Найти тему
Дороги России

Похвистнево - город железнодорожников, нефтяников и газовиков в 150-и верстах от Самары

Оглавление

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 57.

Все самые интересные и красивые места.

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Населённый пункт: город Похвистнево.

Расстояние маршрута в населённом пункте: 4 км.

Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.

Регион: Самарская область.

Административный район: Городской округ Похвистнево.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина)Поволжье Среднее Поволжье Заволжье.

Рельеф местности: Высокое Заволжье Юго-Западные отроги Бугульминско-Белебеевской возвышенности Кинельские яры.

Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.

= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =

День в пути: 5-й день.

-2

Автостанция «Похвистнево» (г.Похвистнево, ул.Революционная, 8).

Осмотрев достопримечательности Городской площади, мы возвращаемся на улицу Революционная, являющуюся главной транспортной магистралью северной половины города, чтобы продолжить знакомиться с остальными интересными местами в Похвистнево, если они здесь, конечно, вообще имеются – по крайней мере, постараемся их найти. Начнём, пожалуй, от автостанции, ну как будто мы только что прибыли в город на автобусе и решили немного прогуляться по его центральной части. Правда сейчас такой номер уже не пройдёт – в 2021 году здание автостанции было продано, вероятно, под какой-нибудь очередной торговый центр, и она прекратила своё существование; теперь отправление пригородных «ПАЗиков» по сёлам Похвистневского района осуществляется от обычной автобусной остановки возле Соборной мечети, ну а проходящие междугородные автобусы, как я понял, в город больше не заезжают совсем. Говорят, из-за того, что сердобольные пассажиры зачастую не покупали билеты в кассе, а оплачивали деньги за проезд напрямую водителю автобуса, автостанция «Похвистнево», принадлежавшая самарской компании «Евразийская Корпорация Автовокзалов», перестала приносить прибыль, и за нерентабельностью её предпочли просто закрыть.

-3

Строящаяся церковь Кирилла и Марии Радонежских (г.Похвистнево, ул.Революционная, 6 / ул.Куйбышева).

Недалеко от автостанции на пересечении улиц Революционная и Куйбышева в наши дни строится небольшая православная церковь, больше похожая на часовню, хотя в документах она зарегистрирована как целый храм в честь святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских. Очередное религиозное здание, возведение которого начато в 2019 году, давайте вот так, положа руку на сердце, признаемся сами себе, вряд ли преследует, в первую очередь, какие-то духовные цели, подозреваю, скорее финансовые, ну и, конечно же, политические – смирение нищающих граждан, скатывающихся в пропасть с мыслью «на всё воля Божия», очень выгодно для правящих элит.

-4

Памятник «Участникам боевых действий» (г.Похвистнево, ул.Революционная, 12).

Немного восточнее автостанции на улице Революционная в 2018 году был открыт сквер «В честь участников локальных войн и вооружённых конфликтов», по которому проложена пешеходная дорожка, выходящая прямиком на надземный переходной мост через железнодорожную станцию «Похвистнево», соединяющий две центральные части города – современную (северную) и историческую (южную). В середине сквера – памятник «Участникам боевых действий» в виде мраморной плиты на кирпичном основании, посвящённый землякам, участвовавшим во множестве различных локальных войн в период после Великой Отечественной войны и до наших дней, как на территории государства, так и за его пределами, в том числе в Афганистане, Чечне и Сирии. Рядом с памятником установлен символический пограничный столб, а с двух сторон от него – военная техника, представленная в виде БРМ-1К и 122-мм гаубицы М-30.

-5

БРМ-1К (г.Похвистнево, ул.Революционная, 12).

Боевая разведывательная машина БРМ-1К – бронированная самоходная машина на гусеничном ходу, предназначенная для разведки на поле боя, была разработана в начале 1970-х годов на базе БМП-1, от которой внешне практически ничем не отличается, и поэтому их часто путают между собой. Серийно производившаяся в Кургане на «Курганском машиностроительном заводе» БРМ-1К в качестве памятника встречается довольно редко, обычно на постамент устанавливают именно БМП-1, но в данном случае, похоже, мы видим именно БРМ-1К, по крайней мере, именно она указана практически во всех источниках прессы, описывающих открытие данного сквера.

Информация с сайта «Социально ориентированные некоммерческие организации и органы власти Самарской области» Правительства Самарской области
Информация с сайта «Социально ориентированные некоммерческие организации и органы власти Самарской области» Правительства Самарской области

Правда, доверять новостным лентам в интернете – так себе аргумент, чаще всего один автор сочиняет текст, а остальные издания просто копируют его слово в слово, не вдаваясь в подробности, и поэтому ошибка в одной статье быстро становится ошибкой по всему интернету. Так, информационные издания Самарской области одно за другим упорно доказывают нам, что рядом с БРМ-1К в новом сквере в Похвистнево установлен БТР, однако, несмотря на то, что «так об этом пишут газеты, а газеты всегда правы», мне почему-то кажется, что это всё-таки гаубица.

