Уважаемые коллеги. Друзья! Пересмотрев недавно фильм «Иностранец» режиссёра Мартина Кэмпбелла, созданного в 2017 году, я убедился, что главные герои, как и те события, показанные на экране, очень близки всем нам. Нам, гражданам многонациональной страны, со всеми социальными проблемами, присущими большой общности людей. Для России темы сепаратизма, борьбы бандитствующих кланов, использующих национальное самосознание, как ширму для своих политических и финансовых амбиций, очень остры и актуальны. А ещё иммигранты. Не все, ох, не все проживающие на новой для себя Родине, являются добропорядочными обывателями. У многих за плечами весьма специфический опыт.
Фильм как таковой, сочетает в себе элементы политического триллера, боевика и шекспировской драмы. И что весьма удачно режиссёром сделано, так это участие стареющих звёзд кино. Стареющих, но по-прежнему, любимых многими. И это тоже является фактором, вызывающим симпатию и доверие к фильму. И в нём нет самоиронии, как в фильме «Неудержимые», где собраны все герои боевиков 90-х годов.
Джеки Чан, уже не такой живчик, как в многочисленных восточных комедийных боевиках. Он сыграл довольно сложную и пронизанную трагизмом роль. Нгок Мин Кван, бывший подрывник и диверсант войск особого назначения, воевавший во Вьетнаме. Потерявший во время пиратского налёта в море дочь. Поселился и работал в небольшом ресторанчике восточной кухни Лондона. Вторая дочь погибла во время террористической атаки боевиков ИРА.
Пирс Броснан, по-прежнему лощёный и сильный типаж, с сединой волка-вожака в хищной стае. Лиам Хеннесси, бывший лидер одного из подразделений ИРА (Ирландская Республиканская Армия), боровшегося за самоопределение и независимость Ирландии. Сепаратист, если смотреть со стороны официального Лондона. А ныне, успешный политик, зам. министра Северной Ирландии. Любитель кабинетов в викторианском стиле, дорогих машин, костюмов и виски. С такой-то фамилией и харизмой и не пить виски?
Неожиданно хорошо и предельно убедительно Джеки Чан сыграл роль отца, убитого горем. Потерял дочь, то последнее, что давало ему радость в мирной жизни. Хотел забыть войну навсегда, заниматься полезным и добрым делом,- кормить людей. Но война настигла его совершенно случайно в центре мегаполиса. Сам уже старенький, весь в шрамах, с опущенными плечами и огромной тоской в глазах.
Погоревав по погибшей дочери, Кван пытается добиться справедливости, законными методами разыскать террористов и предать их суду. Но тамошние менты отмахиваются от него как от назойливой мухи, мол, ходят тут всякие китайские старикашки, только работать мешают. Кван даже деньги давал. Не взяли. А главный мент посочувствовал, но при этом полез в душу своими грязными лапами. В том плане,- А ты сам-то папаша, кто таков и что делаешь в этой стране? На прощание посоветовал сидеть ровно и ждать. Как только,- так сразу.
С восточной скорбью и смирением, Кван добрался до зам. министра Хеннесси, с огромным трудом и терпением добившись аудиенции. Тот, как и подобает высокопоставленному чиновнику, выражает сочувствие, обещает взять под личный контроль и выставляет просителя за дверь.
Но Кван настойчив. Убедившись, что добром добиться справедливости не возможно, то приходится взяться за старое, вспомнить навыки боевой молодости. Поскольку доброта, многими ошибочно воспринимается как слабость. Использовав примитивные подручные средства, Кван устраивает демонстративный взрыв министерского сортира. Первое китайское предупреждение не помогло. Хеннесси хоть и выразил озабоченность, но не воспринял намёк Квана всерьёз, отдавая предпочтение дегустации вискаря.
А Кван тем временем занимается прикладной химией. И каждый последующий опыт, отравляет жизнь зам. министру и его окружению. Портит аппетит, личное имущество, а самое главное, подрывает репутацию.
С помощью слежки, шантажа и угроз, Кван пытается узнать имена террористов. Хеннесси уже и рад бы сообщить, однако сам их не знает.
