Глава 3.28.
После нашего демонстративного убытия с вещами за территорию пограничной заставы, нас остановил дежурный по заставе и сказал:
- Товарищи курсанты, начальник вас вызывает к себе в канцелярию!
Мы с Борисом посмотрели друг на друга и я сказал:
- Ну что, пойдём, послушаем. Может теперь компромисс предложит или наоборот доложил коменданту, что мы гов...о, и получил указания нас никуда не отпускать!
В канцелярии по нашему прибытию состоялся интересный разговор, который начал товарищ капитан:
- Товарищи курсанты, я вас никуда не отпускал!
Я:
- Вы сами сказали, товарищ капитан, "Пошли вон!" Такое обращение считаю неприемлемым, Вы не можете нас нормально разместить и организовать отдых в необходимом объёме.
Капитан:
- Вы, товарищ сержант, слишком умный и права свои качать не надо!
Я:
- Товарищ капитан, первое - мы приехали на стажировку как старшие Пограничного Наряда и для оказания помощи в организации службы пограничной заставы!
Это не значит, что мы по прибытию на заставу стали безвольными рабами с кем можно вообще не считаться!
Второе - лично мне непонятно, почему нужно щипать траву на следовом городке, красить его нашими силами, поднимать оборону, заниматься с нами строевой и каждую ночь отправлять наряд на стык с соседней заставой. На участке ответственности заставы есть только 800 метров старого, гнилого забора с колючей проволокой, который даже системой не назвать. По штату застава больше 50 человек должна быть, а по факту десять от силы. Какая эффективность может быть от десяти человек на границе? Так на участке колонны могут проходить, а мы не узнаем. Точнее узнаем, но когда? Лично мне многое непонятно, а тем более ваша принципиальность в нашем размещении!
Капитан молча открыл КПС (книгу пограничной службы) и сказал:
- Садитесь, товарищ сержант, читайте приказ на охрану границы.
После он достал журнал входящих телефонограмм и сказал Борису:
- Вот, товарищ курсант, читайте входящие от такого-то числа!
В приказе и правда было расписано о выставлении нарядов в тёмное время суток ежедневно и о необходимости основные усилия сосредоточить на стыковом направлении с соседней заставой. Были прописаны ещё и другие наряды, которые необходимо выставлять.
Борис мне показал входящую телефонограмму по поводу следового городка и в какие сроки его привести в порядок и доложить.
После товарищ капитан показал телефонограмму, которую он направлял в комендатуру и в отряд.
Суть его обращений была следующая, не выполнять ряд входящих распоряжений в связи с отсутствием их необходимости на участке ответственности заставы. Просьба направить для усиления на заставу людей, с целью выполнения приказа. Это он уже отправлял шифро-телеграмму.
После капитан сказал:
- Товарищи курсанты, тут многое непонятно, не только Вам, но и мне как начальнику заставы. Мне непонятно как выполнять этот приказ на охрану такими силами и средствами. У личного состава выходных нет от слова совсем, только с вашего приезда, я стал им ставить "ДО" (день отдыха). А за мои вопросы к руководству и рационализаторские предложения в охране границы у меня академия накрылась со словами "Капитан, ты самый умный там на границе, а мы тут все дураки по твоему?" Так, что и меня поймите! Да я был не прав, что сразу с вами вот так в открытую не поговорил. Но я и не должен был этого делать!
Сейчас берите вещи и размещайтесь в приежке, сегодня у вас день отдыха, можете баню затопить, помыться и со свежими силами на боевой и далее на службу!
Раньше я не мог Вас в приежке разместить, ждал группу, что должна приехать по ремонту дизеля и нового инструктора служебных собак, но их приезд всё переносится и переносится.
После того как всё встало на свои места, мне было даже немного стыдно за свой поступок, что привёл к нашему бунту.
Разместившись в приежке, помывшись в бане, я смог выспаться до боевого расчёта. Далее, на службу в ночь ушёл Борис, а я утром направился на другой фланг с инструктором и служебной собакой. Дозор до стыка и обратно у нас занял больше 10 часов. Нюх (так называли инструктора с собакой) шёл быстро, я от него отставал и мне приходилось ускоряться. На обратном пути мы собирали шиповник для чая. Так как заварка заканчивалась и нужно было как-то старшине выходить из этого положения.
Проблем на границе оказалось больше, чем мы вначале увидели со своего уровня курсантов. С капитаном отношения наладились и мы старались по максимуму перекрывать границу, чтобы срочники могли отдохнуть.
Когда вернулся зам начальника с отпуска, то я его узнал. Это был выпускник нашего института и как-то он заходил к нам в расположение роты,в тот момент я стоял дежурным, а он был в отпуске и приходил к Андрею Васильевичу, они учились вместе.
У начальника и зама были разные взгляды на службу, хотели они конечно одного, но видели это по разному.
Время стажировки летело, а мы топтали границу каждый день уже понимая какой вклад вносим для ребят, давая им возможность передохнуть.
На заставе было три контрактника, один из них рядовой жил неподалеку, километрах в сорока от заставы в посёлке, а второй старый ефрейтор Лукас, жил с женой в доме офицерского состава, ему было за 50 лет точно и сам старшина заставы, старший прапорщик, тоже проживал на заставе. Даже у контрактников выходные были редкостью, два-три в месяц и то тогда, когда сам начальник и его зам ходили в наряды.
Несмотря на такую тяжёлую службу ребята не сетовали как мы вначале, а тянули эту лямку.
Наша стажировка подходила к концу и на крайнем совещании, начальник довёл до нас результаты нашей работы:
- Товарищи курсанты, вы грамотно организовывали службу в пограничных нарядах, правильно принимали решения по вводным командам и умело реагировали на изменения обстановки. Несмотря на наше с вами недопонимание в самом начале, мы офицерским составом, посовещались и решили направить ходатайство руководству на ваше поощрение, а вам за стажировку ставим оценку "отлично"!
Это было приятно и нам с Борисом подняло настроение.
Дальше начальник продолжил:
- Товарищи, завтра вы должны прибыть в комендатуру к 10:00. Вас довезёт Лукас до места несения своей службы, а дальше в пешем порядке в сторону соседней заставы. Выезжать будете в 06:00.
Вот так закончилась наша с Борисом первая стажировка. Мы прибыли в комендатуру, потом в отряд, где провели общее подведение итогов и зачитали ходатайства на поощрения курсантов, были ребята, кто отличился, им написали ходатайство о награждении знаком отличия "Отличник пограничной службы 3 степени", ребята задержали нарушителей и предотвратили передачу контрабанды в крупном размере.
После выводов старший лейтенант Федин Евгений Борисович был недоволен и сказал мне:
- Ты (фамилия), как умудрился ходатайство на поощрение получить? Я тебя отправил в самую жопу, а ты и там отличился! Или стол начальнику накрыл за ходатайство?
Я ничего не сказал Федину, это было его личное мнение. После мы направились электричкой в Калининград и далее в институт.
Продолжение следует...
Давайте вместе вспоминать годы нашей службы, товарищей и отцов командиров. Ставьте лайки, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на мой канал. С уважением к Вам, автор.
#военные мемуары #курсанты военных училищ #пограничники #пограничные войска #пограничник #пограничная служба #погранвойска #пограничная застава #служба по контракту #служба по призыву