-7

122-мм гаубица М-30 (г.Похвистнево, ул.Революционная, 12).

122-мм советская гаубица М-30 образца 1938 года, серийно выпускавшаяся с 1939 по 1955 годы, при этом до сих пор стоящая на вооружении различных стран мира, сыграла не только большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне, но также активно использовалась в большинстве последующих войн и вооружённых конфликтов вплоть до конца XX века. Интересно, что кроме выпуска буксируемых артиллерийских орудий в виде гаубиц М-30, 122-мм стволы М-30С устанавливались также на самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-122, но об этом вам лучше расскажут ваши друзья-танкисты, увлекающиеся компьютерной игрой «World of Tanks», которые наверняка разбираются в этом вопросе на более профессиональном уровне.

Стоп-кадр с видеоролика Анатолия Благороднова на сайте «YouTube»
Стоп-кадр с видеоролика Анатолия Благороднова на сайте «YouTube»

В интернете можно найти видеоролик момента установки военной техники в сквере «В честь участников локальных войн и вооружённых конфликтов», под которым указано, что на постаментах были воздвигнуты БМП-1 и 152-мм гаубица Д-1, но если относительно БРМ-1К или БМП-1 я сомневаюсь и сам, то по поводу гаубицы, мне кажется, правильным вариантом будет всё-таки указанная мной именно М-30, по крайней мере на эту мысль наталкивает отсутствие на установленной в сквере гаубице двухкамерного дульного тормоза в конце ствола, да и сам калибр ствола даже визуально на фотографии больше похож на 122 мм нежели на 152 мм. Если окажетесь вдруг в Похвистнево, не поленитесь взять с собой линейку и прогуляться до данного сквера, чтобы измерить диаметр канала ствола гаубицы и окончательно разрешить этот спор.

-9

Памятник «Первопроходцам – нефтяникам и газовикам» (г.Похвистнево, ул.Революционная, 163 / ул.Андрея Васильева).

На пересечении улиц Революционная и Андрея Васильева возле кирпичной пятиэтажки 1980 года постройки в 2009 году был открыт первый в Самарской области памятник, посвящённый нефтяникам и газовикам. С тех пор, как в 1939 году в окрестностях Похвистнево было обнаружено первое нефтяное месторождение, получившее название Калиновское, на котором уже в 1940 году из скважины ударил первый нефтяной фонтан, а в своде месторождения открыли залежи с огромным запасом газа, для быстрейшего освоения и разработки этого месторождения в город стали прибывать нефтяники из Баку, Грозного, Майкопа и Краснодара, а добыча нефти и газа сразу же стала градообразующим видом деятельности. Изначально Калиновское месторождение принадлежало тресту «Бугурусланнефть», однако уже в 1943 году на правах нефтепромысла оно было выведено вместе с 57 фонтанами и скважинами в состав новообразованного треста «Кинельнефть», впоследствии самостоятельно производившего разведочное и эксплуатационное бурение нефти и газа. В том же 1943 году через город Похвистнево прошёл первый в СССР магистральный газопровод Бугуруслан – Куйбышев длиной 160 км, построенный в рекордно сжатые сроки для транспортировки добываемого на местных месторождениях газа, так необходимого предприятиям Куйбышева в период Великой Отечественной войны. В послевоенные годы в Похвистневском районе открываются и вводятся в строй новые месторождения нефти, развивается и газовая промышленность – так, в 1974 году было образовано Похвистневское линейное производственное управление газопроводов, обеспечивающее газом не только Похвистнево, но также соседний Бугуруслан и ещё несколько районов Куйбышевской (Самарской) и Оренбургской областей. В наши дни новые месторождения здесь больше не разрабатываются, старые постепенно беднеют, и сегодня Похвистневский район по запасам нефти занимает лишь 9 место среди городов и районов Самарской области, а представители из Баку теперь осваивают в городе, подозреваю, не местные нефтепромыслы, а скорее местные рынки и прочие торговые точки по продаже арбузов, помидоров и картошки. Современная улица Андрея Васильева, до 1983 года называющаяся Кинельской, считается единственной пешеходной улицей в городе, хотя я смело отнёс бы в этот список ещё с десяток улиц в Похвистнево с плохим грунтовым покрытием, передвигаться по которым на машине совершенно не советую. Северо-восточная часть города, ограниченная с запада улицей Андрея Васильева, как я понял, анализируя статьи местных краеведов, раньше называлась Калиновкой, и я не вижу никаких оснований им не доверять. Сам Андрей Ефремович Васильев, уроженец Ставропольского края, прибывший в Похвистнево из Баку в 1942 году, активно и добросовестно работал буровым мастером на местных нефтяных месторождениях на протяжении многих лет, за что и удостоился высшей государственной трудовой награды «Герой Социалистического Труда». Именно его портрет и изображён в верхней части памятника «Первопроходцам – нефтяникам и газовикам».

