Найти в Дзене

Смерть на Ниле

Оглавление

Создатели новой экранизации пообещали, что нас ждет классический детектив, без голливудских замашек, однако "классика" была все равно американской.

Английская классика:

Во времена Агаты Кристи в литературе был популярен мотив "холодного разума", детектива, способного не заходя на место преступления сказать, кто преступник. Холодный и неприятный человек. Агата Кристи пошла по популярной тогда дорожке, однако, решила выделить своего детектива из толпы: ее детектив далек от маскулинных идеалов - это странный приятный старичок. Из оружия - только "серые клеточки". Он не бегает за подозреваемыми, не стреляет из ружья, и не мастер жесткого допроса. Часто становится целью насмешек за свою "немужественность". Пуаро ведет допрос, как настоящий джентльмен - он весьма вежлив, со всеми, включая прислугу, которая в шоке от того, что с ней разговаривают, как с леди и счастлива помочь. Он сначала мило общается, и, как бы между делом, уходя, на пороге спрашивает то, зачем пришел. Никакого давления.

Пуаро невероятно уверен в своей правоте и в своей системе ценностей. Он знает, что готов простить преступнику (воровство например), а что - нет: убийце - смертная казнь. А найти убийцу - азартная интересная игра, его основная страсть. Задача читателя или зрителя, поддаться этой страсти и найти убийцу вместе с детективом.

Т.е. если говорить про английскую классику - это рассказы человека из высшего общества, где главный герой - тоже джентльмен, человек благородных кровей и привычек, с безупречной репутацией. Загадочность - не равна закрытости, или "тайности плохого прошлого" или снобизму, это английская неприязнь к плебейской фамильярности.

Для богачей того времени романтическая любовь принимается только внутриклассовая, межклассовая любовь - дикость, которая ничего хорошего не дает, кроме риска быть убитым или разоренным. Как и было по сюжету многих фильмов про Пуаро.

Американская классика:

Главный герой - "один в поле воин", "крепкий орешек". Американский Пуаро - бывший военный (с чего бы?!), бегает за преступниками, угрожает выстрелить из пистолета. Допросы насильственные, через активное давление. Конечно у него никаких друзей нет. Сейчас в голливудском сценарии почему-то мало интересно рассказать историю - надо добавить личную драму, психологизм. Например, что усы - это не проявление педантичности детектива, а "маска", прикрывающая травмированную душу. И весь сюжет вывернут наизнанку - это уже не сценарий детектива, а прохождение через принятие своей травмы: вот он цикл, который повторился - не уберег в прошлом своего друга от вражеской растяжки и вот, теперь не уберег Бута. Потерял возлюбленную на войне, а теперь пришло время принять боль от потери и принять любовь второй раз.

Американский Пуаро занимается работой детектива только потому что пытается компенсировать чувство вины за умершего друга: занимался бы кабачками, а "не этим всем". Поэтому здесь у детектива нет азарта, интереса к тому что он делает.

Вопрос - зачем смотреть фильм зрителю? Мы не вовлечены в азарт найти убийцу, тут не до этого, детектив страдает.

Сопереживать детективу, его личной драме? Сложно примерить его образ на себя, поэтому тоже нет.

Может, интересно ненавидеть злодея - будь то убитая невеста или ее скользкий жених? Галь Гадот не получилось вызвать к себе неприязнь или зависть, она прекрасна, добра, хороша. Может, Марго Робби получится сопереживать? Тоже нет. Скользкий жених - не так хорош собой, тоже не интересен, не раскрыт.

Что интересно?

Красиво показан Египет

Стоит ли ходить?

Актерская игра хороша. Наряды девушек завораживают. Но сценарий... убил фильм. Личная драма не всегда придает фильму глубокий смысл, тем более, когда драма все время одинаковая. Современные отсылки эти... угнетенные афроамериканцы и прячущаяся от осуждения общества лесбийская пара. Без комментариев. Временные несостыковки тоже вызвали некоторое раздражение - джаз вроде не был так популярен в Англии. Электрогитара в 30-е?! Грязные танцы в 30-е? Никто в 30-х девушек в танце не перебрасывал через себя... девушки из высшего общества не терлись ягодицами о мужские гениталии во время танца... Понимаю, что это трактовка такая, но это же типа "классика".

Не ждите ничего от фильма и сумеете получить удовольствие. Красиво, приятно смотреть, хороший саундтрек. Смысла как обычно нет. Жевали весь фильм тему любви - и на каком-то подростковом уровне все. "Если ты любишь, то примешь со всеми недостатками" И недостаток - как раз межклассовые или расовые отличия.

После похода в кинотеатр я вернулась домой и включила английскую версию с Дэвидом Суше - "заесть" послевкусие.