Найти тему

Михаил Мясников о работе с Екатериной Мочаловой и Александром Чайковским

Екатерина Николаевна Мочалова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных, концертмейстер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова
Екатерина Николаевна Мочалова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных, концертмейстер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова

Образование движется в правильном русле тогда, когда рядом лучшие наставники. Студенческий симфонический оркестр Саратовской консерватории, при участии его художественного руководителя и главного дирижёра, доцента кафедры дирижирования СГК имени Л. В. Собинова Михаила Вячеславовича Мясникова, за последний год работал с такими выдающимися маэстро, как Народный артист СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Иванович Симонов и Заслуженный артист России, профессор Московской консерватории Анатолий Абрамович Левин. Сегодня же мы общаемся с Михаилом на тему крупного события весны 2021 года - саратовской премьеры Концерта для домры и оркестра Александра Чайковского.

Александр Владимирович Чайковский, Народный артист России, художественный руководитель Московской филармонии, профессор МГК имени П. И. Чайковского
Александр Владимирович Чайковский, Народный артист России, художественный руководитель Московской филармонии, профессор МГК имени П. И. Чайковского

В марте автор сочинения приехал в Саратов, лично присутствовал на репетициях и принимал участие в формировании интерпретации совместно с одним из лучших современных исполнителей на домре - Екатериной Мочаловой, с которой Михаил Мясников играл на тот момент уже второй концерт в Саратовской консерватории. Обо всех тонкостях творческого взаимодействия с Екатериной Николаевной так же рассказано Михаилом Вячеславовичем в беседе с ведущим канала «Консерватория Саратова» Асланом Антоновым.

А. А.: «Расскажи сначала о идее обоих концертов».

М. М.: «Первый концерт получился спонтанно. Мы с Дарьей Ковтуновой захотели сделать концерт в Саратове. Она приехала к нам впервые спустя полтора десятилетия после окончания консерватории. Когда мы обсуждали программу, Дарья предложила поиграть с домрой, в том числе Венецианский карнавал. Я согласился, тем более уже играл с домристкой Татьяной Владиславовной Грачёвой, да и опыт игры с юными исполнителями на народных струнных инструментах тоже был. Так вот, благодаря Дарье концерт 5 марта стал нашим знакомством с Екатериной Мочаловой и началом большой дружбы».

-3

М. М.: «А мартовский концерт 2021 года был запланировал заранее. Это уже другая ступень нашего с ней общения и музицирования. У нас с Екатериной появилась идея, сыграть саратовскую премьеру сочинения Александра Владимировича Чайковского - Концерт для малой домры с симфоническим оркестром. Она осуществилась. Сам автор в свой юбилейный год приехал к нам в консерваторию, присутствовал на репетициях, концерте, провел мастер-класс со студентами кафедры теории музыки и композиции! Второй концерт вобрал в себя очень много интересных встреч, проектов, музыки».

-4

М. М.: «Подчеркну, что в рамках мартовского концерта у нас с Александром Владимировичем произошло второе знакомство. Первое состоялось в 2000-х, я ему показывал квартет для струнных собственного сочинения. А тут мы с ним познакомились как композитор и дирижёр».

М. М.: «Александр Владимирович приехал в Саратов буквально через несколько дней после своего юбилейного концерта в Московской филармонии. Это для понимания, насколько мы со студенческим симфоническим оркестром оказались в контексте российской музыкальной жизни. Причём, Екатерина Мочалова тоже там принимала участие, она играла с Екатериной Мечетиной его сонату».

Аслан Антонов, ведущий канала «Консерватория Саратова» на Яндекс.Дзен
Аслан Антонов, ведущий канала «Консерватория Саратова» на Яндекс.Дзен

А. А.: «Я присутствовал на обеих репетициях, снимал у сцены... Исполнительское мастерство Екатерины, её музыка глубоко откликается в человеке. Действительно было так, что я не просто фотографировал, а понимал, что в этот момент, слушая её игру, я развиваюсь как музыкант, чувствовал настоящее обогащение. Фантастика. Ощущение того, что слушая её, я развиваюсь - мне очень запомнилось. В свою очередь, на этом фоне было интересно ваше взаимодействие. В нём, знаешь, было что-то по-творчески очень тёплое и человечное. По фотографии это видно».

-6

(Отсматривая чёрно-белые снимки) М. М.: «Это я рассказываю, что с такими лицами нельзя играть на сцене. Классная серия фотографий!»