-10

Похвистневская Соборная мечеть (г.Похвистнево, ул.Революционная, 18).

Чуть дальше по улице Революционная можно увидеть довольно крупную Соборную мечеть из красного кирпича с высоким минаретом, возведённую в период с 2000 по 2005 годы, однако её основное здание, построенное в виде обыкновенного прямоугольного дома, несмотря на свои большие размеры, снаружи не особо впечатляет. В интернете, кроме всяких юридически-налогово-регистрационных данных, о ней ничего не сказано, поэтому всё, что мне удалось разузнать – местная мусульманская религиозная организация «Похвистневская Соборная мечеть» (Махалля №179) была зарегистрирована в 2001 году, её руководителем (председателем совета) является Мустафин Равиль Миргазизович, ИНН 6357080612, КПП 635701001, ОГРН 1036303385…

-11

Мусульманский магазин «Ляйсан» (г.Похвистнево, ул.Революционная, 18).

К зданию Соборной мечети пристроен, являясь её продолжением, мусульманский магазин «Ляйсан», специализирующийся, в первую очередь, на продаже мусульманской одежды, в частности, женских платьев, юбок, платков, а ещё костюмов и платьев для никяха (мусульманское бракосочетание), сувениров, книг, парфюмерии, и, судя по вывеске на фасаде, всегда свежей шаурмы №1. Кому интересно, татарское и башкирское имя Ляйсан, произошедшее от арабского названия месяца апрель, означает «первую весеннюю капель» или «первый весенний тёплый дождь». Существует версия, что ранее в башкирской культуре существовало мужское имя Лейсан, то есть «ливень», но со временем оно полностью преобразовалось в нынешний женский вариант.

-12

Многоквартирный 5-этажный жилой дом (г.Похвистнево, ул.Революционная, 169).

Напротив Соборной мечети расположен последний в этом направлении квартал пятиэтажек, после чего улица Революционная устремляется к восточному выезду из города среди домов частного сектора. Прямо напротив нас – блочный (крупнопанельный) 5-этажный многоквартирный жилой дом с железобетонными перекрытиями 1993 года постройки, ничем не отличающийся от множества других таких же точно домов, ну разве что несколькими квартирами на первом и втором этажах, почему-то несправедливо лишённых лоджий по сравнению с соседями выше и по бокам. Когда я фотографирую разные пяти- и девятиэтажные дома, мне зачастую кажется, что случайные прохожие в лучшем случае принимают меня за покупателя квартиры, а некоторые из них, с особенно подозрительными взглядами, вообще считают как минимум пособником террористов – фобия после серии взрывов жилых домов в сентябре 1999 года навсегда осталась в голове, то ли у них, то ли у меня. Кстати, обратите внимание на нумерацию домов по улице Революционная: если Соборная мечеть – это дом №18, то расположенная напротив неё пятиэтажка – уже дом №169. Такой разброс объясняется тем, что чётная сторона проходящей параллельно железнодорожной станции «Похвистнево» улицы обращена непосредственно к железной дороге, здесь нет жилых домов, только гаражи, пустыри, разные административные, промышленные и религиозные здания, занимающие большие пространства, да к тому же самый первый дом, а точнее дом №2, находится лишь у пересечения с улицей Ленинградская в центре города, в то время как нечётная сторона, застроенная преимущественно жилыми домами, начинается от самой Вязовки, причём дом №1 расположен аж на пересечении с улицей Западная на северо-западной окраине Похвистнево, то есть на 2 км раньше дома №2. Итак, больше в этой части города смотреть, наверное, не на что, поэтому поедем обратно на противоположную сторону железной дороги, снова под низким 1,8-метровым проездом на улице Суходольная, прямиком к железнодорожному вокзалу станции «Похвистнево». Можно было бы съездить ещё и на северную окраину города, к реке Большой Кинель, но поскольку мы уже видели её сегодня у посёлка Усть-Кинельский и ещё увидим сегодня же в Бугуруслане, здесь посчитали это лишним.

-13

Индивидуальный 1-этажный деревянный жилой дом (г.Похвистнево, ул.Рабочая, 33 / ул.Кольцова, 5).