Хеннесси, как опытный администратор, эволюционировавший от главы банды националистов, до зам. министра в правительстве, лавирует между интересами всех заинтересованных в организации терактов структур. Ведётся политика умиротворения с ИРА, в особых случаях выдаётся Королевское Помилование. Это аналог нашей амнистии для членов бандформирований, перешедших на сторону Правительства.
На него давят из министерства, ведут хитрые игры менты, члены своего клана тоже скалят зубы. Хеннесси «колотит понты» со своими коллегами по опасному ремеслу, делает реверансы вредной министерше-начальнице, даже с собственной бабой ведёт тройную игру. Впрочем, как и с любовницей. Тяжело ему, уже не те годы… А ещё этот Кван со своей местью, устроивший в дубовой роще по соседству с усадьбой, филиал Зелёного Ада Вьетнама.
Правда и самому Квану приходится не легко, тоже не те годы… К прежним рубцам на теле и душе, прибавляются новые.
В фильме режиссёр постоянно вплетает отсылки то к «Рембо», то к «Агенту 007». Но постаревшие главные герои выглядят в этих кадрах убедительно.
Джеки Чан, талантище. Мастер перевоплощения. Когда нужно, двигается старческой походкой, шаркая ногами, но буквально за секунду камуфляж слетает, и движения становятся энергичными, точными и резкими. Фильм хоть и не динамичный, но есть много сцен с рукопашными боями в закрытых помещениях и с использованием подручных предметов, в которых Джеки Чан собаку съел.
Кван всё больше и больше доставляет хлопот Хеннесси и, не ограничиваясь взрывами, заявляется уже на дом. И тут полностью сбрасывает личину добропорядочного дедушки, тем более, взрывчатка на собственном теле, и пистолет в руке весьма подкрепляют действия ультиматума.
Но чтоб вычислить предателей в собственных рядах и узнать имена исполнителей, нужен новый теракт, на который кстати, Кван согласен. Личная месть дороже абстрактных жертв.
Взрыв автобуса на мосту через Темзу, в фильме выглядит как репортаж из новостей, убедительно и трагично.
Хеннесси тоже приходится вспомнить прежние навыки, чтоб поквитаться с конкурентами. Если необходимо узнать истину, нужно коллеге прострелить обе ноги, голову и закопать в свинарнике.
Хеннесси хоть и действует жёстко, но его методы более циничны, чем избирательная война Квана. Хеннесси пытается убедить Квана в их общих чертах и поведении.
- Мы оба знаем, что такое война. Мы оба хотели оставить её в прошлом, мы похожи…
Но нет в них ничего общего. Хеннесси хоть и бывший, но бандит, ставший чиновником, а Кван, хоть бывший, но солдат, взявшийся за оружие от отчаяния. Даже пожалел Шона, тоже бывшего солдата, ветерана Королевского Ирландского полка, которого одолел в честном поединке. Хоть сам старенький, но молодого и наглого красавчика подловил на противоходе.
Вообще Кван молодец, быстро импровизирует и входит в доверие к окружающим. Его обычное состояние, это застенчивость и скромность, выглядят, будто тонкая предохранительная пластина, за которой скрыта мощная боевая пружина. Как говорится, за минуту до…
В результате, исполнители и заказчики преступных замыслов, кормят червей. Менты пытают и разгребают дерьмо. Хеннесси обретает временную индульгенцию от властей и вновь погружается в блистательный великосветский гадюшник.
Кван возвращается к своему мирному ремеслу в харчевне, где ждёт любящая его покрытого шрамами, женщина.
Вроде бы всё закончилось хорошо, и каждый обрёл желаемое. Но в фильме показано, что сколь бы человек не пытался измениться, хоть в своих глазах, хоть в глазах окружающих, он остаётся прежним. Прежним бандитом или прежним солдатом. Бывших не бывает.
Такая она Сила Искусства.
P.S. Когда создавал обзор, то сама собой выстроилась аналогия между прикормленным лидером боевиков ИРА и лидером маленькой, но гордой республики в составе Российской Федерации. С поправкой на местный восточный колорит разумеется. И от этого фильм становится более близок нашему менталитету.