Найти тему
Игорь Орлов

Чем отличаются проповедники отец Александр Мень и профессор Осипов А.И.? 6 ключевых отличий.

Оглавление

-2

Если переформулировать вопрос заглавия статьи, то можно сказать так: что полезного можно найти в проповедях одного и другого.

Рассмотрим и отличие, и пользу.

1. Разные интересы обоих.

Профессор Осипов А.И. больше концентрируется на догматическом православном богословии, анализе трудов святых отцов, подвижнической аскетике, как борьбе со страстями, соединение с Божьими добродетелями. Он может быть полезен и интересен тем, у кого схожие интересы.

Отец Александр Мень обращает большее внимание на вере Христу, духовной жизни и культуре, культурно-историческому наследию христианства не столько в подвижнической жизни, сколько в исторической, социальной, культурной жизни. Тем, кому близка христианская культура, ее наследие найдут много интересного в трудах отца Александра. Несомненно, это семитомник "История религии".

2. Разные рабочие основы у обоих.

Профессор Осипов А.И. был учеником игумена Никона Воробьева, монаха. Он сам ведет уединенный образ жизни, не имеет семьи, ему близка аскетика Воробьева и святых отцов, которую отец Александр именует «неотмирным» христианством. Он задается вопросами личностного смысла и цели христианской жизни, что было свойственно и поискам и находкам и игумена Никона. Также, Осипову очень близок святитель Игнатий Брянчанинов, святой 19 века. Близок в богословском подходе.

-3

Осипов не священник, не монах, не подвижник. Скорее, его можно назвать компетентным и эрудированным теоретиком христианского подвижничества. Он нашел свой смысл жизни в том, чтобы быть компетентным православным богословом. Полезна его эрудиция по этим вопросам.

Отец Александр Мень принял крещение в катакомбной церкви, которая в годы гонения не подчинялась властям и именовала себя истинно православной. В ней был силен момент живой веры Христу, ведь этим людям, оказавшимся в катакомбах, оппозиции, подвергавшихся гонениям была важна помощь и защита Божьи, которую они обретали через сильную и живую веру.

Отец Александр является священником, исповедником, духовником, но не монахом. Он - семейный человек. Ему не очень близка практика христианского аскетизма, как и жизнь вне мира. Ему тоже интересна тема смысла жизни, но в историческом, социальном ракурсе: что создать в культуре и оставить в истории людям.

Отец Александр более всего обращается ко Христу и Евангелию, Священному Писанию, в целом. Он видит преемственность Ветхого и Нового завета. Ветхий завет подготавливал к проповеди и принятию Евангелия.

-4

Из святых отцу Александру близок отец Иоанн Кронштадтский, святой, который спас от страшной болезни его бабушку. Отец Иоанн не был монахом, но священником. Он служил в гуще народа всегда. Отец Александр тоже не бежал от мира. Отцу Александру ближе «мирное», в миру христианство среди людей. Среди духовных писателей и проповедников ему близки: Соловьев, Бердяев и др. Он – семейный человек.

3. Стиль проповеди.

Алексей Ильич Осипов проповедует как компетентный консультант, книжник. С улыбкой, нравоучением, аргументацией с опорой на Священное Писание и Предание. Он над аудиторией, сверху и учит, как компетентный в теоретических вопросах, как профессор.

Отец Александр Мень, несмотря на свою огромнейшую эрудицию, никогда не ставит себя над аудиторией. Он беседует с ней на равных. Он в диалоге с людьми, а не в обучении необученных. Он делится не своим опытом (как это делали святые подвижники), не теорией богословия (как делает Осипов), а всем культурным и историческим опытом духовно христианской жизни, самых различных людей, его осуществлявшим. Аудитория всегда задавала ему вопросы по очень разным темам: искусству, литературе, культуре, богословию, культурной жизни, мистике, и так далее. Отец Александр мог ответить. Поистине, широкий человек.

4. Основной фокус проповеди.

Профессор Осипов больший акцент уделяет вероучению и догматике православной линии христианства. Своими лекциями, книгами и выступлениями, он пытается аргументировать чем хорошо православие как вероучение, чем оно отлично от других христианских и не христианских традиций. Тем, кто хотят укрепить именно в православном вероучении полезно послушать профессора (и святых, которые защищали и отстаивали православие).

Отец Александр Мень основной акцент уделяет Самому Христу, вере в Него. Основной труд отца Александра именуется «Сын человеческий», в нем очень живо, как в реальности описан, Христос. Линию отца Александра именуют христологической.

Тем, кто хочет укрепиться в вере, открыть в себе веру с горчичное зерно, могут помочь труды отца Александра. Интересна его небольшая статья «Быть христианином», где он показывает, в чем же особенность христианства и останавливает свой взор на главном – Самом Христе. Уникальность в Боге Любви и Спасения, Который Сам приходит к людям. Отец Александр помогает прийти в соприкосновение со Христом.

5. Ошибки обоих, за что они подвергались критике.

К профессору Осипову А.И. был ряд недоумений у людей, как мирян, так и церковных. У него есть некий уклон в сторону человеческого. Он очень воспевает разум человеческий, как дар рассуждения. Увлекаясь разумностью, рациональностью, где-то нарушая меру этого, он может выходить за нормы православия и подпадать под то, что можно назвать ересью. Православие больше концентрируется на Боге и Его дарах, нежели на человеческих достижениях или способностях.

Обычно, кто хочет лучше представлять само православие, читает и святых отцов, о нем писавших: свв. Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, три вселенских учителя и другие православные подвижники.

Отца Александра Меня тоже обвиняли в разных отходах от православия: и в унитаризме, и в филокатолизме, и в иудео-христианстве, и в экуменизме. Возможно, как человек широко эрудированный и любознательный, он превышал меру и выходил за рамки православия. Его более интересовали вопросы: Бог в истории и культуре, вера в культуре, чем жесткое разграничение православия с другими деноминациями. Отец Александр силен по открытию людям Живого Бога Христа, живой веры больше, нежели, чем в разъяснении именно православного вероучения. Главное верить и быть с Богом - вот, что ему ближе.

6. Что менее всего выражено у обоих.

В меньшей мере у обоих названных проповедников выражено рассмотрение христианского исихазма, который составляет основу основ христианской жизни и подвижничества. Можно привести аналогию: исихазм в подвижничестве, как физика в науке. Понимать что-то в науке значит понимать "на уровне физического смысла" (есть такое меткое выражение). Так и в подвижничестве. Это реальная платформа, физика процессов обожения души, ее гармонизации.

Об этом лучше читать у св. Антония Великого, Макария Великого, Григория Паламы, Серафима Саровского и других святых, кто практиковал исихазм. Кто оставил наследие по тому, как правильно заниматься умным деланием, созидать союз души и ума человеческих с Богом, гармонизировать эту связь. Как так сонастроиться с Богом, чтобы наполниться Им, жить и поступать в согласии с Ним.

Этот пласт лишь слегка рассматривается как Осиповым, так и Менем. Первый уходит от физики обожения в борьбу со страстями, догматы богословия и вероучения. Второй уходит от физики обожения в сторону социально-духовной и исторически- духовной жизни.

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.