Уже не помню, как по пути к ж/д вокзалу с нормальной асфальтированной улицы Кооперативная меня «занесло» на параллельно проходящую ей разбитую грунтово-ямочную улицу Рабочая, может, тупой навигатор завёл, или просто захотелось увидеть изнанку исторического центра города с его старыми деревянными домишками, но именно здесь мне попался на глаза один интересный столетний дом с рублеными бревенчатыми стенами 1918 года постройки, который занял достойное место в моей коллекции фотографий из города Похвистнево. Улица Рабочая была образована в самом начале XX века как небольшой пристанционный посёлок рабочих и служащих железной дороги – это первая улица частного домовладения в Похвистнево, на которой к 1908 году проживало порядка 160-170 человек. В те времена земля, где была построена железнодорожная станция, принадлежала Ибряйкинской общине, и поэтому каждый застройщик самостоятельно покупал свой участок рядом со станцией у чувашей. Говорят, за долгие годы строительства, преобразования и благоустройства города, получившего современный облик, ни одна из промышленных строек не коснулась улицы Рабочая, и сегодня это единственная в центре Похвистнево улица, где нет ни одного квадратного метра асфальта, хотя лично я подозреваю, что несколько метров всё-таки можно найти, ну как минимум на её пересечении с такими улицами, как Суходольная, Неверова, Газовиков и Ибряйкинская. Ох уж эти местные историки-краеведы, ради красного словца готовы преувеличить действительность своего родного городца.

-14

Водонапорная башня (г.Похвистнево, ул.Вокзальная, 5).

В 150 метрах к западу от железнодорожного вокзала «Похвистнево» частично сохранилась старая водонапорная (водоёмная) башня 1888 года постройки – одно из самых первых пристанционных зданий, с которых и начинал своё зарождение будущий город Похвистнево. Это инженерное сооружение, предназначенное как для водоснабжения железнодорожной станции, так и для дозаправки паровозов водой, долгое время исправно служило не только железнодорожникам, но впоследствии и самим жителям Похвистнево – говорят, вода в реке Большой Кинель раньше была настолько чистой, что её даже использовали для питья и приготовления пищи. Водонапорная башня прекратила свою работу исключительно из-за перевода водоснабжения на более современные технологии, ну и в связи с отсутствием нынче паровозов, нуждающихся в воде, а так чугунные трубы водопровода, проложенные к башне от реки Большой Кинель, сохранились чуть ли не в первозданном виде, если их, конечно, ещё не выкопали на металлолом застройщики центральной части города да местные цыгане. Стоит отметить, что улица Вокзальная, на которой расположена железнодорожная станция и где частично сохранились первые пристанционные постройки, является старейшей улицей в Похвистнево, а сама водонапорная башня одно время была самым высоким зданием в городе.

Водонапорная башня на железнодорожной станции «Похвистнево» (фото из интернета)
Водонапорная башня на железнодорожной станции «Похвистнево» (фото из интернета)

В интернете сохранилась чёрно-белая фотография водонапорной башни в её более-менее первоначальном виде, где видно, что нижний уровень был выложен из кирпича, а верхний ярус, в котором размещались резервуары с водой (два бака) выполнен из дерева. Сегодня башня огорожена забором, заросшим густой травой, а её верхнюю деревянную часть, судя по всему, сохранить до наших дней не удалось – не просто так же башню решили обезличить, залепив верхний уровень синими металлическими оцинкованными панелями. Кстати, похожие старинные водонапорные башни разной степени сохранности и испорченности в направлении Самары можно также увидеть на железнодорожных станциях «Подбельская», «Кротовка» и «Тургеневка».

-16

Железнодорожный вокзал «Похвистнево» (г.Похвистнево, ул.Вокзальная, 8).

Одним из самых красивых зданий в Похвистнево, безусловно, является железнодорожный вокзал, построенный в 1905 году, то есть лишь спустя 17 лет после открытия самой станции, причём в подобном стиле были возведены многие вокзальные здания бывшей Самаро-Златоустовской железной дороги, среди которых до наших дней сохранились, например, вокзалы на станциях «Кинель» (в более удлинённом виде), «Симская» (в несколько укороченном виде) и «Толкай» (в обшито-сайдинговом изуродованном виде). Здание вокзала в Похвистнево в течение столетия частично перестраивалось, но после капитального ремонта 2008-2010 годов, во время которого реконструкция и восстановление внешнего вида проводились с использованием чертежей и фотографий начала XX века, вокзал был открыт практически в первоначальном виде. Вероятно, в связи с тем, что он является памятником архитектуры, в наши дни его удалось сохранить в красивом ярко-жёлтом виде, а не в перекрашенном убогом серо-бетонном корпоративном цвете современной компании «РЖД», что делает его практически уникальным. Кстати, обратите внимание, на электронных вокзальных часах указано время 14:03, в то время как на моей фотографии отображено лишь 12:53, так что учтите – разница с московским временем в Похвистнево составляет не + 1 час, как я думал раньше, а + 1 час 10 минут :)

-17

Железнодорожная станция «Похвистнево» (г.Похвистнево, ул.Вокзальная, 8).

