Начало создания советского крупнотоннажного грузовика вездехода КРАЗ-255Б – банальная для времен СССР история: партия приказала создать высокопроходимую, многоцелевую машину для нужд армии, автопромышленный сектор приступил к выполнению приказа.
Автомобиль получился с отменными техническими характеристиками, быстро обрел культовый статус и за более, чем 30-и летнюю историю массового производства, не потерял актуальности.
Изначально создавать машину поручили ЯМЗ. Позже, в 60-годах, производство тягача перенесли из Ярославля в Украину, на знаменитый автозавод КРАЗ, расположенный в небольшом городке «Кременчуг», полтавской области.
Грузовик КРАЗ-255Б – создали на базе модели КРАЗ-214Б, который также вначале собирали на ЯМЗ, начиная с 1951 года, а в 1956 передали производственную эстафету кременчугскому предприятию.
Серийное производство КРАЗ-255Б стартовало в 1967 году. Машину оснастили более мощным по сравнению с предшественником мотором – ЯМЗ-238.
Этот V-образный, восьми цилиндровый, шестнадцатиклапанный агрегат, на дизельном топливе, обладал поистине колоссальной для своего времени мощностью - 240 лошадиных сил, при 2100 оборотах в минуту. Объем движка составил 14 866 сантиметров кубических, а степень сжатия 16,5 единиц.
Кабина тягача представляет собой деревянный каркас оббитый жестью. Впрочем, не стоит волноваться насчет прочности кабины, поскольку при сборке, заводчане использовали высококачественную жесть.
Базовая версия КРАЗ-255Б – огромный бортовой грузовик, длина которого составляет более 8,5 м. Ширина машины 2,7 м, высота 2790 мм, а дорожный просвет 366 мм.
Тягач оснащали пятиступенчатой механической трансмиссией с синхронизаторами передних передач (кроме первой) и сухим двухдисковым сцеплением, а также 2-х ступенчатой раздаточной коробкой.
Ходовая часть, состояла из трех пар колес с тремя ведущими мостами. Тормоза пневматические, барабанные. Передняя подвеска - полуэлиптические рессоры с двумя гидравлическими, телескопическими амортизаторами, двухстороннего действия.
Как и на большинство трехосных автомобилей на КРАЗ-255Б, ставили заднюю подвеску балансировочного типа, соединяющую между собой при помощи кронштейнов, близкорасположенные два задних моста, образую единую, качающуюся во время езды, тележку.
Главным достоинством тягача, безусловно, является превосходная проходимость.
КРАЗ-255Б способен преодолевать практически любые труднопроходимые участки, не только благодаря полному приводу, но и посредством особых широкопрофильных шин, напоминающих лапти.
Именно из-за сходства КРАзовской резины с древнерусской обувью, грузовик получил прозвище «Лаптежник». Чтобы резина работала еще эффективнее на сложных поверхностях, машину оснастили системой централизованной регулировки давления в шинах.
Теперь во время переезда с асфальта на снег, колеса можно спустить прямо из кабины, увеличив тем самым пятно контакта, значительно содействующее проходимости машины.
Кроме того при проколах, система поддерживает давления в пробитых шинах и машина может оставаться на уверенном ходу еще несколько десятков километров.
КРАЗ-255Б, на долгие годы стал верным другом для вооруженных сил СССР. Причем шасси этого тягача, армия использовала, для установки различных оружейных систем, включая реактивные ракетные установки залпового огня.
Также создавали модификации оснащенные другим мобильным оборудованием – автокраны, понтонные мосты, радиолокационные станции в составе войск ПВО. Также на базе тягача выходили модификации в виде автоцистерны, строительного крана, самосвала, а также лесовоза.
За свою историю КРАЗ-255Б «Лаптежник», зарекомендовал себя с исключительно положительной стороны и заслужено получил диплом 1-й степени на ВДНХ в Москве.
Без наград не остались и сотрудники кременчугского завода, многие из которых получили золотые, серебряные или бронзовые медали.
Советский тягач КРАЗ-255Б «Лаптежник», находился в серийном производстве с 1967 по 1993 год. За это время вышло 160 732 машины.
Закрытие производства до сих пор не поддается рациональному объяснению, поскольку тягач продолжал оставаться очень востребованным и заказы завод получал регулярно.
Несмотря на это в середине 90-х, этот замечательный долгоживущий автопроект навсегда закрыли.
Может тебе посчастливилось столкнуться с легендарной машиной из СССР? Поделись своим мнением в комментариях ниже.