Почему фриланс - это бизнес, я уже писал.
Здесь я немного расширю тему.
Что нужно делать фрилансеру-бизнесмену или самозанятому в первую очередь?
1. Вкладывайте ресурсы в свой бизнес (фриланс).
Страховки, бухгалтер, налоги, сервера, зарплата сотрудников. Почитайте книгу про основы бухгалтерского учета. Не влезайте в долги для открытия бизнеса. На первых порах не берите кредиты. Не финансируйте себя за счет долгов.
2. Определите свою нишу.
Ниша - это узкая группа клиентов или услуг, с которыми вы собираетесь работать. Когда есть ниша, можно зарабатывать больше, применяя уже известные технологии, и повторные продажи. Не берите "все, что входит в дверь". Научитесь говорить "нет" клиентам, которые не в вашей нише. Выберите то, чем вы увлечены, в чем вы хороши. Найдите вещи, которые вам нравятся лично. Не усложняйте себе выбор.
Определите ваши услуги и цены. Как выбрать свою нишу? Надо ответить на следующие вопросы:
- Насколько вы заинтересованы в работе? Если работа скучная - шансов развития нет. Выберите себе интересную работу.
- Насколько работа масштабируема? Достаточно ли клиентской базы? Ищите способы, как можно повторно использовать свои разработки, или услуги. Если потенциальных клиентов мало - ресурсов для роста бизнеса нет.
- Возможно ли частично передать работу на аутсорсинг? Передавайте все, что вам неинтересно, другим исполнителям за небольшую плату.
- Обмен времени на деньги является проигрышной стратегией. Устанавливайте не цену за час, а цену за продукт или проект.
- Увеличивайте регулярный доход. Например, арендная или абонентская плата. Это позволяет сгладить взлеты и падения доходов. Наличие такого дохода дает гибкость в работе, вы можете отказываться от невыгодных предложений, если у вас есть некоторый пассивный доход.
3. Формирование вашего бизнеса.
Определите будущее развитие вашего дела.
- Выберите тип вашей организации. Это может быть ИП, ООО, или другие формы. Узнайте, нужны ли лицензии для этого вида деятельности.
- Административные задачи. Следите за своевременной уплатой арендных, налоговых и прочих платежей. Иначе во время дедлайна можно внезапно столкнуться с проверкой или отключением оборудования из-за неуплаты. Это плохо скажется на продуктивности. Могут даже наложить запрет на деятельность. И после этого, вы сорвете сроки, клиент потребует скидку или штраф.
- Маркетинг. Регулярно публикуйте рекламные автоматические объявления, чтобы не отвлекаться на основную работу.
- Постоянное учитесь новым рабочим навыкам.
- Уточните требования к бизнесу в вашем регионе, возможно есть какие-то особенности.
- Получите юридический адрес для вашего бизнеса. Использование домашнего адреса для бизнеса - плохой вариант. Возможно, вы сможете получить адресный ящик или использовать адрес коворкинга.
- Банковский счет. Уточните, что понадобится для этого. Счет нужен для приема денег от клиентов. Личные и деловые расходы будет легче разделить.
- Получите бизнес пакет GSuite или Office 360. Это удобно для корпоративной почты.
- Подпишитесь на бухгалтерский сервис, где за вас будут вести учет, чтобы освободить себя от рутины.
- Подключите эквайринг для приема платежей от клиентов. Сделайте это до момента первого платежа, иначе клиент не сможет заплатить картой.
- Продумайте как будете делать расчет и выплату заработной платы. Вам также нужно будет платить себе как сотруднику, даже если вы оформлены как директор. Начисление и выплата заработной платы - это большой труд, требующий специальных знаний.
- Подготовьте типовые договора и контракты, чтобы обезопасить себя от претензий и уменьшить риски. У вас под рукой должен быть образец, шаблон договора, чтобы отправлять клиентам по их первому требованию, это ускорит оплату счетов.
- Оформите страхование профессиональной ответственности, на случай судебного разбирательства, если это необходимо.
Удачи в ваших начинаниях!