Железнодорожная станция «Похвистнево», расположенная на 150-й версте от Самары, была открыта в 1888 году вместе со всей Самаро-Уфимской железной дорогой, через два года продлённой до Златоуста, в связи с чем и переименованной в Самаро-Златоустовскую уже на многие годы вперёд. В начале XX века здесь прошёл Великий Сибирский Путь – Исторический ход Транссибирской железнодорожной магистрали от Москвы до Владивостока, ну а в наши дни «Похвистнево» является всего лишь промежуточной станцией участка Кинель – Чишмы на линии Самара – Уфа. Давайте же поскорее поднимемся на надземный переходной мост, перекинутый от здания вокзала прямиком к скверу «В честь участников локальных войн и вооружённых конфликтов», чтобы посмотреть на железнодорожную станцию «Похвистнево» с более выгодного ракурса.

-18

На станции «Похвистнево», относящейся к Самарскому региону Куйбышевской железной дороги, делают короткую 2-минутную остановку многие пассажирские поезда, соединяющие Поволжье, а также центральную и южную часть страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Среди них, например, такие поезда, как Самара – Владивосток, Кисловодск – Тында, Симферополь – Пермь, Пенза – Нижневартовск, Белгород – Новосибирск, Анапа – Томск, Адлер – Красноярск, Новороссийск – Челябинск, Москва – Магнитогорск, ну и др. На прямой беспересадочной электричке из Похвистнево можно уехать на запад, в Самару (4 рейса в день), или на восток, в Абдулино (1 рейс ежедневно + 1 рейс не ежедневно, а именно по пятницам и воскресеньям).

-19

Участок железной дороги Самара – Уфа, как, в общем-то, и весь железнодорожный маршрут Москва – Рязань – Самара – Уфа – Челябинск – Омск – Новосибирск – Мариинск электрифицирован постоянным током 3000 вольт (3 кВ), в то время как дальше по Транссибу от Мариинска до самого Владивостока поезда следуют уже на переменном токе напряжением 25000 вольт (25 кВ), но в нашем путешествии этот Мариинск будет ещё ой как не скоро. Так вот, постоянный ток, распространившийся по стране в ранний период электрификации, а конкретно здесь в 1958 году, значительно уступает более современному и высоковольтному переменному току, поскольку из-за низкого напряжения в контактной сети подвижной состав на постоянном токе не способен выдавать такую же мощность, как электровозы переменного тока. Кроме того, на железных дорогах с постоянным током тяговые подстанции приходится устанавливать как минимум в 3-4 раза чаще (через каждые 10-15 км против 40-50 км на переменном токе, а на грузонапряжённых или горных участках и через каждые 2-3 км), при этом они устроены более сложно, что, соответственно, более затратно; вдобавок ко всему сечение контактных медных проводов и подводящих кабелей на постоянном токе несколько выше, чем на проводах переменного тока, что опять же совсем не выгодно. Очевидно, что электрифицировать железные дороги переменным током более целесообразно, поэтому сейчас все новые участки строятся именно на таком виде напряжения, при этом перевести всю Россию на переменный ток не представляется возможным, и не только из-за того, что на участках с постоянным током придётся полностью менять всю сеть проводов и все тяговые подстанции, но также и потому, что необходимо будет целиком обновить весь подвижной состав, работающий на постоянном токе, а это, на секундочку, не одна тысяча электровозов, представляете, сколько потребуется денег?

-20

С восточной стороны станции, то есть оттуда, где можно разглядеть полумесяц на вершине минарета Соборной мечети, мы увидели приближающийся товарный состав с электровозом ВЛ10ук-212, и, конечно же, поспешили его сфотографировать, пока он не уехал от нас дальше. Советский магистральный электровоз постоянного тока ВЛ10у-212 был построен на Тбилисском электровозостроительном заводе (ТЭВЗ) в 1977 году, а в 2007 году, спустя 30 лет, он был преобразован в ВЛ10ук-212 (модернизирован с продлением срока эксплуатации) на Челябинском электровозоремонтном заводе (ЧЭРЗ) с видоизменением, среди прочего, внешнего вида кабины на более современный лад (с наклонённым к крыше лобовым стеклом). Модернизированный электровоз серии ВЛ10к мы уже видели сегодня у села Алтухово во время пикника, а вот локомотив серии ВЛ10ук (где «у» – утяжелённый) наблюдаем сейчас впервые. Двухсекционный электровоз ВЛ10ук-212 (что там к нему ещё присоединили двухсекционное в сцепке – на фото уже не видно, но, похоже, тоже что-то из серии ВЛ10к или ВЛ10ук), приписанный к эксплуатационному локомотивному депо ТЧЭ-3 «Пенза» Куйбышевской железной дороги, с июня 2020 года по март 2021 года находился на консервации (временно выводился из эксплуатации за ненадобностью), поэтому в Похвистнево мы наблюдали один из его последних рейсов (а, возможно, и самый последний) на тот год, однако это не очень интересная информация, потому что в наши дни он снова эксплуатируется в штатном режиме, и если вам вдруг захочется увидеть конкретно этот экземпляр электровоза воочию, приезжайте на станцию «Похвистнево» и просто ожидайте его прибытия :)

