Найти тему
GowiththeWind

Новый альбом Налича: Менестрели вернулись!

Поклонники дождались: Петр Налич наконец доделал и выпустил вторую часть своего двойного альбома под названием "Вивамус". Релиз первой части, "Песен пиратов", состоялся в ноябре прошлого года. Собственно, это все-таки два совершенно разных, даже контрастных друг другу альбома, поэтому о них смело можно говорить о каждом отдельно, не привязывая один к другому. "Вивамус" точно заслуживает большого отдельного разговора, внимательного разбора и тщательного переслушивания. Для меня лично к тому же вызывающего истинное наслаждение. Отправимся же в сказку, которую создал нам Петр, в удивительный мир, где живут принцессы, прекрасные дамы и не менее прекрасные отважные рыцари, играют менестрели, а время и пространство измеряются в тысячах страстных поцелуев.

Напомню, этот альбом "вырос" из концертной программы 2015 года, которая по сути открыла для слушателей-поклонников пост-МКПНский период творчества Петра Налича. Сам Петр в этот же период, полагаю, работал и над музыкой к спектаклю "Северная Одиссея", но для нас она до поры до времени оставалась секретом. А вот программа для симфонического оркестра, впервые презентованная 27 февраля 2015 года на концерте в "Известия"-Hall, сразила просто наповал, буквально снесла, как волной цунами, силой созданного впечатления. Это действительно было что-то совершенно новое, очень цельное и невероятно красивое и романтичное. Для меня премьера программы стала оправданием всех ужасных для любого поклонника переживаний, связанных с "бессрочным творческим отпуском" Музыкального коллектива Петра Налича, с полугодовым перерывом в концертах, с долгими месяцами абсолютного молчания по поводу творческих планов, проведенными в отчаянии гнетущей неизвестности. Все переживания забылись мгновенно - остался восторг от этой сказки. Первый концерт, кстати, так и назывался: "Песни сказочных героев". Уже много позже появилось название "Песни менестрелей" - поскольку отсылки к полулегендарным временам существования этих самых менестрелей в ней явно превалировали.

Эта программа сильно отличалась от привычного репертуара Музыкального коллектива Петра Налича (МКПН), где было много веселых заводных песен, танцевальных быстрых ритмов и драйва, характерного для клубной атмосферы. Премьера "Песен менестрелей" состоялась на той же площадке, где несколько лет проходили крупные концерты МКПН, и сразу стала слышна разница в музыкальной ткани: она была изящна и порой прозрачна, как кружево, так что даже приглушенные неизбежные типично клубные барные шумы, которые прекрасно глушил саунд МКПН, вдруг вылезли на поверхность. Настрой этой музыки был лиричным и непривычно серьезным, даже торжественным. Лирический герой в этих песнях не стеснялся пафоса высоких чувств, не пытался комиковать и прятаться за усмешку - но, что удивительно, получалось это как-то естественно, искренне и логично. Кстати, русских текстов там было немного, а помимо английского были итальянский, испанский, латынь, опять же, небезызвестный бабурси... В общем, текстовая часть в гораздо большей степени, чем в песнях МКПН, превратилась из "информационной" в настроенческую.

Эту программу с Петром исполнял Молодежный симфонический #оркестр во главе с Федором Сухарниковым и хор под руководством Алии Мухаметгалеевой - коллективы молодых воспитанников Гнесинки, со многими Петр познакомился во время учебы. Концертов этой программы было не так уж много, и последний, если мне не изменяет память, прошел 9 мая 2016 года. После чего в тот же день #Петр Налич выступил уже с другим оркестром - собранным под песни Утесова, но руководимым всё тем же Федором Сухарниковым. Джазово-симфоническая программа "наступала на пятки" "Песням менестрелей", и они как-то быстро сошли со сцены, оставив о себе лишь волшебные вспоминания. Отдельные песни Петр потом иногда вставлял в большие концерты, но таких песен была буквально пара-тройка штук. Время шло, новые песни, альбомы, события всё дальше отодвигали "менестрельский" период - словно сам автор позабыл о нем напрочь, как если бы его заколдовала злая фея. Иногда казалось, что альбома студийных записей этих песен мы так и не дождемся, - но в итоге всё свершилось.

-2

В силу нетипичной судьбы программы эти песни у поклонников закрепились в памяти именно в концертных версиях. Более того, некоторые концертные версии тоже были достаточно переменчивы. Поэтому студийные записи через шесть-семь лет после премьер тоже воспринимаются немного как эксперимент. И в итоге действительно оказываются открытиями - так как заметно отличаются от заезженных в плеере "до дыр" концертных версий и фактически являют результат уже новых поисков автора.

