Найти в Дзене
Эссе маслом

Кружка с тигром

Вы верите, что вещи хранят энергетический отпечаток, словно бы нематериальный, но интуитивно ощущаемый "оттиск" своих прежних владельцев? Я - верю. На эту тему уже написано, рассказано и снято много захватывающих сюжетов: прОктятые картины, обрекающие ни в чем не повинных коллекционеров на разорение и болезни, фамильные драгоценности, разрушающие жизнь и покой наследников или, наоборот, чудесные обереги, приносящие удачу... Таких легенд много и наверняка вы слышали некоторые из них или сами являетесь обладателем таких необычных вещей.

Когда я смотрю на эту кружку, я вспоминаю прекрасную и бессмертную песню БГ на стихи Анри Волховского "Город золотой". Песню, насыщенную глубокими библейскими символами, по-настоящему раскрывающую свои смысловые сокровища перед тем, кто читал последнюю книгу Нового Завета - Откровение Иоанна Богослова, чаще упоминаемую как Апокалипсис.

Эта кружка принадлежала женщине по имени Валентина. Вы, наверное, никогда не заподозрили бы в Валентине удивительных человеческих качеств. Ни легендарной выносливости, ни бесстрашия, ни стойкости и мужества. И неудивительно: каждый день мы, погруженные в свое повседневное, проходим мимо самых обычных героев, способных на подвиг. Да и можно ли называть подвигом то, что составляет, например, сущность профессии хирурга или пожарного, ежедневно и буднично готовых к спасению жизней? Тем более, Валентина не была ни пожарным, ни врачом. Она была лесником.

Какая профессия может быть более архаичной и сказочной для человека, живущего в 21 веке? Смотритель маяка? Полярник на льдине? Между тем, там, где 80% площади занимают лесные угодья, профессия лесника - это просто обыденность.

Каждый день, в любую погоду (а погода на Севере умеет быть любой, поверьте), эта невысокая миниатюрная женщина проходила пешком или на лыжах положенные 15-20 км, останавливалась во времянке, вход в которую в пору снегопадов приходилось очищать от завала, составляла обязательный акт обхода, пила чай с травами из термоса, и возвращалась обратно. К семье.

Она была - хотя почему была, она живет и здравствует - вполне современным человеком с гаджетами и мессенджерами, более того, в силу профессии владела оружием и отлично водила почти любой транспорт. Когда незадачливые туристы при ней делились захватывающим историями о встрече с медведями или волками, она молча улыбалась. Валентина точно знала, что главный, самый опасный и беспощадный зверь - это человек. Знала не понаслышке, не из книг и фильмов.

Когда она бесстрастным протокольным языком описывала несанкционированную охотничьим ведомством расправу над медведицей и тремя медвежатами, и в глазах ее было багрово от залитого кровью снега; когда устроившая в лесу пикник выходного дня компания не удосужилась погасить за собой костер, и августовское пекло спалило громадный участок леса вместе с двумя сотнями молодых елочек, которые высадили волонтеры; когда однажды зимой она вытащила на себе раненого волчонка, - она всегда знала, кто за этим стоит. Не сверхъестественное провидение, не абстрактная вселенная или пресловутый природный баланс. Только человек. Его алчность, халатность, неспособность размышлять о последствиях и иллюзия безнаказанности.

И когда после каждой беды или чтобы не допустить беды - приходили волонтеры и снова высаживали деревья; когда дружины молодых добровольцев патрулировали лесные участки и устраняли последствия пикников, собирая горы мусора; когда неравнодушные незнакомцы участвовали в судьбе брошенных и раненных животных, - она тоже знала: это - люди. Их милосердие, благородство, забота и большое сердце.

Так прошло почти 30 лет ее жизни. В иллюзии отрешенности и уединенности от человеческого присутствия - но в действительности на его переднем крае, на изломе всех его самых отвратительных и самых высоких проявлений.

А потом дочь Валентины счастливо вышла замуж и уехала в другой город. Большой, шумный, суетный и веселый, с огромными возможностями для культурного отдыха и карьеры - для любой карьеры, кроме, разве что, карьеры лесника, смотрителя маяка или полярника. И Валентина уехала. Потому что семья - это самое важное и дорогое даже для человека, который привык к одиночеству и не боится его. И, пожалуй, особенно для человека, который знает, что такое долго быть одному. Наверное, она очень счастлива в своей новой жизни. Хорошие люди должны быть счастливы.

А здесь осталась ее кружка. Самая простая, недорогая, неотличимая от десятков других. И когда я вижу ее, всегда вспоминаю огнегривого льва из песни БГ. И еще думаю о том, как много может стоять за самой обычной вещью, которую мы привыкли не замечать. И как много скрыто в каждом человеке, которого мы встретили мимоходом, которого не узнали и вряд ли узнаем.

И слово "Апокалипсис", дающее ключ к пониманию текста Анри Волховского и отзывающееся в нас паническим настроением конца времен, на самом деле переводится с греческого как "откровение", "раскрытие".

Я желаю вам пристальности и вдохновляющих откровений, друзья. Мир полон удивительных людей и удивительных вещей. И искусство помогает сохранить их. Кстати, вот эта картина с кружкой приносит только удачу. Поверьте;)

Кружка. Олег Сизоненко. 2022 г.
Кружка. Олег Сизоненко. 2022 г.