-21

Интересно, что в самом начале своего существования, а конкретно в период с 1890 по 1893 годы, на участке между станциями «Кинель» и «Похвистнево» Самаро-Златоустовская железная дорога останавливала движение поездов в ночное время из-за недозагруженности, но впоследствии объём перевозок сильно возрос, и в ближайшее время такой режим работы здесь явно не предвидится. В 1963 году, спустя 5 лет после ликвидации на ж/д станции «Похвистнево» паровозного депо по причине перевода подвижного состава на электрическую тягу, на его базе было образовано предприятие «Похвистневские вагоноколёсные мастерские», где производили ремонт и замену колёсных пар вагонов вплоть до лета 2020 года, пока организация не прекратила своё существование.

-22

В западной части станции, там, где на запасных путях в ожидании своих рейсов спрятались две электрички ЭД4М, слева на фотографии можно увидеть, похоже, сваленные в кучу аккуратно сложенные колёсные пары – вероятно, где-то здесь и располагались те самые «Вагонные колёсные мастерские». Обратите внимание, пожалуйста, и на сами пригородные электропоезда: если 4-х вагонный состав электрички, притаившейся за забором слева, меня интересует меньше всего, то 6-вагонная электричка ЭД4М-0276, загорающая на солнышке справа, похоже, и является тем самым электропоездом рейса №6510 Самара – Похвистнево, который мы видели примерно 3 часа назад у села Алтухово – по крайней мере, никаких других 6-вагонных электричек я здесь больше не наблюдаю, а уехать назад она ещё не могла, потому что ближайший рейс обратно в Самару под номером №6509 в расписании стоит только на 16:05 (по местному времени) с прибытием на конечную станцию в 18:50. Правда, электричка, которую мы видели возле Алтухово, в 13:34 спокойно могла уехать из Похвистнево дальше в Абдулино, но это не точно.

-23

Памятник «Советская Армия – освободительница» (г.Похвистнево, ул.Вокзальная, 8).

В 1910 году территория железнодорожной станции «Похвистнево» была благоустроена и озеленена – здесь открыли парк с липами, туями, лиственницами и четырьмя фонтанами. Не знаю, как там насчёт этих деревьев, но ни одного фонтана рядом со станцией я так и не обнаружил. Зато в небольшом привокзальном сквере прямо напротив здания ж/д вокзала в наши дни можно увидеть памятник «Советская Армия – освободительница» в виде установленной на постаменте железобетонной скульптуры воина со знаменем в одной руке и опущенным вниз автоматом в другой, а в основании постамента – барельефное изображение ордена Отечественной войны. Построенный в 1956 году памятник в честь советских воинов-освободителей стал первым мемориалом в городе, посвящённым Великой Отечественной войне.

-24

Универсам «Пятёрочка» (г.Похвистнево, ул.Кооперативная, 120).

Подобно улице Революционная, проходящей параллельно железной дороге в северной половине города, на южной стороне вдоль станции «Похвистнево» проложена улица Кооперативная, которой уже больше ста лет. В начале XX века здесь, поближе к вокзалу, селились частные предприниматели, арендующие землю у Ибряйкинской общины и обеспечивающие рабочих посёлка необходимыми товарами и продуктами: одна семья принимала на убой скот и продавала свежее мясо, другая в железных печах выпекала вкусный хлеб, третья заведовала галантерейной лавкой, четвёртая торговала рыбой, клюквой и сахаром. «Одолев» железнодорожную станцию, перед последним «победным» рывком в изучении исторического центра города мы решили слегка охладить наш пыл, заскочив в ближайший магазин «Пятёрочка», чтобы купить немного продуктов «по мелочи» и побаловать себя мороженкой, а заодно таким образом внести и свой небольшой вклад в развитие местного предпринимательства на бывших землях Ибряйкинской общины.

-25

Многоквартирный 2-этажный жилой дом (г.Похвистнево, ул.Кооперативная, 33).

