В период с 1978 по 1986 год доля США в мировом производстве микросхем DRAM — ключевого компонента многих электронных устройств — упала примерно с 70 процентов до 20 процентов, в то время как доля Японии выросла с менее чем 30 процентов до 75 процентов.
В чём секрет такого успеха японской микроэлектронной промышленности?
В экономическом патриотизме!
Этот пример очень показателен.
Японские фирмы в таких отраслях, как бытовая электроника, в которой Япония уже была ведущим производителем, единодушно понимали, что они должны покупать отечественные полупроводники, даже если цена выше или качество ниже, чем у конкурирующих американских товаров.
Эта цитата - из учебника по международной экономике лауреата Нобелевской премии Пола Крюгмана International Economics: Theory and Policy Paperback – February 1, 2017 by Paul R Krugman (Author), Maurice Obstfeld (Author), Marc Melitz (Author)
Авторы приводят следующее тематическое исследование (case study)
Стр. 333:
Japan broke into the semiconductor market in the late 1970s. The industry was definitely targeted by the Japanese government, which supported a research effort that helped build domestic technological capacity. The sums involved in this subsidy, however, were fairly small. The main component of Japan’s activist trade policy, according to U.S. critics, was tacit protectionism. Although Japan had few formal tariffs or other barriers to imports, U.S. firms found that once Japan was able to manufacture a given type of semiconductor chip, few U.S. products were sold in that country. Critics alleged that there was a tacit understanding by Japanese firms in such industries as consumer electronics, in which Japan was already a leading producer, that they should buy domestic semiconductors, even if the price was higher or the quality lower than that for competing U.S. products.
И в переводе
Япония вошла на рынок полупроводников в конце 1970-х годов. Японское правительство определенно нацелилось на эту отрасль, поддержав исследовательскую деятельность, которая помогла нарастить национальный технологический потенциал. Однако суммы, задействованные в этой субсидии, были довольно небольшими. По мнению критиков из США, главным компонентом активной торговой политики Японии был негласный протекционизм. Хотя в Японии не было официальных тарифов или других барьеров для импорта, фирмы США обнаружили, что, как только Япония смогла производить определенный тип полупроводниковых микросхем, продать американскую продукцию в этой стране становилось невозможно. Критики утверждали, что японские фирмы в таких отраслях, как бытовая электроника, в которой Япония уже была ведущим производителем, единодушно понимали, что они должны покупать отечественные полупроводники, даже если цена выше или качество ниже, чем у конкурирующих американских товаров.
Только так можно догнать и перегнать мировых лидеров! А российская идеология - "вот вы сначала сделайте лучше и дешевле, чем у американцев, а потом может быть мы подумаем" - не достойна никого, кроме страны-бензоколонки.
О выходе на международный рынок и о "глобальных цепочках создания собственности"
Центральная догма международной торговли гласит, что протекционизм не даёт практически ничего, кроме того, что позволяет неконкурентным на международном рынке фирмам существовать у себя дома за счёт внутренней поддержки.
Наши японские друзья продемонстрировали совсем другое.
Имея гарантированный большой внутренний рынок, отечественные производители наоборот могут снизить стоимость за счёт экономии масштаба, довести продукт до совершенства, и таким образом создать продукт, конкурентоспособный уже на мировом рынке.
B продолжение того же тематического исследования, стр. 334 из той же книги:
Observers also alleged that the protected Japanese market indirectly promoted Japan’s ability to export semiconductors. The argument went like this: Semiconductor production is characterized by a steep learning curve (recall the discussion of dynamic scale economies in Chapter 7). Guaranteed a large domestic market, Japanese semiconductor producers were certain they would be able to work their way down the learning curve, which meant they were willing to invest in new plants that could also produce for export.
И в переводе
Наблюдатели также утверждали, что защищенный японский рынок косвенно способствовал способности Японии экспортировать полупроводники. Аргумент звучал так: производство полупроводников характеризуется крутой кривой обучения (вспомните обсуждение динамической экономии за счет масштаба в главе 7). Имея гарантированный большой внутренний рынок, японские производители полупроводников были уверены, что смогут проложить свой путь вниз по кривой обучения, а это означало, что они были готовы инвестировать в новые заводы, которые также могли производить продукцию на экспорт.
Kроме того - очень большую роль играет психологический эффект. Когда потенциальные покупатели за рубежом видят, что на родине какой-то товар покупают, они думают "ну значит товар того заслужил".
И обратный пример.
Аэрофлот не хочет покупать российские самолёты не потому, что они хуже иностранных аналогов, а потому, что менеджеры этой авиакомпании считают себя "аристократами" и поэтому должны летать/ездить/одеваться только в МАДЭ ИН.
Но потенциальные иностранные покупатели видят только то, что Аэрофлот лежит ниц под забором офиса Боинга в Москве и жалуется на то, что их "заставляют" покупать российские самолёты. После этого никакими характеристиками или гарантиями никакого иностранного клиента купить Суперджет (или Масяню) не убедить.
__________________________________________________________
Предыдущая статья - размер рынка России и ЕАЭС совсем не маленький, как научили иностранные консультанты наших экспертов ВШЭ: