В своей первой из серии работ про Музыку, собранны и классифицированы выводы исследований на такие темы как:
— Нейропластичность
— Воздействие музыки и музыкальной практики на строение мозга и наоборот
— Музыкальная терапия при расстройствах психического характера
— Музыкальная терапия. Воздействие на боль и тревогу
— Музыкальная терапия при заболеваниях, травмах и отклонениях
— Музыкальная терапия при дегенеративных заболеваниях
Сегодня мы рассмотрим важную тему для фундаментального-базового понимания музыки, как инструмента терапевтического. Разберём некоторые её полезные качества, которыми каждый из нас способен пользоваться. В идеале хотелось бы привлечь внимание к этой теме общественности и научной среды, а также профильных специалистов медицины и психологии, так как, к сожалению, в странах СНГ даже дискуссия не обозначена о том, как можно использовать музыку в виде относительно бесплатного, абсолютно безвредного и доступного «лекарства». Далее мы разберём, как этот инструмент может повлиять на жизнь каждого из нас и на социально-экономический уровень общества в целом.
Глава 1
Нейропластичность
Нейропластичность - это способность мозга меняться в ответ на воздействия окружающей среды или каких-либо других обстоятельств. Например, при любых травмах или заболеваниях мозга именно нейропластичность позволяет мозгу перестроиться и нормализовать работу, несмотря на повреждение. Бывает так, что другие отделы мозга берут на себя функции поврежденного либо же оставшаяся часть изменяется благодаря систематическим упражнениям.
К примеру, треть или большая часть коры человеческого головного мозга занята обработкой зрительных стимулов, но если вдруг визуальная активация прекращается, то в мозге начинает происходить кардинальная перестройка и реорганизация, приводящая к полной смене картирования функций.
Паскуаль-Леоне (профессор неврологии Гарвардской медицинской школы) и многие другие ученые убедительно доказали, что у слепых от рождения детей массивная часть зрительной коры не остаётся в бездействии, она начинает обрабатывать сенсорные входы других модальностей, особенно слуховой и тактильной, специализируясь теперь на этой информации. Поэтому мы довольно часто слышим об одаренных незрячих людях.
Музыка способна активировать в мозге систему поощрения. Следовательно, она имеет уникальную возможность изменять его. Среди всех видов человеческой деятельности найдется не так много тех, что меняют наш мозг в той же степени, что и занятия музыкой.
Ещё один наглядный пример: ученые обнаружили, что у водителей такси увеличена задняя часть гиппокампа – та, что отвечает за пространственное восприятие. И чем опытнее водитель, тем крупнее у него задние отделы гиппокампа. Позднейшие исследования раз за разом подтверждали: практика влечет за собой изменения человеческого мозга, которые можно измерить.
Самого высокого уровня нейропластичность достигает при выполнении сложных заданий и с моторной, и с сенсорной точки зрения и требующих высокой концентрации внимания. Всё это в полной мере присутствует при занятиях музыкой.
Глава 2
Воздействие музыки и музыкальной практики на строение мозга и наоборот
Мозолистое тело (corpus callosum) – это мощное сплетение более чем 200 миллионов нервных волокон, связывающее правое и левое полушария мозга. Мозолистое тело есть только у высших млекопитающих, его задача – обеспечивать связь между полушариями. Структурно и функционально мозолистое тело человека по большей части созревает в первые годы жизни, но в какой-то степени этот процесс идет до поздних этапов подросткового возраста. У людей, которые одинаково хорошо владеют и левой, и правой рукой, передняя часть мозолистого тела толще по сравнению с остальными. Также есть основания утверждать, что у людей, более креативных по сравнению с остальными, нервных волокон в мозолистом теле больше и работают они более эффективно.
В 1995 году была опубликована статья, в которой писали, что мозолистое тело у профессиональных музыкантов увеличено, а слуховая зона височной области коры больших полушарий у музыкантов с абсолютным слухом ассиметрично расширена. Кроме того, авторам удалось показать, что в двигательных, слуховых и зрительно-пространственных областях коры, а также в мозжечке имеет место увеличение объёма серого вещества. Сегодня анатомам трудно идентифицировать мозг живописца, писателя или математика, но мозг музыканта они теперь могут опознать, не колеблясь не минуты.