Напротив «Пятёрочки» увидели двухэтажную кирпичную развалюху – это 8-квартирный жилой дом №33 с деревянными перекрытиями 1936 года постройки. До наших дней сохранились все три похожие друг на друга старые 2-этажные кирпичные дома №33, 35 и 37, построенные для железнодорожников на северной стороне улицы в 1936 году и ставшие, между прочим, первыми многоквартирными домами рабочего посёлка Похвистнево. В отличие от улицы Революционная, здесь, наоборот, нумерация домов уже на нечётной стороне улицы значительно отстаёт от противоположной, чётной стороны, причём, как не трудно догадаться, по той же самой причине – проходящая параллельно железной дороге северная сторона улицы Кооперативная застроена в меньшей степени, да к тому же чаще нежилыми помещениями (полиция, школа) и всякими привокзальными постройками (тяговая подстанция, депо), а встречающиеся здесь занимающие большие пространства жилые многоквартирные дома ещё больше отстают по нумерации от расположенных напротив небольших домиков индивидуальной жилой застройки.

-26

Многоквартирный 2-этажный жилой дом (г.Похвистнево, ул.Кооперативная, 37).

Продвигаемся по улице Кооперативная чуть дальше, дом №35 пропускаем, потому что он ничем не отличается от домов №33 и №37, а вот дом №37 зачем-то фотографируем, хотя он так же точно ничем не отличается от домов №33 и №35. Да, хотел ещё добавить где-нибудь в этой статье одну интересную информацию о городе Похвистнево, а поскольку под этой фотографией получилось мало текста, здесь и добавлю. Так вот, в связи со сложностью произношения названия города его неоднократно хотели переименовать, причём взамен предлагались такие варианты, как Козловск (в честь уроженца ныне исчезнувшей деревни Нефёдкино нынешнего Похвистневского района, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Николая Михайловича Козлова; при всём уважении к Николаю Михайловичу, название для города, согласитесь, так себе), Губкин (в честь учёного-геолога, организатора советской нефтяной геологии, академика Ивана Михайловича Губкина, никакого отношения к городу не имеющего, разве что предсказавшего ещё в 1930-х годах наличие крупных запасов нефти между Волгой и Уралом, ну а чтобы не ошибиться, сразу же и за Уралом тоже; в итоге такое название получил город в Белгородской области) и Зеленоград (об обоснованности предложения такого варианта переименования история умалчивает, но, по-моему, где-то я уже слышал это название раньше), но ни один из них в итоге так и не был утверждён. Кстати, как вы считаете, куда ставится ударение в названии города Похвистнево? Думаете, Похви́стнево? Ага, я раньше тоже так думал! Пóхвистнево – именно так и называют свой город местные жители.

-27

Многоквартирные жилые дома (г.Похвистнево, ул.Кооперативная, дом № 128 и №128а).

В 1989 году напротив старого 2-этажного 8-квартирного дома №37 был построен новый 9-этажный кирпичный жилой дом №128 с железобетонными перекрытиями, ставший первой (и, как оказалось, последней) девятиэтажкой в городе. С его возведением местные жители возлагали большие надежды на преобразование Похвистнево из маленького провинциального городка в процветающий современный город, однако лихие 1990-е годы думали иначе. Построенный для работников Похвистневского машиностроительного завода 9-этажный дом, обладающий такими чудесными подъёмными машинами вертикального перемещения между этажами, как лифты, полагаю, в одночасье стал главной достопримечательностью местных пацанов, тут же кинувшихся кататься на бесплатном аттракционе то вверх, то вниз, то вверх, то вниз, благо что раньше никаких домофонов и кодовых замков на входных дверях подъездов ещё не устанавливали, и попасть в любой чужой подъезд любого чужого дома ни для кого не составляло труда, хотя, думаю, и в наши дни эти ваши домофоны точно не стали бы преградой для дворовой шпаны. «Прилипший» к девятиэтажке то ли пяти-, то ли шестиэтажный бело-бирюзовый оштукатуренный многоквартирный кирпичный жилой дом №128а с железобетонными перекрытиями, построенный в 2006 году, завершает общий композиционный замысел архитектора, соединившего эти два дома, выходя своим торцом (боковой стороной) на улицу Газовиков.

-28

Краеведческий музей (г.Похвистнево, ул.Газовиков, 14).

