Продолжение
Примерно в тот самый момент, когда наиб Шуаиб-мулла предпринял попытку переправиться на левый берег Терека утром 11 ноября 1841 г., генерал М.Я.Ольшевский, находившийся в укреплении Таш-Кичу, получил сообщение от нескольких лазутчиков, что крупная конная партия чеченцев уже накануне вышла в низовья Терека. Начальник Левого фланга Кавказской линии немедленно поднял 9 егерских рот и имеющиеся в его распоряжении 4 орудия и быстро направился к речке Кара-Су. По его расчетам набеговая партия должна была возвращаться через эти малозаселенные места и вскоре пришло первое подтверждение. Кумыкская милиция очень быстро обнаружила свежие следы, тянувшиеся от реки Гудермес к низовьям Терека, потому и нужно было быстро принимать решение. Вскоре, около полудня со стороны соседнего аула Энгель-Юрта раздалась пушечная стрельба и на рекогносцировку немедленно отправилась кумыкская конная сотня. По мере того, как канонада стала учащаться, генерал М.Я.Ольшевский направил все подразделения по направлению к мирному селению.
Пройдя несколько километров, начальник отряда правительственных войск получил сообщение, что аул Энгель-Юрт атаковала не очень большая партия горцев, которая начала обстрел со всех сторон и без явной надежды на ощутимый успех. Оценив обстановку и поняв, что мирному селению не грозит серьезная опасность, российский генерал отправил на помощь 2 роты Куринского полка с конным орудием под начальством опытного подполковника Витторта. Прибыв в назначенный пункт, егеря совместно с местным армейским гарнизоном очень быстро вступили в сражение с партией мюридов, которые и думали избегать прямого столкновения. Практически одновременно, к месту тревоги прибыли 2 роты Кавказского линейного батальона №11 с орудием под начальством майора Ктитарева из соседнего укрепления Герзель-Аул. Мюриды, попав между двух огней стали быстро отходить и только через пару километров выяснилось, что к аулу Энгель-Юрт подошла значительно более крупная партия. В ближайшем тылу находилось еще до 500 хорошо вооруженных горцев, намеревавшихся устроить засаду, но правительственные войска не попали в хорошо задуманную ловушку. Однако пехотным ротам пришлось вступить в напряженное сражение с мюридами и выбивать неприятеля, как можно дальше от мирного селения. По завершению жаркого боя куринцы отправились в укрепление Таш-Кичу, а майор Ктитарев со своими подчиненными остался на ночлег в ауле Энгель-Юрт. Однако это всего лишь один из эпизодов, связанных с возвращением наиба Шуаиб-муллы из низовьев Терека.
Основная часть отряда под командованием генерала М.Я.Ольшевского поспешно направилась обратно на речку Кара-Су для дальнейшего наблюдения за возможными путями отхода партии наиба Шуаиб-Муллы. Около трех часов пополудни кочевавшие на правом берегу Терека ногайцы доставили сообщение, что наиб Шуаиб-мулла предпринял не удачную попытку атаковать Кизляр, но отогнал множество скотины. Допускалась возможность, что набежчики могут по ходу движения разделиться на несколько частей, чтобы отвлекать подразделения правительственных войск от всадников, сопровождавших угнанный у ногайцев домашний скот. Вскоре пришло донесение от подполковника Радкевича, который во главе 2 рот Тифлисского полка под прикрытием конного орудия сопровождал из укрепления Тащ-Кичу в крепость Внезапную дивизион легкой батареи №4 из артиллерийской бригады №19. Он доложил, что на подходе к селению Баташ-Юрт обнаружил не очень большую партию горцев, потому и остановил продвижение, ожидая дальнейших распоряжений. В дальнейшем поступили еще ряд сведений из ближайших окрестностей, позволивших определить расстановку неприятельских партий вблизи подразделений правительственных войск.
Соединив воедино все полученные сведения, генерал М.Я.Ольшевский пришел к заключению, что согласно разработанному плану наибом Шуаиб-муллой, отдельные партии мюридов, не участвовавших в набеге на окрестности крепости Кизляр, стали появляться в виду правительственных войск. Их цель прикрыть уход основной партии набежиков с добычей в горные ущелья и принять главный удар на себя, попутно вынуждая российских офицеров действовать отдельными подразделениями на обширной территории. Срочно были разосланы распоряжения, а именно 4 роты егерей с 2 орудиями были форсированным маршем отправлены к разоренному селению Умахан-Юрт, приказав занять мост через поливную канаву, проведенную от Терека. К подполковнику Радкевичу направились еще 2 егерские роты, чтобы вместе с ними он двинулся к селению Хасав-Юрт и перекрыл дороги на Аух. Сам же генерал М.Я.Ольшевский с оставшимися 3 ротами и 2 орудиями остался в укреплении Таш-Кичу, готовый в любой момент выйти на перехват набежчиков. Расставив подобным образом имевшие в его распоряжении воинские подразделения, начальник Левого фланга Кавказской линии, рассчитывал перекрыть два основных маршрута, по которым наиб Шуаиб-мулла мог уходить в горы. Первая, по которой отправился в набег к крепости Кизляр, и вторая проходила через лес, сильно поросший карагачем около ранее разоренного селения Хасав-Юрт.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.