Авторы вышеупомянутой статьи задались вопросом, насколько отличия являются врожденной предрасположенностью, а насколько следствием раннего обучения музыкой. Никто, естественно, не знает, чем отличается мозг четырёхлетнего ребенка до того, как он начал заниматься музыкой, но влияние обучения, несомненно, чрезвычайно велико. Степень наблюдаемых анатомических изменений строго коррелируется с началом музыкального образования и с интенсивностью практики и репетиций. У музыкантов, которые начали обучение до семи лет, передние отделы мозолистого тела крупнее, чем у тех, кто начал заниматься позже. Результаты не менялись и при контроле общего количества занятий. Другими словами, у музыканта, который, например, начал заниматься в шесть лет и потратил на занятия в сумме 12 000 часов, передние отделы мозолистого тела будут крупнее, чем у того, кто занимался ровно столько же, но начал в 10 лет.
Профессор Альваро Паскуаль-Леоне показал, как быстро реагирует головной мозг на занятия музыкой. Использовав в качестве тестов фортепианное упражнение для пяти пальцев, он доказал, что изменения в двигательной коре наступали в течении нескольких минут после начала упражнения. Причем эти изменения развивались не только во время реальных упражнений, но и вовремя мысленных репетиций. Конечно, природа одаривает человека музыкальным талантом в разной степени, но есть все основания предполагать, что врожденная музыкальность присуща каждому человеку.
Звук также проходит через миндалевидное тело. Эти отделы мозга, по форме напоминающие миндальные орехи и расположенные в глубине обоих полушарий, помимо прочего, отвечают за хранение эмоционально значимых для нас воспоминаний. Миндалевидное тело играет важную роль в эмоциональном обучении, поэтому его еще называют «центром страха». Прямая связь между слуховыми сигналами и миндалевидным телом объясняет, почему звук и музыка имеют уникальную способность воздействовать на наши чувства.
Слуховой путь также связан с мозговым образованием, которое называется ретикулярной формацией. Это часть ретикулярной активирующей системы, или сокращенно РАС. Она выполняет несколько важных функций и, кроме всего прочего, отвечает за возбудимость и внимание. Следовательно, стимуляция этой системы повышает уровень возбудимости и внимания – и эта связь объясняет общий стимулирующий, живительный эффект, оказываемый музыкой. Ретикулярная формация также образует связи с важными системами, расположенными в спинном мозге и в стволе мозга, генерирующими ритмическую активность. Это системы, отвечающие за автоматические ритмы, например, руководящие постоянными сокращениями наших дыхательных мышц, или генераторы ритма, управляющие ритмом ходьбы.
Неслучайно всеобщие ритуальные действия – от футбольных матчей до свадеб и похорон – начинаются с музыки. Способность музыки быстро и без единого слова содействовать нашему эмоциональному сближению совершенно уникальна.
Внешнее воздействие на мозг, например, при авариях и травмах, может запустить обратную реакцию, когда мгновенно изменится ваше восприятие или отношение к музыке!
К примеру, удар молнии может быть причиной эпилептической активности в височной доле.В литературе есть множество описаний, как после начала припадков в височной эпилепсии, у больных развиваются музыкальные или художественные наклонности. Мало того, у таких людей могут возникать сильные религиозные или мистические чувства. Например, композитор Шостакович после попадания осколка в височный отдел мозга отказался с этим что-то делать, так как начал слышать бесконечный поток неизвестной музыки, стоило ему только наклониться или опустить голову вниз. А при повороте головы в этом наклоне, осколок немного менял положение и композиции тоже менялись. Таким образом музыкант мог использовать подобные «бонусы» для своих произведений.
Положительный эффект в таком расстройстве видел и Достоевский, который говорил, что никакие блага жизни не променял бы на состояние, которое он чувствовал перед припадком эпилепсии.
Глава 3
Музыкальная терапия при расстройствах психического характера
Психические расстройства – депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, фобии и другие отрицательно влияют на чувства, эмоции и мысли. Плохое настроение и чувство грусти настолько выражены и продолжительны, что затрагивают важные функции, такие как сон, аппетит, социальное взаимодействие, способность работать и проявлять инициативу. Они напрямую касаются и самого пациента, и его близких, и общество. Соответственно, это сказывается на экономике государства и на уровне жизни общества.
