Молились двое в Божьем храме.
Один хвалу Творцу вознёс:
"Собою я гордиться вправе
За пост, молитву и принос.
Ещё Тебе благодаренье,
За то, что я здоров, богат,
Твоё достойное творенье,
Не то что этот бедный брат!"
А позади него, смущаясь,
Боясь на небо взор поднять,
Стоял мытарь, пред Богом каясь,
Не преставая в грудь стучать.
И был мытарь оправдан Богом,
Хоть слыл на свете всех грешней.
А фарисей в обличье строгом
Остался с гордостью своей...
Сегодня в храмах, если честно,
Творится то же,что и встарь-
От фарисеев стало тесно,
А среди них - святой мытарь...
Вторая подготовительная неделя перед Великим постом называется Неделей мытаря и фарисея. Если Неделя о Закхее учит нас покаянию, то эта евангельская притча учит смирению. (Лк, 18, 10-14).
Мытарь и фарисей молились в храме. Во времена Христа Израиль подчинялся Римской власти, поэтому еврейский народ вынужден был платить подати римлянам. Мытарь - должность, поставленная собирать подати. При этом они брали себе немалую часть. Мытарей не любили, это было нарицательное имя, означающее нечестного человека. С ними предпочитали не иметь общение.
Фарисеи были духовными лидерами, они строго соблюдали закон Моисея. Почему же Христос хвалит мытаря, ставит его нам в пример?
Фарисеи гордились своей праведостью. А мытари смирялись, сознавая свою греховность. Фарисеи надеялись на свою праведность, а не на Бога.
Блаженный Василий говорил :" фарисей - тот, кто бородой Авраам, а душой Хам".
От нас Господь требует смирения. Это не означает, что надо грешить, нарушать закон, но - не гордиться, соблюдая заповеди.