Найти тему

Усадьба Валуево

Оглавление
Немногие знают, что для того чтобы ощутить атмосферу настоящего дворянского гнезда, не придется ехать очень далеко. На территории Новой Москвы (ранее Ленинский район Подмосковья) на берегу тихой речки Ликовы , всего в 10 км от МКАД и 28 км от центра Москвы в поселении Филимонковское расположилась старинная усадьба Валуево - одна из красивейших в Подмосковье.
Главный дом усадьбы Валуево. Фото автора.
Главный дом усадьбы Валуево. Фото автора.

Валуево принадлежит к числу тех немногих дворянских усадеб, которые почти полностью сохранились до нашего времени, но при этом не является такой известной и «раскрученной», как например, Архангельское или Горки Ленинские. Однако это действительно исторические места.

Валуево – пристанище ярчайших людей эпохи, исторических личностей, сосредоточие архитектурной мысли.

Архитектурный облик усадебного ансамбля формировался на рубеже 18-19 веков, но этимологически название Валуево известно со второй половины 14 века, когда этой землей владел старинный дворянский род Валуевых.

Самым известным из них, пожалуй, был Тимофей Васильевич Окатьевич - воевода великого московского князя Дмитрия Донского. Он погиб в 1380 году на Куликовом поле. Его деда звали Окатием Валуём (валуй - гриб, лентяй, бездельник), а от прозвища Валуй род получил фамилию, а эти земли и впоследствии усадьба на ней также получили название Валуево.

Род Валуевых неоднократно входил в историю. Так, потомок Тимофея - воевода Леонтий отбивает немецкий полк в Ливонской войне 1578 года. Дьяк Григорий - сын Леонтия, участвовал в войне с поляками, а в 1606 году был одним из тех, кто покончил с Лжедмитрием I. В 1623 году Григорий Леонтьевич Валуев отдает вотчину в приданое дочери Марфе Валуевой, которая выходит замуж за князя Мещерского Михаила Ивановича, и затем уже Мещерские становятся хозяевами этих мест. Мещерские владеют землей на протяжении 60 лет, пока в начале 18 века, а именно в 1719 году усадьбу не покупает граф Толстой Петр Андреевич.

Петр Толстой – легендарная фигура своей эпохи, прапрапрадед Льва Николаевича Толстого, он был влиятельнейшим человеком при царском дворе, сначала при Петре I, а затем и при Екатерине I. Он занимал важный пост начальника тайной канцелярии. Выполнял важную миссию по возвращении на родину из Неаполя сына Петра - царевича Алексея, который затем был казнен. Когда на престол взошел сын Алексея - Петр II, граф Толстой, конечно, был отмщен и лишен титула, сослан новым царем на Соловки, где и скончался в 1729 году в возрасте 84 лет.

Усадьба Валуево при Петре Андреевиче обрела регулярный парк, который сохранился до нашего времени, и те липы, размер которых достигает сейчас 30 метров в высоту, и лиственницы высотой 38 метров еще помнят прежнего владельца.

В парке усадьбы Валуево. Фото автора.
В парке усадьбы Валуево. Фото автора.

После Толстых Валуево владел генерал-аншеф Дмитрий Андреевич Шепелев и его супруга Дарья Ивановна (урожденная Глюк), которые приобрели имение в 1742 году. Дмитрий Андреевич вошел в историю как строитель легендарного Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. При Шепелевых в Валуево была построена новая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы рядом со старой деревянной, а также деревянный одноэтажный главный дом усадьбы. По названию церкви село получает двойное название Покровское-Валуево. Церковь и дом с парком были связаны общей планировочной осью, эта структура была сохранена и положена в дальнейшее развитие усадьбы. В 1768 году по завещанию Дарьи Ивановны Шепелевой Валуево переходит к ее племяннице Кошелевой Марии Родионовне. Мария Родионовна известна как отставная фрейлина императрицы, получившая от Елизаветы отставку за интрижку с мужем ее двоюродной сестры. Детей у Марии не было, и по наследству имение перешло затем к ее племяннице Екатерине Алексеевне Волконской. И вот уже при Екатерине Алексеевне, вышедшей замуж за графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, Валуево обретает свой расцвет.

Именно во время владения Мусиными-Пушкиными усадьба Валуево получает тот архитектурный облик, который мы видим и сейчас. Усадебный ансамбль был построен на рубеже 18-19 веков неизвестным нам, но, безусловно, очень талантливым архитектором в стиле классицизм, он выполнен согласно единому замыслу.
Главный дом усадьбы, вход со стороны парка. Фото автора.
Главный дом усадьбы, вход со стороны парка. Фото автора.

Что же представляет собой усадебный ансамбль Валуево?

В него входят господский дом 1810-1811 гг. постройки. Двухэтажный деревянный дом с бельведером, его фасад украшен шестиколонными портиками ионического ордера с фронтонами; слева и справа от господского дома сооружены два двухэтажных кирпичных флигеля, объединенных с домом сквозными галереями-коллонадами – они использовались как кухня и крепостной театр соответственно.

