Первый звонок пришел из Голливуда. В начале двухтысячных продюсеры сообщили - мелодрамы и ромкомы, они же романтические комедии вроде Неспящих в Сиэтле или Любовного романа … стали терять доходы. Нет, они остались популярными и прибыльными, но сверхдоходы от их проката ушли в прошлое. Зрители проголосовали кошельком за фэнтези, фантастику, триллеры, ужасы, но не любовные истории.
Приблизительно в то же время подошла статистика – количество заключенных браков во всем мире стало сокращаться. То есть население земного шара росло, а количество браков к 2015 году по сравнению к 1965 упало на 50%. Россия не оставалась и не остается в стороне. К примеру, в 2020 году количество браков сократилось по сравнению с 2019 годом на 21 процент. Есть в этих процентах и демографические проблемы, и финансовое неблагополучие, но то, то, что тренд этот характерен не только для России, говорит о том, что дело не только в бедности или демографии.
Лет пять назад социальные сети и СМИ захлестнули статьи и посты с одинаковыми вопросом – что случилось с нашими тридцатилетними детьми? Они не хотят отношений, они не мечтают о своих детях и семье, у них на уме в лучшем случае работа и карьера, в худшем –путешествия, спорт, вечеринки, виртуальная реальность и прочие удовольствия. Особенно были возмущены мамы взрослых детей - они мечтали о внуках, а молодежь не спешила. И не спешит. При этом мамы вспоминали о своих многочисленных романах (до замужества, конечно), о своих драмах, страстях и пр., что не оставалось без внимания родителей. "Мы были страстными, влюбчивыми, мы мечтали о принцах на белом коне, а они другие", - вот главный посыл их недоумения. Глядя на своего старшего сына и детей своих друзей мужеского пола, могу только присоединиться к дамам - я в возрасте от 20 до 30 десятки раз сходил с ума, покорил благодаря водосточным трубам и веревочным лестницам несколько женских общежитий и, в конце концов, обзавёлся первой женой.
Всё это могло бы оставаться в области субъективных ощущений, если бы не ученые, которые подтвердили наши наблюдения. В частности, недавно вышедшая в Англии книга ученой-антрополога Оксфордского университета Анны Мачин "Почему мы любим" исследует изменения, которые произошли в мире отношений. Мачин, кстати, известна своей книгой об отцовстве "Жизнь папы: становление современного отца". В России книга, если не ошибаюсь, не переведена, но, думаю, многие, даже не зная имени Анны Мачин, слышали об итогах исследования, которые были приведены в её книге. Она вместе с нейробиологами выяснила, что быть отцом такое же биологическое явление, как и быть мамой. Конечно, мужчины не способны зачать, родить или кормить грудью, поэтому физиологические изменения у них не сразу заметны. Но они есть и очень существенные. Они происходят в двух основных областях: это гормональные изменения и изменения в мозге.
Если будет интересно, к этой книге можно вернуться, но сейчас не о ней.
Так вот Мачин в результате десятилетнего исследования, опроса десятка тысяч человек из разных слоев общества и разных возрастов выяснила, что любовь мужчины и женщины или, как её классифицирует Мачин, романтическая любовь в иерархии отношений и потребностей уже занимает далеко не первое место. Согласно данным Управления национальной статистики Великобритании многие истины и догматы, которые еще недавно казались незыблемыми в обществе как то "любовь преодолеет все препятствия", "за любовь надо бороться до конца" или, как название фильма - "Любовь - это все, что тебе нужно", сейчас принимаются далеко не всеми. Кстати во многом из-за того, что эти догматы были навязаны нам посредством кино и литературы. По данным статистов, к 2039 году каждый седьмой житель Великобритании будет жить один. Уже сегодня только каждый шестой верит в то, что “единственный(ая) и "неповторимый(ая)” - это необходимое условие счастья и атрибут успешной жизни.
Психологи, нейробиологи, социологи утверждают, что любовь к друзьям, к коллегам, работе, животным, любовь к увлечениям основаны на тех же биологических и психологических механизмах и могут приносить не меньше удовольствия и пользы, чем романтическая любовь. Все формы любви несут в себе те же радости и преимущества, что и романтическая любовь. В некоторых случаях, например, с нашими лучшими друзьями, любовь, которую мы испытываем к ним, может быть даже более эмоционально близкой и менее вызывающей стресс, чем чувство, которое мы испытываем к любимому человеку .
Да, уверены ученые, переключение на другие виды любви - это в том числе самозащита от стресса в быстро меняющемся мире. Ведь всякая романтическая любовь - это стресс, всякая романтическая любовь - это риск, если это настоящая любовь - это эмоциональная грань. Но с увеличением продолжительности жизни меняется и осмысление этой жизни, в том числе и подсознательное. Одно дело идти на дуэль, когда в среднем мужчина проживал 45 лет, и другое дело, когда в 40 жизнь только начинается. Риск, хочет того человек или нет, заменяет прагматизм и безопасность. Связи, которые основаны на более прочном и понятном эмоциональном фундаменте, позволяют человеку сохранить себя, лучше познать мир и самого себя. Нам нужно использовать все возможности для любви в нашей жизни, чтобы в полной мере ощутить, что значит быть человеком.
Только надо найти смелость отказаться от стереотипов. Не ждать, когда вырастут дети или уйдёт жена (муж).
А как же физиология? А как же дети, спросите вы? За пределами моногамии существует целый спектр возможностей, которые мы пока не признаем, говорит автор и приводит примеры, от которых я пока воздержусь.
Пожалуй, кроме подтверждения неких тектонических сдвигов в отношениях между мужчиной и женщиной, каких-то прорывов в осмыслении этого явления в книге и выводах ученых я не увидел. Хотя идея с продолжительностью жизни любопытная, правда?
Но как вы думаете, действительно ли романтические отношения претерпевают какие-то кардинальные изменения? Только не будем увлекаться бытовым шовинизмом, мол, мужчины стали такие-сякие, а женщины вообще не такие и не сякие.) Хочется по прежнему верить, что Кейт встретит Лео, что Гоша и Катерина Александровна будут счастливы, и стоит жить ради того, чтобы сделать счастливой хотя бы одну женщину или счастливым одного мужчину. Во всяком случае в чём я уверен точно, так это в том, что самое приятное в этой жизни - рассмешить любимую женщину. И что День Святого Валентина - это не только коммерческий проект.