Как мы разобрали выше, музыка может иметь колоссальное, практически незамедлительное и безопасное влияние как раз на эмоции и чувства, эффективно влияя, в том числе на выработку гормонов счастья – дофамина и серотонина!
И в стабильном состоянии этим инструментом можно легко воспользоваться себе во благо. Но расстройства типа депрессии – это не состояние нормы. Это болезнь, во время которой мозг получает и интерпретирует ощущения не так, как обычно. Поэтому и подход здесь необходим специальный. В данном случае редко захочется слушать даже ту музыку, которая когда-либо нравилась. На помощь могут прийти композиции, специально написанные для подобного состояния человека, подобранные с правильной пропорцией разных параметров, так как музыкальный опыт у всех людей разный, да и само состояние неоднородно и имеет свою глубину.
Музыкальный терапевт или, при его отсутствии, психолог могут предложить на выбор такие «лекарства» и объяснить, как ими пользоваться. (Об этом поговорим чуть позже).
По результатам проведенных исследований, музыкальная терапия, добавленная к стандартному лечению, сочетавшему сеансы психотерапии и антидепрессанты, оказывала кратковременный положительный эффект на симптомы депрессии, степень тревожности и общее качество жизни пациентов. Однако, ни одно из проведенных исследований не выявило, насколько продолжителен этот эффект и какие техники музыкальной терапии наиболее результативны. Для этого необходимо глубже исследовать данную тему, привлекать композиторов к научным экспериментам и внедрять этот инструмент в терапевтическую практику, чтобы было больше данных, на основании которых можно корректировать работу саунд-продюсеров, условия прослушивания «лекарств», их частоту и точные характеристики.
Любопытное исследование было проведено в Финляндии в 2011 году. Семьдесят девять взрослых людей с диагнозом «депрессия» случайным образом разделилина две группы. Первая группа получала только стандартное лечение (сочетающее психотерапию и медикаменты), вторая – вдобавок к лечению – в течение трех месяцев дважды в неделю посещала индивидуальные сеансы музыкальной терапии. У «музыкальной» группы через три месяца после завершения эксперимента эффект от лечения оказался значительно лучше, если оценивать симптомы депрессии, тревожность и общее качество жизни.
Воздействуя на обширный спектр эмоций – от страха до радости и печали – эффект от музыки сопровождается такими физиологическими реакциями, как изменение частоты пульса и электрической активности кожи или даже ознобом и мурашками. При этом самочувствие человека зависитот самого музыкального произведения и условий его воспроизведения. Ведь те отделы мозга, которые отвечают за дискомфорт и страх (миндалевидное тело и некоторые отделы островковой доли), активизируются во время прослушивания музыки, которая человеку неприятна.Поэтому важна роль этапа селекции, которая ложится на плечи музыкального терапевта или психолога. Но для того, чтобы музыкальный выбор был достаточным, как было сказано ранее, в процесс необходимо включиться профильным композиторам и саунд-продюсерам.
Гнев – токсичная эмоция, она вызывает повреждение сердца. Единственная знакомая нам эмоция, которая связана с кардиоваскулярным риском. Это как будто вы за рулём и нажимаете на газ и на тормоз одновременно, потому что гнев «приказывает» нам атаковать и убегать одновременно. Жизнь в таком режиме может преждевременно привести к плохим последствиям.
Моя гипотеза музыкальной терапии во время чувства гнева основана на удержании стабильного ритма сердца и такта тела в целом, за счет их синхронизации с темпом композиции, в котором важным фактором будет подбор подходящей ритмической составляющей. Стабильный темп песни в связке с предсказуемыми решениями внутри неё, не дадут активизироваться потенциалу хаоса от чувства гнева и могут перевести импульсивную проблему в область правого полушария, где появится возможность посмотреть на ситуацию со стороны. Это позволяет нам обрести новую ориентацию относительно проблемы, взглянуть на неё с неизведанной ранее точки зрения и отделиться от нее, не будучи тотально одержимым ею.
Есть такое выражение: «Знаниеосновных принципов освобождает от знания фактических подробностей». Музыка позволяет отойти от фактических подробностей вашей жизни и взглянуть, почувствовать основные жизненные принципы,ощутив взгляд со стороны, потому что практически невозможно менять проблемные принципы, концепции и подходы, находясь внутри этой системы.
Музыка продолжает играть важнейшую роль в осознании себя частью целого, другими словами, объединяет. Это её базовая функция и она заложена глубоко в наших генах, биологии и мозге. При всех ограничениях, которые были у наших предков, в истории можно найти много упоминаний о влиянии музыки. Например, музыка способна исцелить больной разум. Эта мысль была зафиксирована, как только появился письменный язык. Примерно за 2000 лет до нашей эры ассирийцы описали применение музыки для борьбы со злыми духами. Философ Платон считал, что музыка может исцелить присущую душе двойственность, а Аристотель утверждал, что мистическая музыка способна «исцелить и очистить душу». Религиозный, мистический аспект приписывался влиянию музыки на духовную жизнь человека вплоть до расцвета современной науки в XIX веке.
В предыдущих поколениях справиться с серьёзными психическими расстройствами было почти невозможно. В истории музыки самый известный случай – биполярное расстройство Роберта Шумана, хотя есть мнение, что причинами болезненного состояния музыканта были сифилис и отравление свинцом. Много лет композитор страдал от сильных перепадов настроения. В фазе мании/гипомании, когда у него повышался уровень креативности и снижалась потребность во сне, он активно писал музыку и проводил много времени за инструментом. Однако вскоре эта фаза сменялась фазой невероятной грусти, и у Шумана падал уровень концентрации, возникали проблемы со сном, появлялось чувство вины и стремление к саморазрушению. Всё закончилось попыткой самоубийства – в результате музыканта поместили в психиатрическую лечебницу, где он умер два года спустя. Ему было всего 46 лет.
Глава 4
Музыкальная терапия. Воздействие на боль и тревогу
В больницах музыку уже давно применяют для облегчения боли и снятия тревожности. Флоренс Найтингейл (сестра милосердия и общественный деятель Великобритании) использовала музыку как лекарство для страдающих от боли. В книге «Записки об уходе» (1860) она пишет о том, что наилучший эффект оказывают музыкальные инструменты с долгими тонами. Они звучат протяженно, поскольку музыкант равномерно прикладывает силу, например, ведет смычком по струне или играет на духовом инструменте. Эти инструменты, а также пение работают гораздо лучше фортепиано, поскольку его прерывистые тоны могут навредить больному.
Было обнаружено, что прослушивание музыки перед операцией положительно сказывается на уровне тревожности. Согласно данным обширного исследования, ее воздействие более эффективно, чем у мидазолама – препарата, оказывающего анестезирующее и седативное действие.
Музыка влияет на болевые ощущения благодаря множеству различных механизмов. Бывает, что она просто отвлекает пациента, переключая его внимание с болевого ощущения, а иногда воздействует более прямым образом – дарит конкурирующее с болью ощущение комфорта, будит приятные воспоминания или помогает расслабиться. Нет единого мнения касательно того, приглушает ли музыка боль, воздействуя на поясную кору мозга – часть лимбической системы, связывающую аффект, боль и когнитивные функции.
Различные исследования показали, что прослушивание приятной для испытуемых музыки стимулирует выработку дофамина в мозге (в том числе в прилежащем ядре), а дофамин сам по себе оказывает болеутоляющий эффект. В 2009 году группа ученых доказала: та музыка, которую мы считаем приятной (консонансная, то есть ее тоны имеют много общих обертонов), приглушает болевые ощущения, а неприятная (диссонансная, с малым количеством совпадающих обертонов) усиливает их. Но на болевые ощущения влияет не только тип музыки. Важно также то, знакома эта музыка пациенту или нет. Многие исследования (и написанная по их итогам большая обзорная статья в журнале Pain Physician, 2017) подтверждают, что музыка, которую выбрали сами пациенты, оказывает на них более благоприятное воздействие, чем та, которую выбрал для них кто-то другой. Таким образом, болеутоляющий эффект, который оказывает на нас музыка, – настолько же сложное и субъективное явление, зависящее от личных качеств, как и сама боль.
Учеными были проанализированы целых 73 выбранных случайным образом контролируемых исследования. Сравнивалось воздействие музыки (во всех формах) и стандартного лечения до, во время или после операций. Вывод оказался таков: наилучшим образом музыка уменьшает боль и тревожность в послеоперационный период. Что удивительно, даже если пациент находится под наркозом, эффект от музыки все равно есть (хотя он и ниже по сравнению с ситуацией, когда пациент бодрствует).
