Найти тему
Books&History

Книжные итоги 2021: что было и чего ожидать

Вторую публикацию в этом канале я решила посвятить своим книжным итогам 2021 года, но предпочла отойти от формата «лучшие и худшие книги года», как это часто любят делать книжные блогеры. В прошлом году мной было прочитано не так много книг – всего 35, и выделять из этого количества лучшие и худшие считаю занятием, не имеющим особого смысла.

Вместо этого я решила подвести некую статистику по прочитанному, и сравнить ее с книгами, прочитанными за предыдущие годы. Делаю это для того, чтобы в первую очередь понаблюдать за изменением собственных вкусов и предпочтений, ведь наши интересы со временем меняются под влиянием самых разных факторов – начиная от банального изменения интересов и заканчивая нашим собственным саморазвитием и влиянием социальных, экономических и политических факторов.

Начнем с самого крупного разделения всей литературы условно на художественную и нон-фикшн. Я читаю и то, и другое; часто читаю одновременно две книги – художественную и нонфикшн, т.к. это совершенно разные жанры, что позволяет чередовать их чтение и легко переключаться между книгами.

В 2021 году было мало нонфика. В принципе, в моей статистике за предыдущие годы его тоже было меньше, чем художественной литературы. Чему отдавался приоритет среди нонфика:

1) Книги, посвященные становлению, развитию и успеху известных брендов: «Против гигантов: как Spotifyподвинул Appleи изменил музыкальную индустрию» С.Карлссон и Ю.Лейонхуфвуд, «ВкусВилл: как совершить революцию в ритейле, делая все не так» Евгения Щепина и «Marvel vs DS. Великое противостояние» Р. Таккер. Не могу сказать, что эти книги произвели на меня какое-то особое впечатление. Про все можно сказать что-то вроде «да, любопытно было прочитать, многое я не знала», но не более. Например, прочитанный в 2020 году «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее создателем» мне понравилась гораздо больше – там было многое об истории компании, их идеалах, а также личная история Фила Найта, и все это вместе составило отличную, на мой взгляд, книгу. А если взять тот же «ВкусВилл: как совершить революцию в ритейле, делая все не так» - то это чисто маркетинговый ход, одно из направлений рекламы компании, в которой провозглашаются в общем-то не такие новые ценности и совершенно нет той душевности и личного участия, как в Nike.

2) «Книги знаменитостей» - такое очень условное название, но, тем не менее, в прошлом году меня как-то тянуло на книги, выпущенные известными людьми. Начала с книги «Как делается кино» Сидни Люмета – любопытная история известного голливудского режиссера и продюсера. Узнала для себя много нового именно о процессе создания фильмов, очень много такого «закулисья», просто не представляла, какой объем работы проделан до того, как фильм попадет на большие экраны. Далее была просто отличная автобиография Мэтью Макконахи «Зеленый свет» - очень вдохновляющая, мотивирующая, позитивная история его жизни, рассказанная им самим. Очень хочется добавить в этот список «Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино, хотя это и не нонфик. Эта книга стала шикарнейшим завершением прошлого года. Это не просто опубликованный сценарий, это полноценная история, передающая весь дух Голливуда 1960-70 годов.

Оказалось очень мало «прикладной» литературы, дающей конкретные практические знания. Единственной такой литературой в 2021 году стал «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в Интернете» Ольги Лукиновой. Эта книга объединила все общепризнанные правила делового (и не только делового) общения в цифровой среде: как переписываться с коллегами и друзьями, как следить за чистотой своих социальных сетей и как контролировать информацию о себе в интернете и т.д. Очень полезная книга, хочется «взять и подарить» тем, кто до сих пор не научился общаться в соцсетях и мессенджерах.

-2
-3

Это были мои скромные нонфикшн-итоги. Теперь давайте перейдем к более многочисленной художественной литературе. Какие интересные моменты и тенденции видны мне в первую очередь:

1) преобладает современная литература, нежели классика. Причем значительную часть составляют книги, вышедшие в 2021 году либо в последние несколько лет. В течение прошлого года я прочитала только два произведения, которые можно отнести к другим направлениям и эпохам. Это «Сестра Керри» Теодора Драйзера и «В дороге» Джека Керуака. Интересно, что раньше я как раз читала преимущественно классику, но в последние годы вектор моих интересов все больше направлен в сторону современной литературы.

