Кем же была для Владимира Ильича красавица революционерка Инесса Арманд? Товарищем по партии или всё же любимой женщиной? Когда же начались их романтические отношения?
Это 2 часть моего рассказа про товарища Инессу. Ранее я писала о её личности, взглядах и жизни до встречи с Ильичом. Если дорогому читателю хочется побольше узнать именно о ней, как о человеке, то обязательно прочитайте первую часть.
Мы оставили Арманд в состоянии отчаяния. Она только что похоронила любимого мужчину, умершего в клинике Швейцарии. Владимир был намного моложе Инессы, к тому же являлся братом её бывшего мужа, но они имели много общих интересов и стремлений, а так же общего ребенка. Всего у Инессы было 5 детей. Инесса, которой нельзя было возвращаться в Россию (она сбежала из ссылки), осталась в Европе.
Вскоре после этого Арманд приехала в Париж, где весной 1909 года в эмигрантском кафе впервые увидела выступающего с речью Ленина, с которым ранее лишь вела деловую переписку. Эта встреча была первой, но не роковой. Любви с первого взгляда не произошло.
В Брюсселе она поступила в Университет, где за год изучила курс по экономике. У Арманд даже были мысли освоить экономическую профессию, написать диссертацию, но революционные идеи снова охватили её. И вот, в 1910-11 годах она снова в Париже и даже преподает с Ильичом в партийной школе.
"Она была очень горячей большевичкой, и очень быстро около неё стала группироваться наша парижская публика" - писала Крупская.
Но опять-таки, романтических отношений у Арманд и Ленина не было. Историк Борис Соколов считает, что Ильич в то время был увлечен другой дамой - таинственной Лизой К.
Тогда Арманд была уже не юной девицей, а взрослой женщиной. Но выглядела намного моложе своих лет. Наверное, её горячее сердце и увлеченность идеей, работали лучше любых омолаживающих процедур. Большевик Г. Н. Котов запомнил Инессу такой:
«Как сейчас вижу ее, вышедшую от наших Ильичей. <...> Несмотря на свои достаточно солидные годы, она была с юношеской революционной душой. Казалось, жизни в этом человеке неисчерпаемый источник. Это был горящий костер революции, и красные перья в ее шляпе являлись как бы языками этого пламени».
В те годы Инесса жила в Париже с 3 детьми по соседству с домом Ленина и Крупской. Часто захаживала к ним в гости. И Крупская и её мать с удовольствием болтали с Арманд не только о "работе".
Инесса прекрасно играла на пианино. В кругу партийцев часто устраивались домашние посиделки под музыкальный аккомпанемент. Наверно, тогда Ленин, проникшись романтическими мелодиями, впервые поддался зарождающемуся чувству к соратнице по партийному делу.
Новый виток отношений случился, когда Ленин и Крупская переехали в Польшу, поближе к России. Туда, не с ними, но к ним, приехала и Арманд. Кружок партийцев был ещё теснее, чем во Франции. Крупская опять очень тепло отзывалась об Инессе:
Она много рассказывала мне в этот приезд о своей жизни, о своих детях, показывала их письма, и каким-то теплом веяло от ее рассказов. Мы с Ильичом и Инессой много ходили гулять. Зиновьев и Каменев прозвали нас «партией прогулистов».
Но лидер революции и пламенная Инесса сближались всё больше. Сложно сказать, понимала ли Крупская, что происходит или же видела эту взаимную симпатию двух товарищей и страдала. Инесса писала Ленину об их расставании. Похоже, что Ильич счел нужным разорвать отношения, пока они не зашли слишком далеко.
«Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно! <...> Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью – и это никому бы не могло причинить боль. <...> Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя».
На этом я снова прервусь. Но окончание статьи не означает, что закончились отношения Арманд и Ленина. Если вам интересно узнать, что было дальше - подписывайтесь на канал!
>>>>>>>Подписывайтесь на канал <<<<<<<