Это придает усадьбе законченный и гармоничный вид.

Главный вход в усадьбу, шестиколонный портик ионического ордера с фронтом, львы у входа. Фото автора.
Главный вход в усадьбу, шестиколонный портик ионического ордера с фронтом, львы у входа. Фото автора.

Прекрасно сохранились и служебные здания и пристройки ансамбля - это контора и дом управляющего (оба здания построены в начале 19 века), конный и скотный дворы в виде замкнутого каре (построены на рубеже 18-19 веков.

Дом управляющего. Фото автора.
Дом управляющего. Фото автора.
Прекрасный охотничий домик, напоминающий павильон Концертный зал в Царском Селе (построенный в 1786 г. по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги), и таинственный грот рядом с ним, представляющий собой искусственную пещеру в насыпном холме, выложенную ракушечником, с имеющимися боковыми лестницами и тремя арочными входами (по слухам, Н.В. Карамзин дописывал там, в уединении свою «Историю государства российского»).

Охотничий домик и грот. Фото автора.
Охотничий домик и грот. Фото автора.

Каскад прудов появился позже, в 30-ые г.19 века, уже при Владимире Мусине-Пушкине. Он состоит их трех прудов. Верхний носит название Красный, средний - Золотой и нижний - Темный. Свое название они получили из-за разности цвета воды при закате. Пруды сохранились по сей день, и в них красиво отражаются разноцветные кроны осенних деревьев.

Каскад прудов. На фото-автор:)
Каскад прудов. На фото-автор:)

На берегу у верхнего пруда есть еще один грот из валунов. Второй грот, описанный выше, облицован ракушечником. Гроты мало где сохранились, в Москве их можно найти на территории усадьбы Кузьминки.

Второй грот из валунов. Фото автора.
Второй грот из валунов. Фото автора.

Расскажем о том, благодаря кому мы можем по сей день наслаждаться такой красотой.

Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817) - легендарнейшая личность своего времени. Это, пожалуй, самый известный владелец усадьбы, при нем Валуево приобрело вид настоящей загородной резиденции знатного вельможи.

Тут он принимал прославленных гостей, среди которых его друг историк Н.М. Карамзин, поэты А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, соседи – князья Вяземские, Гагарины и Четвертинские.

Граф Мусин-Пушкин, член Российской академии наук, Президент Академии художеств, обер-прокурор Священного Синода, известен как историк, археограф, библиофил, собиратель и коллекционер древних книг и рукописей, в его коллекции их было 1725. Его библиотека имела выдающийся статус. Знаток истории, он изучал старину, архивы. Он известен как первооткрыватель для массовой аудитории уникального памятника древнерусской литературы 12 века - "Слово о полку Игореве".

Расскажем об этом уникальном историческом событии.

В 1788 году Алексей Иванович приобрел архив Спасо-Ярославского монастыря после его упразднения, где среди прочих документов и рукописей им была найдена литературная жемчужина 12 века – «Повесть о полку Игореве». Алексей Иванович проделал большой труд по расшифровке текста, сделал его доступным широкому читателю и опубликовал в 1800 году под названием «Героическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославовича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие» тиражом 1200 экземпляров со своими комментариями. В его коллекции были также такие исторические документы, как Древний список Лаврентьевской летописи, Завещание Владимира Мономаха, Владимирский летописец. Все эти уникальные документы хранились в московском доме Мусиных-Пушкиных на Разгуляе, но, к величайшему сожалению, архив сгорел в огне пожаров Отечественной войны 1812 года, что стало для графа большим ударом и личной трагедией.

В 1813 году в семье Мусиных-Пушкиных случилось несчастье: уже в самом конце войны в марте в городе Люнебурге в возрасте 24 лет погиб сын Александр, на которого Алексей Иванович возлагал большие надежды, видел в нем своего преемника на ниве отечественной культуры и литературы.

Последние годы жизни граф Мусин-Пушкин провел в Валуево, продолжая собирать коллекцию древних книг и рукописей, он умер в 1817 году в возрасте 73 лет.

Следующим владельцем усадьбы стал сын Алексея Ивановича Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин. Известен как член Северного декабристского общества, за членство в котором он изгоняется из лейб-гвардии и поселяется в Валуево под домашний арест. Именно его гостями становятся в Валуево Александр Пушкин и Евгений Баратынский. Красотой и добрым нравом прославилась его супруга Эмилия Карловна, урожденная Шернвалль фон Валлон, дочь Выборгского губернатора, шведа по национальности, состоящего в России на государственной службе. Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил Эмилии мадригал. Но судьба этой красивой женщины оборвалась трагично и рано, в год эпидемии тифа она помогала лечить тифозных больных, сама заразилась и умерла в возрасте 36 лет. Владимир же был страстным игроком, и в конце концов имение Валуево отошло в 1856 году за долги к его соседу - князю Владимиру Борисовичу Святополк-Четвертинскому, владельцу соседней усадьбы в Филимонках.