2) если рассматривать в разрезе стран, то здесь преимущество за зарубежной литературой. Здесь так и просится фраза «к сожалению», но это на самом деле не так, поскольку сейчас я действительно стала читать больше российских авторов и надеюсь продолжить эту тенденцию. Моим личным приятным открытием этого года стала Марина Степнова и ее «Сад» (который, к слову, вдохновил меня на предыдущий пост и в принципе на ведение этого канала). Продолжила знакомство с творчеством Наринэ Абгарян (прочитан замечательный цикл про Манюню) и Бориса Акунина. Да, да, я тот самый человек, который только начал знакомство с циклом про Фандорина! Прочитаны 3 и 4 книги цикла – «Левиафан» и «Смерть Ахиллеса».

-4
-5
-6

3) если раньше я делила книги, которые прочитала в бумаге и в электронке, то теперь наметилась другая тенденция. В 2020 году я открыла для себя прекрасные возможности аудиокниг, хотя раньше совершенно не понимала, как можно слушать книгу, которую тебе читает другой человек. В прошлом году я практически регулярно слушала книги в аудио, делая небольшие перерывы между ними. Как правило, в таких случаях я читаю две книги параллельно – одну в аудио, другую читаю сама (либо бумажную, либо электронную). Здесь также хочу добавить, что не все книги удобно слушать в аудио, некоторые из них лучше читать самостоятельно. Например, нонфикшн, в котором много практических рекомендаций, по моему опыту, лучше читать в бумажном виде с карандашом и закладками.

4) отдельно хочу отметить новую для меня тенденцию, которая сформировалась в течение прошлого года. Мне стали интересны книги из «новых» для меня стран, либо про страны, которые раньше были за пределами моих интересов. Раньше большую часть прочитанных мною книг составляли книги англоязычных или европейских авторов, которые писали про свои же страны. Сейчас география моего чтения существенно расширилась. Появился «Кокон» Чжан Юэжань, охватывающих большой период в истории Китая, а также «Художница из Джайпура» А. Джоши, хоть и написанная американкой индийского происхождения, но все же в ярких красках показывающая нам жизнь и культуру постколониальной Индии 1950-60-х гг. Кроме того, в планах на этот год у меня Амитав Гош и его «Маковое море», затрагивающее более ранний период истории Индии в эпоху опиумных войн (а если понравится, то прочитаю оставшиеся книги из «Ибисовой трилогии»). Честно признаюсь, что мне очень нравится такая тенденция в моем чтении, у меня отложено еще много таких книг, часть из которых я надеюсь прочитать уже в этом году.

-7
-8

Ну и в конце хочу отметить книги, которые еще не были упомянуты в этой статье, но которые запомнились в уходящем году. Во-первых, это «Там, где раки поют». Невероятная, искренняя история девочки, выросшей среди болот. Книга пропитана любовью к природе и окружающей среде; затрагиваются проблемы экологии и места человека в окружающем мире.

Еще одна книга из моей любимой серии – это «Дурная кровь» Роберта Гэлбрейта. Джоан Роулинг (а под псевдонимом Роберта Гэлбрейта скрывается именно она), без сомнения, еще со времен Гарри Поттера умеет закрутить сюжетные линии. Но в этой книге детективная часть порой уходит на второй план, а на первый выходят личные взаимоотношения героев и их история. Лично я вот так сразу и не вспомню, в каких еще детективных сериях уделялось столько внимания личностям главных героев, а не развитию детективной линии. Пожалуй, это одна из причин, почему серия про Страйка так популярна и любима читателями.

Еще одним приятным открытием стала Фэнни Флэгг. Честно признаюсь, меня не впечатлили ее «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок». А вот «О чем весь город говорит» произвела абсолютно другое впечатление. Это оказалась как раз та разновидность историй, которые я очень люблю – история города, рассказанная через историю жизни многих поколений его жителей. Мне кажется, именно так лучше всего воспринимается история, когда мы видим, каким образом определенные исторические события оказали влияние на жизни и судьбы разных людей.

-9
-10
-11

Вот такие книжные итоги 2021 года. Впереди, я надеюсь, не менее интересный читательский год. Что нового он нам готовит?

#итоги2021