но потом местные смекнули, что это неплохой бизнес и цены поползли вверх. Купить-то купили, возник новый вопрос : где держать "ласточку" до перегона? На сколько помню, был приказ, запрещающий держать такие машины в советских Миловицах. Вот и пошли, вернее поехали новые владельцы старых тачек на поклон сначала к нашим, а затем и к чехам, проживающим в чешской части города. Чтоб разрешили поставить на время свои машины рядом с их домами. Думаю, не бескорыстно.
Когда посещал турбюро в 88 году, возле домов стояли по одной - две машины. Через год, в 89, там стояли уже десятки авто. Большинство составляли 21-е и 24-е "Волги". Поэтому и прозвали тот район города "Волгоград".