-8
-9
-11

М. М.: «Она запомнила такой момент. Я иногда к оркестру обращаюсь Солнышки. Если я так говорю, это означает, что я чем-то недоволен. Екатерина поначалу удивлялась этому, в одном из перерывов ко мне подошла и спросила: "Миша, почему ты их называешь солнышками?!" Я тогда ей объяснил, она поняла. Ей так это понравилось. И она всегда при случае вспоминает: "Ну что солнышки, готовы?"»

-13

А. А.: «Фотографии Анастасии Беловой с репетиции... Какие у тебя ещё воспоминания и эмоции они вызывают в данный конкретный момент?»

М. М.: «Листаю сейчас и сразу: я скучаю по оркестру. С нетерпением жду новой встречи и продолжения репетиций. Очень хорошие воспоминания на самом деле. Я вновь там, в тех днях. Я заново волнуюсь!»

М. М.: «И тогда, испытывал волнение не только я, но и, уверен, Екатерина. Концерт для малой домры и оркестра далеко не простой для неё и для формирования ансамбля в плане баланса. Потому что в таких концертах для солирующего инструмента с оркестром важно то, что делает солист. Мы - помощники».

М. М.: «К тому же, для симфонистов понятно, как аккомпанировать со скрипкой, роялем, виолончелью, флейтой. А тут домра, которая для студенческого симфонического оркестра стала новым опытом. Я про само звучание».

А. А.: «В связи с этим спрошу о твоём музыкальном общении и взаимодействии с Екатериной вне репетиций».

М. М.: «Обычно, мы с ней видимся, открываем партитуру и она высказывает свои соображения по поводу темпов и прочего, что бы ей хотелось. Я ей свои. Мы находим консенсус. Я помню, мы как-то ехали на машине в Ивановку и на планшете расчерчивали всю динамику, структуру произведения. Однако, бывают моменты, когда нет такой возможности обсуждать отдельно и всё происходит непосредственно на репетиции. Зависит от времени».

А. А.: «Вы обсуждаете интерпретацию до репетиции и выходите вдвоём к оркестру зная, что Вы оба хотите. А вот случается ли так, что вы поговорили, каждый для себя сделал пометки в нотах, а потом настаёт момент, когда ты с оркестром - до прихода солиста, обговариваешь его пожелания?»

М. М.: «Конечно».

А. А.: «То есть ты оркестр готовишь к солисту».

М. М.: «Я хочу сказать, что в сочинении есть узловые моменты формы, построения темы... Грубо говоря, у нас барочный концерт, где 2 колена и они повторяются. Мы с солистом видимся и определяемся, замедляем ли в первый раз, второй или только в финале; берём ли последнюю ноту с люфта или сразу. Я выхожу к оркестру и пока солист готовится, передаю оркестрантам».

-16
-17

А. А.: «С сочинением Александра Чайковского, на какой из репетиций, до появления солиста, ты передал её пожелания ребятам?»

М. М.: «А вот с этим концертом такого не было! Всё рождалось здесь и сейчас. Я поэтому тебе и говорю, что предварительное общение не всегда получается. Да и если бы мы с ней какие-то вещи обговорили заранее, то может обошлись бы и одной репетицией. А у нас было две».

А. А.: «Скажи, бывают ли моменты творческих споров с Екатериной?»

М. М.: «Не припомню. Мы наоборот даже удивлялись совпадению позиций. Мы сразу поняли, что нам дай сцену, мы выйдем и всё сделаем там так, как надо».

-18

А. А.: «Возвратимся к мартовским репетициям. Партитуру и партии концерта Александра Владимировича откуда брали?»

М. М.: «Мне Екатерина их прислала».

А. А.: «А за какой период времени до концерта ребятам дали ноты, чтобы выучить?»

М. М.: «Было 3 репетиции, наш недельный цикл. Мы жили в филармоническом режиме: 2 недели и на концерт, 2 недели и на концерт. И абсолютно разная программа».

М. М.: «Это видео - хороший показатель рабочего процесса, когда у дирижёра и оркестрантов есть возможность непосредственно пообщаться с автором, узнать вещи, которые не всегда указаны в партитуре. И как раз демонстрация того, как интерпретация конструируется здесь и сейчас, когда ты исполняешь не по заранее заготовленным лекалам, когда моменты открытий происходят в каждой фразе и в этом есть внутренняя игра, кто кого, кто что предложит, как отреагирует, как ответит. Это 3 часть в концерте, сложная в плане ансамбля. Мы затрагивали темповые аспекты, Екатерине была удобнее сдержанная игра. Я помню ещё такой момент - правда не в этой части, а в первой, - когда я сказал, что очень хотелось бы оставить 5 тактов, где соло фагота. На что Александр Владимирович улыбнулся и ответил: "Нет, ну если очень хочешь - оставляй, конечно". И мы оставили».

