Да уж, богата Россия-матушка на интересные топонимы. Ранее мы уже разбирали название островов «Чёрные Братья», скалы «Мокрая Выдра» и залива «Счастья».
Сегодня хочу рассказать про еще один географический объект: остров «Камень Опасности». Понятное дело, что такое название можно дать многим камням, но официальное звание есть только у одного.
Пролив Лаперуза
Слово красивое, французское. Означает оно – фамилию мореплавателя, который этот пролив первым и открыл (да-да, часть российских земель впервые для европейцев были открыты именно французами).
Расположен он на Дальнем Востоке, между Сахалином и японским островом Хоккайдо:
Данный пролив сам по себе довольно интересен. Например, именно там расположено российское миниатюрное "Саргассово море".
Напомню, что это единственное в мире море без берегов. Оно ограничено огромным "пятном" колоний водорослей (т.н. саргассы), которые плавают прямо в толще воды. Местами водоросли настолько густые, что наматываются на винты кораблей и мешают их движению. Об этом опасном море даже есть интересная книга нашего фантаста Беляева: "Остров погибших кораблей".
Так вот, в проливе Лаперуза тоже есть такие области, где водоросли мешают движению судов. Также, движению судов мешают сильнейшие штормы, ветры и даже льдины из Охотского моря. Впрочем, "Камень Опасности" получил свое название немного по другой причине.
Когда в 1787 году корабль Лаперуза огибал Сахалин, моряки увидели вдали от берега каменистый остров длиной около 150 метров. Этот остров практически не выступал над поверхностью воды, а в иные моменты и вовсе скрывался под ударами волн.
Естественно, такой объект, находящийся практически вровень с уровнем моря, имеет большую опасность для судоходства. Поэтому Лаперуз прозвал его La Dangereuse, что с французского переводится как "Опасность".
Во время приливов, а также в туман или ночью этот остров невозможно вовремя заметить. Поэтому моряки придумали такой способ: во время прохода через пролив на носу корабля дежурит специальный человек, который вслушивается в звуки моря.
Просто на Камне Опасности очень любят отдыхать сивучи (крупные морские тюлени). И по голосам этих сивучей можно определить, что опасный остров где-то поблизости.
Конечно, данный способ применялся в прошлые времена. Уже в 20 веке на острове построили маяк. Это сделали японцы в 1928 году, т.к. на тот момент остров, как и южная часть Сахалина, принадлежал Японии.
После войны Сахалин и скалистый остров перешли в СССР. На маяке установили электрические лампы. Он функционировал до 1991 года, но как только распался Союз – "распался" и маяк. Сначала формально (его забросили), а 20 лет спустя и физически – море и ветер сделали свое дело. Маяк обрушился.
Сивучи, впрочем, свое излюбленное место не покинули. Они продолжают посещать остров, однако морякам нет необходимости вслушиваться в их рев – системы GPS и ГЛОНАСС позволяют с легкостью обойти это место стороной.