Найти тему
Дневник М и Ко

"У тебя не будет всегда с собой калькулятора в кармане" - говорила учительница математики

Оглавление

Хорошее высказывание. Это не я придумал, но оно мне понравилось.

Возвращаемся на 30 лет назад (а лучше на 27).

- А можно мне пользоваться микрокалькулятором?

- Нет. А как ты потом будешь без микрокалькулятора считать? Будешь, например, ты на заводе работать, нужно тебе процент подсчитать, а у тебя микрокалькулятора под рукой нет. Или в поле будешь, а тебе нужно будет посчитать, сколько центнеров ты намолотил с одного гектара.

Я не знаю до какого класса нам действительно запрещали использовать микрокалькулятор на уроках математики. Мне кажется, класса до 9, но могу ошибаться.

Оно, конечно, понятно. Нужно сначала овладеть до уровня автоматизма всеми нюансами вычисления без ЭВМ, а уже потом можно пользоваться "помощником".

Но тут, скорее, забавна сама ситуация.

Могла ли учительница (да и не только учительница) 30 лет назад предположить, что в 2022 году мы действительно даже на улицу не выйдем без микрокалькулятора? А вернее сказать без того устройства, в котором этот микрокалькулятор хранится.

  • а еще мы не выйдем на улицу без телефона
  • без магнитофона
  • без видеокамеры
  • без фотоаппарат
  • без видеомагнитофона
  • без видеоприставки
  • без телевизора
  • без "абонента" во всемирную библиотеку, видеотеку и аудитотеку.
  • без десятка фотоальбомов
  • без календаря
  • без карты местности

Даже самые крутые фантасты не могли бы предположить этого.

А теперь такой вопрос

Актуально ли сегодня умение вычислять сложные математические выражения без помощи микрокалькулятора, который будет с нами даже на необитаемом острове (только если мы не добрались туда вплавь, а выпрыгнули из самолета, когда он снизился до высоты 2 метра)?

Если однажды телевизор заменил природу, то может ли смартфон заменить некоторую часть умений человека?

Было ли, к примеру, такое, что как-то на урок еще до нашей эры ученик принес абак. Учитель увидел это и воскликнул (до нашей эры обычно восклицали):

- Что же ты, Хаммурапи Иванов, делаешь? Ты думаешь, что абак будет всегда с тобой? Смотри, он уже полетел в окно в кусты.

Научно-технический прогресс не стоит на месте. И нужно этим пользоваться, так как вряд ли кто-то будет использовать стиральную доску вместе машинки-автомата только лишь по той причине, что сначала нужно "познать дзен стирки", а уже потом использовать все эти модные штучки-дрючки.

***

Спросил у старшего - разрешают ли им пользоваться калькулятором на алгебре. Говорит, что запрещают. Это 7 класс.

И правильно делают. Цифру нужно познать, почувствовать, попробовать, а уже потом доверить это право бездумному интеллекту, который всего лишь использует алгоритм, заложенный человеком.

А представьте

Это же как сильно шагнул вперед НТР за последние 25 лет! Даже страшно представить, что будет через следующие 25 лет.

Так и хочется сделать предсказание, но понимаешь, что всё равно не угадаешь, так как не знаешь, куда себя заведет человечество.

Мне кажется, в нашу жизнь прочно войдет 3d картинка в материальной форме. Но это, если мы не пойдем по пути развития "спиннера", а будем использовать достижения науки во благо цивилизации.