Управлять государством, занимать ключевые посты, руководить бизнесом через 10-20-30 лет будут те, кто сейчас сидит за партами. Какими будут эти люди? Во многом это зависит от образовательных учреждений (учителей, педагогов дополнительного образования), но принимать активное участие в педагогическом процессе должны и родители, ведь полноценно и всесторонне развиваться возможно только с их помощью.
Зачастую, в среднестатистических семьях родители принимают активное участие в жизни своих детей до определённого возраста: оказывают помощь в учебной деятельности, помогают познавать окружающий мир. К сожалению, иногда это продолжается лишь в течение периода начальной школы, а иногда и не начинается вовсе. Тут важно понимать, что нужно не душить ребёнка своим постоянным присутствием во всех сферах его жизни. Необходимо поддерживать его на всех этапах, не сводить общение к минимуму, как часто бывает из-за нехватки времени. Важно давать ощущение «нужности» ребёнку, ощущение того, что его поддерживают.
Для всестороннего развития личности будет недостаточно педагогического коллектива – учителя не смогут за те короткие часы, проведённые с ребёнком, дать ему, помимо научных знаний, знания и навыки применимые в реальной жизни. Ещё важно учитывать и то, что обучаемый класс – большая группа, в которой уделить внимание каждому и индивидуально поработать получается очень мало и редко.
В педагогической деятельности невозможно выделить одного человека, оказавшего на ребёнка влияние. Это всегда коллектив – педагоги + семья + учреждения дополнительного образования + сверстники. Да, детские коллективы тоже оказывают непосредственное влияние на ребёнка.
А. С. Макаренко писал, что «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Великий педагог, несомненно, был прав: когда в воспитательном процессе нет единой системы, единых требований – этот процесс нельзя назвать таковым, потому что ребёнок не будет понимать, чего от него хотят и как ему поступить. Он будет подстраиваться, «выкручиваться», но это не приведёт ни к чему, кроме бесценного опыта взаимодействия с людьми и диссонанса: «тут меня ругают за это, а тут хвалят. Как я на самом деле должен делать?». Однако опыт, понимание, как и где себя можно так или иначе вести, тоже играют не малую роль в процессе взросления.
Что ещё важно упомянуть, говоря о коллективном характере педагогической деятельности – требования к подопечным не должны разниться. Об этом необходимо помнить, т.к. у детей зачастую может возникнуть диссонанс: родители поощряют то или иное поведение, педагог запрещает – кого слушать в этой ситуации? Более авторитетным будет тот, чья мысль более близка ребёнку, или же тот, кто уже обладает большим авторитетом. В приведённом выше случае, вероятнее всего, родители станут для ребёнка авторитетнее учителя, ведь запреты не нравятся никому. Что же произойдёт? Мнение учителя потеряет всякую ценность, и дальнейшая работа будет не такой успешной, какой могла бы быть. Тут нельзя не сказать о том, что иногда родители вместе с ребёнком попрекают учителей и тем самым подрывают их авторитет, вместо того, чтобы быть с учителем заодно. Разумеется, такие действия не правильны только тогда, когда учитель объективно прав. Когда ситуация обратная, родители, конечно, не должны винить ребёнка и подыгрывать учителю, но и обсуждать, «какой плохой учитель» при детях тоже не стоит. В этом случае следует решать вопрос как-то иначе.
Что ещё очень важно – собственный пример. Если преподаватель (тут не важно, родитель это или учитель) противоречит своим поведением своим же словам – к примеру, ратует за то, что фаст-фуд это вредно, но сам употребляет его на глазах учеников – мнение такого преподавателя, его убеждения, не будут значить для детей равным счётом ничего. С родителями та же ситуация. Это имеет прямое отношение к обсуждаемому нами вопросу, т.к. дети – как губка – впитывают всё то, что видят, и если авторитетный человек говорит одно, а делает другое, то существует два варианта развития событий: либо дети последуют дурному примеру («кумир» делает это, значит и я должен), либо преподаватель просто не будет иметь авторитета в конечном счёте.
Как осуществлять педагогическую деятельность совместно?
Для начала узнать требования педагогов в образовательном учреждении, и постараться в процессе обучения руководствоваться ими, не выдумывая своих методов работы с ребёнком. Все учителя имеют педагогическое образование, а многие и огромный опыт. Через них прошли множество судеб. К советам таких педагогов нужно прислушиваться: если они говорят, что ребёнку надо подтянуть какой-то предмет, или наоборот, не стоит делать акцент на каком-то событии, не стоит делать наоборот. Также как не нужно пытаться учить детей постоянно в назидательной форме, это надо стараться делать опосредованно. Учить можно везде, но не все родители имеют педагогическое образование, поэтому хороший вариант – найти своего учителя, которого вы уважаете и к чьему мнению будете прислушиваться. Устанавливать свои требования, которые идут вразрез с мнением учителя, не следует.
Только в сотрудничестве с педагогами образовательных учреждений родители смогут добиться формирования духовно-нравственной, психически и физически здоровой личности.