Давайте ненадолго свернём с улицы Кооперативная на улицу Газовиков и прокатимся к зданию Краеведческого музея, расположенному неподалёку, это много времени не займёт. Улица Газовиков начала застраиваться в 1940-е годы газовиками треста «Куйбышевгаз», отчего и получила своё название. Как уже и говорилось, в 1943 году через Похвистнево прошёл первый в истории СССР магистральный газопровод Бугуруслан – Куйбышев, в связи с чем и было образовано старейшее газотранспортное предприятие России, которое в наши дни носит название «Газпром Трансгаз Самара». Для строительства газопровода были привлечены не только квалифицированные нефтяники, переброшенные вместе с семьями из Баку в Похвистнево и соседний Бугуруслан в количестве около 800 человек – в «черновых» работах, которые велись практически вручную, с помощью лопат, топоров, кирок и вёдер, принимали участие и жители окрестных деревень, в том числе женщины и подростки. В 1951-1952 годы в Похвистнево на улице Газовиков было возведено здание школы №3 – изначально его хотели приспособить под общежитие газовиков, но поскольку в связи со строительством других новых домов количество жителей улицы резко увеличилось, здание общежития тут же решили отдать детям газовиков и поэтому переделали его под школу №3. В 1971 году эта школа переехала в новое, более просторное здание на улице Мира, где она и находится сейчас, а в старом здании впоследствии размещалась то библиотека, то вечерняя школа рабочей молодёжи, то межшкольный учебно-производственный комбинат. В настоящее время, а именно с 2007 года, здесь располагается Краеведческий музей – единственное место в городе, где можно познакомиться с историей родного края. Сам музей в Похвистнево в виде краеведческого клуба «Истоки» был создан на базе Дома пионеров ещё в 1991 году, спустя 7 лет он зарегистрировался в качестве школьного музея, в 2001 году преобразовался в муниципальный городской музей, с 2007 года получил новое название «Музей и Дом ремёсел», а уже в 2012 году общественный Краеведческий музей стал структурным подразделением организации «Дом ремёсел». Проще говоря, в наши дни МБУК «Дом ремёсел» состоит из собственно «Дома народных ремёсел и декоративно-прикладного искусства», расположенного на соседней улице Шевченко, и относящегося к нему отдельного здания Краеведческого музея, которое мы и видим на улице Газовиков. Кстати, у Краеведческого музея в Похвистнево есть свой достаточно информативный сайт в интернете, который очень помог мне при написании заметок об этом городе, так что всем его авторам лично от себя хочу выразить особую благодарность, и, собственно говоря, поэтому и выражаю.

-29

Памятник «Героям, павшим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1945 годы» (г.Похвистнево, ул.Вокзальная, 15).

Напоследок проедем по улице Вокзальная вдоль железной дороги мимо гаражей к заднему двору бывшей железнодорожной школы, где в 1965 году силами и средствами учителей, учеников и родителей учащихся был открыт памятник, посвящённый ученикам и учителям этой школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Чтобы попасть к памятнику, пришлось как шпиону перепрыгивать через школьный забор, потому что никакого входа со стороны улицы Вокзальная я так и не нашёл. Железнодорожная школа Министерства путей сообщения Российской империи на станции «Похвистнево» была открыта ещё в далёком 1898 году. В годы Великой Отечественной войны (тогда она называлась железнодорожной школой №29) на борьбу против немецко-фашистских захватчиков ушли не только её учителя и бывшие выпускники во главе с директором – осенью 1942 года были призваны на фронт и многие десятиклассники, которым так и не суждено было окончить школу и побывать на своём выпускном вечере, на котором под звуки патефона девочки танцевали с девочками. В послевоенные годы, как я понял, школа №29 была переименована в школу №49, а в 1991 году она и вовсе стала обычной средней общеобразовательной школой №9. Поскольку таким образом цифр перед девяткой больше не осталось и дальше переименовывать её было уже некуда, в 2010 году школу №9 решили и вовсе ликвидировать, объединив с городской школой №3. По некоторым данным, впоследствии в бывшем здании бывшей железнодорожной школы располагался детский сад «Крепыш», являющийся структурным подразделением ГБУ СОШ №3, но в 2019 году и он переехал в новое просторное современное строение на улице Полевая. Что сейчас находится в здании, во двор которого мне пришлось перелазить через забор – понятия не имею, возможно, ничего не находится, и оно просто пустует, но, судя по динамике поочерёдно располагающихся внутри него организаций, сейчас там, по идее, должен быть роддом :) На этом мы заканчиваем нашу прогулку по городу железнодорожников, нефтяников и газовиков, расположенному на 150-й версте к северо-востоку от Самары, и возвращаемся обратно на трассу Р225 к стеле «Похвистнево», установленной у въезда на улицу Бережкова, откуда мы и начинали наше знакомство с этим городом полтора часа назад.

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть ←

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)

Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет

Маршрут:

День 1 Ростов-на-Дону Каменск-Шахтинский Миллерово Богучар Петропавловка Заброды

День 2 Заброды Калач Воробьёвка Новохопёрск Поворино Пески

День 3 Пески Балашов Калининск Лысые Горы обход Саратова Маркс

День 4 МарксБалаковоПугачёвИвантеевкаЧапаевскобход Самары

Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область, Самарская область

Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино, Пугачёв, Похвистнево

Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара, Р225 Самара - Бугуруслан …

Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».