Имеет ли слово материальную силу? Мой ответ – да.
Произнесённая тысячу раз мантра «зло есть добро» переворачивает в человеке оценку хорошего и плохого на обратную. Утверждённый в масштабе всего общества, этот ментальный перевёртыш отвергает все гуманистические истины прежних поколений. Общество превращается в стаю. В такой стае нет места ни доброму смеху, ни сочувствию. Есть только кривая ухмылка и пошлая радость неудачам соседа.
Стало быть, совсем не безобидно выглядят на первый взгляд остроумные фразеологизмы-парадоксы. Они выхолащивают смысл. Человек привыкает не придавать словам прежнего значения. Коммуникация нарушается.
Я этого не люблю.
Вот распространённые примеры.
Вынужденное зло. Зло есть просто ЗЛО. Никакое прилагательное не сделает его добрее.
Простительная подлость. Подлости не бывает «простительной». Любая подлость требует сурового искупления.
Оправданное предательство. За предательство одна кара – смерть. Физическая или ментальная. Никакие оправдания в расчёт не принимаются.
Объяснимое хамство. Хамство объяснить нельзя. Даже если вас спровоцировали, не надо оправдываться. Постарайтесь подготовиться получше в следующий раз.
Симпатичное уродство. Уродство это наказание высших сил. Часто - неизвестно за что. Следует нести этот крест молча. Без позитивной апологетики и без словесной фальши «особенный».
Разумная жестокость. Есть просто жестокость. «Разумная жестокость» приводит к печам в Освенциме.
Безобидный фашизм. Пока не встречал. Но борзописцы постоянно находятся в поисках остроумных неологизмов. Ждать себя не заставит.
Здоровый цинизм. Часто встречается. Незаметно для авторов превращается просто в цинизм. Что толку после оправдываться: «Я не это имел в виду!».
***
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
В.Высоцкий. Я не люблю.