Музыка способна уменьшить боль не только в момент проведения операций, но и во время других медицинских процедур. Например, при проведении эндоскопии. Это крайне неприятное медицинское исследование, позволяющего заглянуть внутрь тела с помощью особого инструмента - эндоскопа, вводимого в полость через естественные пути. В 2014 году был проведен метаанализ 21 рандомизированного контролируемого исследования более 2000 пациентов, которым было необходимо пройти эндоскопию. Во время исследований музыка снизила болевые ощущения и давление (при дискомфорте оно часто повышается), тем самым улучшив общее самочувствие пациентов.
В 2018 году в British Journal of Surgery был опубликован еще более крупный метаанализ, рассматривавший выбранные случайным образом контролируемые исследования, в которых в сумме приняли участие более 7000 пациентов. Ученые уверенно заявляют: музыка оказывает на боль выраженное воздействие. Что интересно, связи между возрастом, полом пациента, типом музыки и степенью уменьшения боли не обнаружено. Также можно говорить о том, что музыка оказывает болеутоляющее действие, даже когда пациент находится под наркозом.
Логично предположить, что людям, страдающим от хронической боли, пойдет на пользу даже незначительный эффект. Музыка – недорогое средство (в отличие от других видов лечения боли), у которого нет побочных эффектов (чем сильно отличается от многих медицинских препаратов), оно всегда вызывает у пациента положительные эмоции (а их так часто не хватает), но не вызывает привыкания. Разумеется, последнее утверждение весьма спорное, но если музыка и вызывает зависимость, то скорее в положительном смысле (в отличие от вызывающих привыкание болеутоляющих средств, зависимость от которых исключительно негативная).
Кроме явного эффекта, который музыка оказывает на болевые синдромы, она также положительно воздействует на уровень тревожности (как мы рассмотрели в предыдущей главе), упадок сил и качество жизни пациентов в целом.
Отдельные исследования зафиксировали снижение употребления болеутоляющих средств, сокращение срока пребывания пациента в больнице и времени реабилитации при «лечении музыкой», однако эти результаты нельзя назвать точными. Что интересно, метаанализ не выявил различий между исследованиями, где использовались активные виды музыкальной терапии, и теми, во время которых испытуемые просто пассивно слушали музыку. Ученые обнаружили лишь одно исключение: активная музыкальная терапия, в отличие от пассивного прослушивания, слабо, но все же влияла на качество жизни в целом.
Тревога – причина роста использования успокоительных в больницах. Как показал ряд исследований, пассивное прослушивание музыки сокращает потребление пациентами успокоительных лекарств, поскольку снижает уровень тревоги. Такой же вывод был сделан в обзоре Cochrane (организация, предоставляющая обобщающие обзоры исследований из всех областей медицины) в 2013 году. Другие крупные обзоры Cochrane также зафиксировали, что прослушивание музыки уменьшает тревогу у пациентов с инфарктом, у раковых больных и у людей, находящихся на аппарате искусственной вентиляции легких (у большинства из них невозможность самостоятельно дышать вызывает сильный страх). Эффект подтвержден исследованиями и важен тем, что позволяет сократить потребление успокоительных препаратов с помощью музыки – простого, легкодоступного и почти бесплатного средства, к тому же не вызывающего побочных эффектов. А вот благодаря сокращению потребления медикаментов у пациентов действительно уменьшается количество побочных эффектов, риск развития привыкания и употребления слишком большой дозы, ускоряется процесс выздоровления. К сожалению, музыку на регулярной основе используют далеко не все больницы.
Глава 5
Музыкальная терапия при заболеваниях, травмах и отклонениях
У многих музыкальных савантов (людей с различными формами нарушений психического развития, часто аутистического спектра) обнаружены повреждения или дисфункция левого полушария, особенно в височной доле. Другие исследования указывают на нехватку и слабость связей между нейронами, находящимися на большом расстоянии друг от друга, но наличие более мощных связей в пределах изолированного отдела. Поэтому у таких людей проявляются выдающиеся способности в отдельных сферах, но в целом активность мозга снижается из-за слабой интеграции разных отделов.
Исследования показали, что для мозгаподумать о движении – то же самое, что совершить его, и активируются при этом одни и те же зоны мозга.