-19

А. А.: «Относительно кто кого и кто как ответит. Для самой формы концерта это очень актуально, потому что концерт это с одной стороны соперничество, с другой - слияние, союз. Опять же это к вопросу о чувстве солиста, который находится непосредственно рядом».

М. М.: «Прости, перебью и скажу, что я бы не стал ограничиваться нами двумя. Ведь в создании картины произведения принимал активное участие и автор. Александр Владимирович тоже работал с оркестром, часто к нам подходил, вносил правки».

А. А.: «Я поясню свой вопрос. Екатерина не просто вышла к оркестру и вы все ей должны, а она стала его органичной частью, повела за собой оркестрантов. Может здесь речь именно о том, что сочинение сыграло роль - что это современная музыка и что солистка хотела от себя тоже что-то передать».

-20

М. М.: «Конечно! Я тебе больше могу сказать. Когда мы начали репетировать, то оказалось, что у этого сочинения есть редакция. Там Александр Владимирович в первой части убрал несколько тактов в разработке и репризе. Потом были моменты в финале, какие-то генеральные паузы он вписывал. Случались изменения текста. Вот поэтому ценно, когда автор произведения - на репетиции. Это вдвойне волнующе, особенно для студентов».

-21

А. А.: «Екатерину всегда отлично было слышно. Я так понимаю, домра сама по себе пробивной инструмент, которому не особо сильно нужна подзвучка, если она играет с оркестром, плюс мастерство Екатерины».

М. М.: «Я хочу тебе сказать, что это в первую очередь её мастерство. Вообще, подзвучка - сложный вопрос. Я скорее противник, потому что это немного в эстраду уходит и в каком-то смысле мне не совсем понятно. Конечно, я про академические площадки. Если это какая-то площадь, улица, то без микрофонов невозможно. Так вот, насчёт того, что не понадобилось подзвучки. В первую очередь это её большое мастерство, потому что момент вот именно пробивного тембра, атаки - он настолько у неё по делу и настолько туда, что ни о какой подзвучке не шла речь».

-22

М. М.: «И хотел бы отметить такой момент в партитуре Александра Владимировича: там парный состав деревянных духовых, но интересно, что из всех медных духовых инструментов присутствует только туба; ни валторн, ни труб, ни тромбонов там не было. И при этом все кульминационные места звучат объёмно (туба даёт этот объём). Возникает ощущение, что сидит полный оркестр, а при этом этого нет. Это предусмотрено в том числе затем, чтобы не заглушить такой инструмент, как домра. Потому что всё равно хочешь-не хочешь, но по динамике домра будет уступать симфоническому оркестру в случае полного состава, с 60 инструментами, например».

-23
-24

М. М.: «Для наших студентов те дни репетиций и концерт 5 марта - историческое событие. Екатерина Мочалова - выдающийся исполнитель. Александр Владимирович Чайковский - живой классик сейчас. Таких по пальцам пересчитать... Это человек, который общался с Вайнбергом, Шостаковичем, Шнитке. И вот он здесь, в Большом зале Саратовской консерватории. Это колоссально. Нужный студентам катализатор роста. Поэтому, я хочу, чтобы такие проекты и концерты были хотя бы раз в год».

А. А.: «Екатерина сама оркестрант и прекрасно понимает, как в нём всё работает изнутри. Для студентов, которые идут за ней в моменты совместных выступлений, для них как на твой взгляд - развитие идёт всё-таки больше в духовном плане восприятия музыки в целом, нежели чем в чисто техническом?»

М. М.: «Я бы, на самом деле, не делил. Считаю, что Екатерина в первую очередь как музыкант-личность повела за собой и в оркестре это почувствовали. Мы ведь в принципе берём от многих людей то, что нам нужно если нам это нужно».

-26

А. А.: «А, вот та-ак!»

М. М.: «Конечно. В случае с оркестрантами, это навык аккомпанемента, какие-то звуковые моменты, опыт ощущения музыки, то есть как солист чувствует темпы, фразу... В этом плане мы должны её поддерживать же».

-27
-28

М. М.: «Приглашением в консерваторию таких солистов, как Екатерина Мочалова, таких композиторов, как Александр Чайковский нужно давать студентам возможность себя проявить и поверить в свои силы; совместно выстроить конструктивный путь, как оно есть сейчас и как оно может быть через репетицию, через две - неважно; пускай это будет маленький шажок, но он будет».

Фото Анастасии Беловой и Аслана Антонова