После 1861 года в результате реформы и отмены крепостного права Валуево повторило судьбу многих дворянских имений, сменивших хозяев подобно героям Чеховского «Вишневого сада»: старые дворянские гнезда перешли в денежные купеческие руки.

В 1863 году у Четвертинских Валуево приобрел купец первой гильдии Дмитрий Семенович Лепешкин. При нем усадьбы слегка видоизменила свой облик. Лепешкин реставрирует усадьбу. На лестнице у главного входа господского дома появляются стерегущие каменные львы. Заново устроил он и въездные ворота, увенчав их пилоны глядящими друг на друга фигурами оленей – визитной карточкой Валуево.
Визитная карточка Валуево-въездные ворота с пилонами , увенчанными скульптурами оленей. Фото автора.
Визитная карточка Валуево-въездные ворота с пилонами , увенчанными скульптурами оленей. Фото автора.

При Лепешкине в 1880-ых гг. были построены водонапорная башня, баня, оранжерея, много времени и сил также они отводили на хорошее техническое оснащение хозяйства, использование передовой сельхозтехники.

Лепешкины - потомственные купцы, попечители, благотворители, меценаты. Простые торговцы родом из Тульской губернии, к XX веку они – короли московского текстиля, их ситец идет в Европу, и в Азию. До революции 1917 года они активно занимаются попечительской деятельностью, много средств тратят на благотворительность, оказывают поддержку женскому Троице-Одигитриевскому монастырю в Зосимовой пустыни. После революции их имущество было национализировано. Купеческая дочь Александра Васильевна Лепешкина становится последней до закрытия в 1928 году монастыря Зосимова Пустынь настоятельницей-игуменьей Афанасией, причисленной к лику новомучеников в 2000 году, о чем была моя статья "История монастыря Зосимова пустынь, часть 2".

Интересен факт, что с 1885 года Лепешкины на территории Валуево открыли что-то наподобие современного санатория, который работал в теплое время года с мая по октябрь, принимал жителей близлежащих сел и деревень и был хорошо оснащен. Можно сказать, что Лепешкин предвидел будущее своего имения, ведь с 1960-х гг. тут действительно находится очень крупный современный санаторий «Клинический санаторий Главмосстроя “Валуево”», который даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса в номинации «Самая большая в мире концентрация соленых шахт на одной территории» (2006 год).

В 2003 году было перестроено здание бывшей оранжереи, теперь в ней работает Покровская церковь, на месте старой церкви Покрова Пресвятой Богородицы, разобранной из-за ветхости в 1930-ые гг., сейчас находится Поклонный крест, идет сбор средств на восстановление храма на его старом месте.

Покровская церковь на месте бывшей оранжереи. Фото автора.
Покровская церковь на месте бывшей оранжереи. Фото автора.

Усадьба – очень красива, атмосферна и не раз запечатлевалась в советском кинематографе. В 1960–ые гг. прошлого века здесь отдельные сцены «Гусарской баллады» снимал Эльдар Рязанов, а Сергей Бондарчук - «Войну и мир», снимались отдельные эпизоды фильмов «Дубровский», «Михайло Ломоносов», «Метель», «Тимур и его команда» и некоторых других.

Но самую большую известность получил снятый здесь в 1978 году по мотивам повести Чехова «Драма на охоте» фильм режиссера Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Архитектура усадьбы, здешняя дивная природа - всё это как нельзя лучше передали и романтику, и драматизм, и атмосферу настоящей дворянской жизни той эпохи. Знаменательно, что композитор Евгений Дога написал вальс к этому фильму за одну ночь именно в Валуево, вдохновленный поэтикой усадебной природы. В этой гениальной музыке слышатся и пение птиц, и журчание воды местных каскадных прудов, и таинственность его гротов, и шум вековых деревьев из валуевского парка - и во всей этой гармонии мы различаем голоса владельцев усадьбы, хранящихся в веках.

Автор в парке усадьбы Валуево.
Автор в парке усадьбы Валуево.

Окунуться в мир дворянской усадьбы, насладиться красотой золотой осени и приобщиться к многовековой истории и сокровищам культуры может любой желающий. Вход на территорию доступен не только гостям санатория.

Лучше приезжать в будний день, будет ощущение, что все только для тебя:) и не будет проблем с парковкой. Стоимость прогулочного билета в парк - 150 руб.

Прогулка по территории усадьбы Валуево – это не просто увлекательный досуг – это полноценный опыт приобщения к истории давно минувших времен….

Спасибо, что читаете.

Отдельное спасибо тем , кто дочитал до конца :)!

Подписывайтесь на мой канал, поддержите автора-ставьте like, если понравилась статья.