Все три процесса – слушать музыкальное произведение, думать о нем и исполнять его – во многом задействуют одни и те же отделы мозга. С точки зрения мозга все эти процессы – разные грани одной деятельности. За счет этого можно предположить, что при травмах особую роль может играть воображение, которое будет запускать поврежденные физиологические механизмы и налаживать связь между разными отделами мозга.
Музыку применяют в работе с пациентами с ДЦП уже много десятилетий. Прежде всего, пассивное прослушивание музыки направлено на увеличение у пациентов мотивации и концентрации, а также на формирование умения расслабиться. Но в последние годы, кроме всего прочего, уделяется много внимания попыткам повысить с помощью музыки и музыкальных занятий уровень нейропластичности (про нее мы уже говорили много раз). Среди прочего ритмо-звуковые стимулы применяются для совершенствования навыков ходьбы у больных ДЦП. Наиболее интересны техники, делающие упор на сенсомоторную интеграцию (соединение сенсорных стимулов с моторной активностью). Например, игра на фортепиано – именно такая активность. Ряд исследований доказал, что благодаря занятиям фортепиано у людей с ДЦП улучшается моторика пальцев, а их движения становятся более быстрыми и точными. Во время одного из исследований благоприятный эффект был достигнут в течение 6 недель – и всего за два занятия в неделю. Еще одно исследование выявило, что благодаря занятиям музыкой у пациентов с ДЦП укрепляются связи между моторными областями коры, отвечающими за движения кистей рук, и мозжечком.
Важно, что взрослым и детям с умственной отсталостью прослушивание музыки и занятия ею приносят ту же радость, что и всем остальным. Возможно, это лучший аргумент в пользу того, чтобы делать музыку полноценной и естественной частью ежедневной заботы о людях с умственной отсталостью.
Самое крупное и подробное описание научных работ, касающихся применения музыкальной терапии при РАС (расстройствах аутистического спектра), было сделано в 2014 году организацией Cochrane. Вывод: музыкальная терапия оказывает положительный эффект и на социальное взаимодействие, и на вербальные и невербальные коммуникативные способности, и на социальную адаптацию людей с РАС.
Известно, что способность к нейропластическим изменениям усиливается именно после инсультов и черепно-мозговых травм. Некоторые отделы мозга берут на себя функции поврежденного, образуются новые связи, а имеющиеся слабые связи при этом укрепляются. Как мы уже говорили, у музыки есть уникальная способность стимулировать нейропластические изменения в мозге. Поэтому неудивительно, что именно инсульт тщательнее всего исследовали в контексте пользы, которую приносит музыка.
Отдельные пациенты, утратившие способность говорить, по-прежнему могут петь, имея текст песни перед глазами. Минимум двое из трех пациентов с инсультом произносят больше слов, когда поют, а не просто проговаривают текст.
Группа ученых в 2008 году опубликовалаисследование в авторитетном журнале Brain. Пациенты, которые слушали любимую музыку (предварительно отобрав композиции вместе с музыкальным терапевтом) один час в день в течение первых двух месяцев после инсульта, демонстрировали более серьезное улучшение таких когнитивных навыков, как вербальная память и фокусировка внимания, по сравнению с группой, где пациенты получали стандартное лечение, и еще с одной группой тех, кто слушал аудиокниги. Пациентов протестировали еще раз через шесть месяцев и обнаружили, что эффект сохранился. Эти примеры говорят сами за себя: значит, одно только прослушивание любимой музыки уже может помочь мозгу перестроиться и восстановиться во время периода реабилитации после инсульта.
Чуть позже исследовательская группа Мари Терваниеми из университета Хельсинки в 2008 году доказала, что прослушивание музыки после инсульта способствует увеличению коры головного мозга в лобных долях, в лимбической системе и в некоторых отделах базальных ганглиев. Изменения, которые хорошо видны на МРТ-снимках, коррелируют с улучшением вербальной памяти, внимания и языковых навыков (за которые отвечает фронтальная доля). В то же время изменения в лимбической системе (с работой которой связаны эмоции) коррелируют с уменьшением симптомов депрессии. Исходя из этого, можно утверждать, что музыка способствует нейропластическим изменениям, вызывающим у пациента улучшение когнитивных функций.
Системный обзор Cochrane 2017 года выявил, что для проблем в когнитивной сфере эффект от применения музыки в терапии после инсульта не доказан. Лишь с помощью новых работ ученые, возможно, смогут ответить на вопрос, можно ли доказать этот эффект с помощью качественных исследований.
