Действия сенатора США встревожили исландское правительство в 1950-х годах: планировали ли США накапливать ядерное оружие? Файлы Государственного департамента теперь показывают двойную стратегию.
Ни одна страна в мире не может выбрать удачное стратегическое расположение. Оно либо есть - либо его нет. Исландия, расположенная посреди Северной Атлантики на полпути между Западной Европой и Северной Америкой, имеет большое стратегическое значение. Так было во времена викингов, и так было во время холодной войны сверхдержав.
Традиционно страна с населением менее полумиллиона человек не имеет собственной армии. Во время Второй мировой войны сначала британские, а затем, с июня 1941 года, американские солдаты оккупировали остров, конституционно принадлежавший Дании, которая была завоевана Германией. Цель состояла в том, чтобы защитить их от мыслимого немецкого вторжения.
В 1949 году Исландия, теперь уже независимая, была одним из членов-основателей НАТО – с уступкой, что ей не придется вносить какие-либо собственные военные взносы. Таким образом, в мае 1951 году США и Исландия заключили военный союз, который предусматривал защиту со стороны американских войск в дополнение к обязательствам по Североатлантическому договору.
Дипломатические документы с 1951 по 1960 год, опубликованные в настоящее время Архивом национальной безопасности (АНБ), показывают трудное начало этого партнерства. Потому что вскоре разгорелся спор о размещении ядерного оружия.
АНБ, не путать с идентично сокращенной аббревиатурой секретной службы США "Агенство национальной безопасности", является независимым исследовательским институтом при Университете Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия, и регулярно публикует находки из американских архивов. Последний выпуск включает документы из фондов Госдепартамента США.
Спор был инициирован сенатором США Эдвином С. Джонсоном, представителем Демократической партии из Колорадо. В начале ноября 1951 года он сказал журналисту лондонской Times, что Северная Африка, Турция и Исландия являются лучшими местами для размещения ядерного оружия, чем Англия.
На место "происшествия" немедленно прибыл министр иностранных дел Исландии Бьярни Бенедиктссон. Он спросил у временного поверенного в делах США в Рейкьявике, о чем идет речь в заявлении. Моррис Н. Хьюз проинформировал Вашингтон и попросил указаний.
Через несколько дней необдуманное заявление Джонсона подхватила исландская оппозиция, Коммунистическая партия. В их газете говорится, что США не заботит угроза американского ядерного оружия в Исландии.
Когда незадолго до Рождества ответа из США не последовало, Бенедиктссон продолжил. Наконец пришел ответ, подписанный госсекретарем Дином Ачесоном. В нем содержались четкие инструкции: никаких публичных заявлений не должно быть, поскольку это может подорвать политику правительства США «не подтверждать и не опровергать слухи о ядерном оружии».
В то же время Ачесон уполномочил представителя США в Исландии сказать Бенедиктссону, что США не предпримут «никаких шагов» по вопросу о ядерном оружии в Исландии «без полного участия и согласия правительства» в Рейкьявике. На этом заканчиваются сохранившиеся записи об этом первом противостоянии.
Восемь с половиной лет спустя, в конце июня 1960 года, Гудмундур Гудмундссон, тогдашний министр иностранных дел Исландии, снова поднял дискуссию. Он хотел узнать от посла США Тайлера Томпсона, взлетали ли шпионские самолеты U-2 с американской базы в Исландии. Незадолго до этого над Советским Союзом был сбит U-2. И он хотел уточнить, хранилось ли ядерное оружие США в Исландии.
Томпсон дал однозначный ответ. И получил инструкции, как и его предшественник Моррис Н. Хьюз в конце 1951 года: внутри страны он мог гарантировать, что у США нет ядерного оружия, размещенного в Исландии. Только публично это может и этого и не подтвердить.
Через месяц посольство США в Рейкьявике получило по дипломатической почте подробное письмо, написанное заместителем главы департамента Европы Иваном Уайтом, которое не сохранилось.
Но из ответа Томпсона можно сделать вывод, что он должен был сказать. По-видимому, Уайт заявил, что правительство США не стесняется размещать ядерное оружие там, где оно считает нужным в результате заключенных соглашений.
Эксперты Архива национальной безопасности приходят к выводу, что США при президенте Дуайте Д. Эйзенхауэре отошли от политики предыдущей администрации Гарри С. Трумэна и госсекретаря Дина Ачесона «без полного участия и одобрения правительства» в Рейкьявике не будет атомной бомбы. Но это не было подтверждением того, что такое оружие, особенно ядерные глубинные бомбы против советских подводных лодок, действительно были размещены в Исландии.
Томпсон сказал, что в случае неизбежности войны хранение ядерного оружия в Исландии было бы приемлемым, но в мирное время следует добиваться одобрения правительства в Рейкьявике.
И последнее, но не менее важное: рукописные заметки к письму Томпсона, вероятно, написанные Уайтом, очаровательны. Рядом с заявлением посла о том, что ядерное оружие США не будет храниться в странах НАТО без согласия соответствующих правительств, стоит четкое «Нет!» Контекст письма предполагает, что опровержение относилось к заявлению Томпсона, а не как подтверждение. Но эта интерпретация не ясна.
По данным АНБ, дальнейшие документы по-прежнему скрываются. Причина в том, что публикация может подорвать отношения США с другими странами. «Крайне сомнительно, что рассекречивание документа, которому более полувека, может оказать такое влияние на дипломатию или военное планирование США, — пишут исследователи.