Открывает альбом фактически сюита на семь с половиной минут - Izza Love, отсылающая к нестареющей теме творчества Налича Is There Love in the World. Темы этой старой распевки, гранд-финала "Северной Одиссеи", композиции "Солона вода" перекликаются, пересекаются и оказываются сплетенными в совершенно новое полотно. Добавляются еще и эксперименты со сменой ритма - в какие-то моменты течение музыки сильно замедляется, потом возвращается к прежней скорости; этот прием повторится в других композициях альбома. Получается такая разнородная картина в пределах одной композиции, что невольно вспоминается не раз обсуждавшаяся идея мюзикла. Есть в этой сюите, кстати, и текст, причем и русский, и английский, в совершенно другом духе. Как раз прекрасная иллюстрация того, как музыка языка диктует его его уместность в композиции.

Далее идет песня "на каком-то прото-угрофинском языке" под названием Sampo - которая вроде бы сама нечаянно вывела автора на параллели с эпосом "Калевала". На самом деле это красивейшая сложнозакрученная мелодия, которая действительно как будто разворачивает неспешное повествование.

Третья песня - "Бури". Присутствовала на ее премьере - на благотворительном концерте в Перовском парке. Ну то есть вот так. Кто-то ждет больших торжественных пафосных презентаций в больших пафосных залах, чтобы показать премьеру. А Петр не ждет. Случился вдруг благотворительный концерт - вот вам и премьера, прямо под открытым небом. И это был тот случай, когда песня сразила меня буквально с первых нот и с первого раза. В моем ощущении, абсолютный хит.

Песня "За море" вначале долгое время в моем рейтинге уступала "Бурям"
- с ними вообще сложно спорить по напору и драйву. Но сама по себе, без рейтингов и сравнений "За море" изумительно хороша.

Если три предыдущие песни вполне совпадают с концертными версиями, то следующая - можно сказать, премьера. Cold Outside в 2015 году существовала в очень "симфоническом" практически чисто инструментальном варианте. Но оказалось, что к этой инструменталке существовал старинный "песенный" эскиз-запев - он был обнаружен в архиве, щедро подаренном Петром поклонникам в 2019 году, а потом по просьбе трудящихся был исполнен на "Галафесте". В общем, с одной стороны, существовали красивейшие инструментальные "вариации на тему", с другой - некий зачаток баллады на то ли английские, то ли шотландские темы, который всё никак не хотел оформляться в готовую песню. В итоге Петр сделал из этих двух ипостасей Cold Outside очень интересный гибрид, с замедлениями, ускорениями, распевками и текстовым запевом-припевом (текста немного, но уж сколько есть). Эта запись в альбоме у меня - явно одна из favorites.

Песня L'Istante del Onde в концертном исполнении впервые прозвучала аж в 2013 году, то есть раньше всех остальных менестрельских песен альбома (Silver Lightining все-таки из мкпнского репертуара). Исполнялась она, кстати, довольно много и даже с разными составами инструментов, от большого оркестра до прям совсем минимума, типа фортепиано + флейта или даже одна гитара. На концерте-записи 29 сентября 2021 года эта песня прозвучала в еще одной новой версии. Ну и на альбоме - еще плюс один вариант. По мне, каждый вариант хорош по-своему.

Под счастливым номером 7 идет песня, которая дала рабочее название альбому, но, строго говоря, хронологически принадлежит скорее уже к следующему этапу творчества. Ее премьера состоялась 3 ноября 2016 года в Театре эстрады на презентации альбома "Паровоз". Кстати, тогда же мы впервые услышали в концерте Петра перкуссии Льва Слепнера. "Кулэй" изредка, но звучал и в более поздние времена в концертах с бэндовым составом (человек на 12, для клубных концертов) и даже открывал концерты в Вегас Сити Холле и клубе "Горка" (Ярославль) в марте 2020 года. Совершенно волшебная композиция, по рассказам автора, должна погружать нас в атмосферу цыганского табора Мелькиадеса из "Ста дней одиночества" Маркеса. Меня она погружает в транс и желание переслушивать снова и снова - чтобы еще и еще раз проследить каждую из вплетенных в нее витиеватых мелодий. Вещь, построенная "наоборот" - вокал по сути является ритм-секцией:) Студийная запись дополнилась соло художественного свиста в исполнении Петра и звонкой гитарой Вани Жука.

Запись Silver lightning - не первая попытка Петра переложить эту довольно минималистичную по сути старую песню для чего-то более грандиозного - то был оркестр, теперь хор на бэках. Красиво. Но местами слегка смещает настрой восприятия.

(P.S. Переслушала полсуток спустя - уже не смещает...:))

"Вальс менестрелей" сказочно прекрасен, как всегда - слушать три раза на репите, по старой традиции:) Единственное, чуть почетче бы инструментально-хоровую "дорожку шагов" в конце, она очень хорошо ритм задает.

Замыкает список гимн всех влюбленных "Вивамус" на стихи римского поэта Гая Валерия Катулла. Как однажды кто-то выразился, можно смело эту композицию сделать гимном какой-нибудь небольшой страны. Тут уж действительно ни убавить, ни прибавить - просто подпевать. Идеальное завершение большого концерта:) А альбом не концерт, можно просто снова в начало и по второму кругу.

Слушать здесь.

#релиз

#альбом