Большинство исследователей сосредоточились на разных видах ритмической слуховой стимуляции (rhythmic auditory stimulation, RAS). Принцип данного метода заключается в том, чтобы скоординировать движения тела и музыкальный ритм. Ведь человеческое тело, как мы говорили ранее, почти автоматически начинает двигаться в такт ритмичной музыке (отстукивать ритм ногами, хлопать в ладоши, кивать, покачиваться и так далее). Именно это свойство данная методика и использует.
Ходьба. Многие исследования показали, что у пациентов, которые перенесли инсульт, а затем прошли терапию RAS (ритмической слуховой стимуляции), лучше темп, длина шага, перенос веса с пятки на носок и равновесие, чем у тех, кто получал курс обычной физиотерапии.
Работа рук. Основанные на музыке терапевтические методы также демонстрируют многообещающие результаты, касающиеся улучшения работы рук. Для лечения пациентов применяются различные музыкально-терапевтические техники – от RAS (ритмической слуховой стимуляции) до игры на инструменте пострадавшей рукой.
В 2016 году группа ученых распределила пациентов по группам случайным образом. Одну группу обучали игре на обычном фортепиано, а вторую – на фортепиано без звука. Группа, игравшая со звуком, показала значительно лучшие результаты во время проверки работы руки и кисти уже через четыре недели занятий. Это говорит о том, что музыка сама по себе является действенной частью этой терапии и важна не только тренировка пальцев во время нажатия на клавиши.
Музыка оказывает самый разный эффект – от роста мотивации до стимуляции системы поощрения в мозге и образования дофамина, который в свою очередь стимулирует нейропластичность и способствует нормализации моторной деятельности.
Относительно новая и многообещающая техника – так называемая музыкальная терапия с методом сонификации. Наиболее значительные движения, совершаемые пациентом во время данной терапии, превращаются в звуки. Мозг получает информацию о движениях посредством звуков (или музыки), тем самым компенсируя отсутствие проприоцептивной обратной связи (информации от сенсоров в суставах, сухожилиях, коже и мышцах). Постепенно мозг учится прислушиваться и понимать, как именно двигается рука или нога.
Как можно заметить в этой главе, музыка может являться надежным помощником при работе со сложнейшими физиологическими трудностями и буквально возвращать здоровую жизнь и настраивать организм к балансу.
Глава 6
Музыкальная терапия при дегенеративных заболеваниях
Как мы уже говорили, выполнение многих сложных задач протекает в нейронных сетях, охватывающих значительные участки мозга. Чем больше у сети элементов и связей, тем она сложнее и тем лучше сопротивляется воздействию дегенеративного заболевания. Проще говоря, сложная сеть лучше выдержит прекращение работы большого количества элементов и связей. Как мы выяснили ранее, благодаря музыке усложняется структура мозга и, вероятно, повышается его устойчивость к различным негативным явлениям. Следовательно, музыка способна противостоять болезни как минимум двумя способами: она улучшает состояние пациента, уменьшая дегенеративный эффект (и мозг поддерживает функциональный уровень в течение долгого времени), а кроме того, помогает человеку еще до начала болезни, если не предотвращая ее, то по крайней мере откладывая момент появления симптомов.
Вероятность развития дегенеративных заболеваний резко увеличивается с возрастом. Если получится отсрочить начало болезни в среднем хотя бы на несколько лет, то мы сэкономим немало социально-экономических ресурсов, да и сами пациенты тоже выиграют. И в этом нам может помочь музыка.
Команда ученых разделила 119 пожилых людей без деменции на две группы. Первая просто час в неделю занималась физкультурой с инструктором. У второй во время тренировок к тому же играла музыка. Через год обе группы лучше справлялись с тестами на когнитивные навыки, но у группы, которая занималась под музыку, эффект был более значительнее. Последующие наблюдения показали, что, судя по МРТ-снимкам, у представителей занимавшейся под музыку группы лучше сохранился объем мозга. Видимо, музыка сама по себе положительно влияет на когнитивные функции и сохранение объема мозга, в том числе у пожилых людей, даже если просто ее слушать. Однако нам не стоит торопиться с громкими выводами. Исследования не достаточны.
Что примечательно, во всех фазах деменции и музыкальность, и память на музыку сохраняются в хорошем состоянии. Есть множество примеров пациентов, у которых настолько серьезная форма деменции, что они не могут говорить, однако могут подпевать знакомым песням.
Многообещающие результаты продемонстрировало множество исследований с использованием музыкальной терапии через пение: у испытуемых улучшилась речь, уменьшились трудности с глотанием, повысилось общее качество жизни. Согласно выводам одного из них, пение отчасти возвращает пациентам то, что забрала болезнь. Кроме того, песенная терапия оказывает воздействие на ходьбу, а ритм пения способен заменить пациенту внешние подсказки.
В эксперименте с применением пения испытуемые занимались в группах по часу в неделю. В исследовании использовался ряд показателей для измерения голосовых параметров, шкала уровня депрессии и основанная на видеозаписях программа анализа мимики во время беседы и пения – до, во время и после исследования. Испытуемые действительно стали петь лучше. Кроме того, их речь стала четче, а мимика богаче (во время бесед и пения). Они также лучше справились с тестами, оценивающими коммуникативные навыки. Результаты оказались весьма многообещающими, а пациенты были столь довольны, что проявили желание продолжать.
В 2015 году вжурнале Brain было опубликовано исследование: сначала ученые с помощью функциональной МРТ исследовали группу здоровых молодых людей, чтобы понять, какие зоны мозга активируются у человека, который слушает знакомую музыку. Оказалось, это передняя поясная кора и вентральная передняя дополнительная моторная область. Затем ученые исследовали те же самые отделы мозга у людей с болезнью Альцгеймера. Что интересно, именно эти отделы мозга болезнь поразила меньше остальных (судя по степени атрофии головного мозга и количеству отложений белка). Поэтому можно предположить, что данная зона мозга является зоной влияния, через которую, при помощи музыки всё ещё можно воздействовать на болезнь.
Особо хочется подчеркнуть, что начать учиться музыке никогда не поздно – даже если в детстве вы ей не занимались. Исследование людей в возрасте от 65 до 80 лет, которые только в этом возрасте начали учиться играть на фортепиано, показало, что через шесть месяцев у них значительно улучшилась рабочая память, моторные навыки и темп восприятия.
Младенцы, как мы уже говорили, понимают музыку и реагируют на нее задолго до того, как начинают говорить и понимать значение слов. Что интересно, у больных деменцией развитие идет в обратном направлении, при этом музыка уходит последней. Другими словами, музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни. Это наша первая форма коммуникации – она же и последняя.
Глава 7
Выводы
Вышеприведенные данные о влиянии музыки на психические расстройства, физиологические отклонения и травмы, а также замедление старания показывают, насколько музыка важна в социализации и увеличении экономикии индекса счастья населения. Положительный эффект могут почувствовать буквально все, если силы государства, инвесторов, меценатов будут направлены на создания как можно больших условий для занятий музыкой для людей всех возрастов, особенно детей!
Необходимо уточнить, что наличие исследований по теме музыкальной терапии не гарантирует похожих результатов. Рассматривая большое количество проведенных экспериментов в разрезе времени, видны частые несоответствия результатов по одной и той же теме. Иногда, сравнивая между собой результаты исследований, СМИ «раскручивают» более масштабный. Однако уже становится понятно, что есть разделы, в которых влияние музыкальной терапии очевидное. Всё, что касается субстанции эмоций и чувств, остаётся гибким в своём влиянии из-за разницы опыта людей и разницы музыкального материала. То есть одна и та же композиция будет по-разному влиять на состояние человека, поэтому нам всем ещё предстоит разобрать тему возможной стандартизации или прийти к индивидуальному программированию музыкального материала под конкретного человека. Тогда речь может идти о возникновении новой профессии, связывающей музыкальное производство и психологию. В таком случае, с течением времени наберется необходимое количество индивидуальных примеров, начав вести учет закономерностей по которым, можно будет создать систему выявления и распределения музыкального материала по соответствующим терапевтическим разделам.
Прибегнув к нейрологической аналогии, можно сказать, что мы – не индивидуальные нейроны, но связи, которые они создали между собой, на основе нашего опыта. С музыкой всё так же: не изолированные биты информации, а их связь, приводит нас в места, где мы никогда не были раньше.
Подписаться на автора: