Найти тему

Священник - главный негодяй в романе Уилки Коллинза "Человек в черном".

ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВО.

Всегда ли это так? Особенно, если дело касается действий священнослужителя?

Приветствую всех!

Дочитала роман Коллинза "Человек в черном", известный также под названием "Черная ряса".

Этот роман не так силен, как более известные произведения автора - "Женщина в белом" и "Лунный камень", но тоже интересный и увлекательный.

В романе сюжет выстраивается вокруг большого наследства, имущества, принадлежавшего главному герою - Льюису Ромейну, главным образом вокруг старинного Ванджейского аббатства.

Когда-то там обитали монахи. Но во времена Генриха VIII монастырь и прилегающие к нему земли были конфискованы для мирских целей. И вот спустя несколько веков римско-католическая церковь в лице отца Бенвела вознамерилась вернуть себе некогда утерянные земли.

Методы, с помощью которых действует священник в романе, вызывают глубокое возмущение. Он нагло вторгается в частную жизнь героев, плетет свои интриги, изворачивается, вынюхивает то, что его совершенно не касается! И все это с неизменной улыбкой на лице и полной уверенностью в своей правоте. Как же! Он действует в высших интересах, интересах Рима!

Иезуитская пронырливость в купе с грандиозными планами поистине наполеоновских масштабов приводят к большим проблемам для героев.

Создается впечатление, что для этого мерзкого интригана нет ничего святого! Особенно возмутительны его попытки расстроить отношения между мужем и женой, отвратить мужа от своей семьи. Это вообще не укладывается в моей голове.

Методы отца Бенвела напоминают действия современных сектантов, промывающих мозги слабовольным людям, готовым отдать последнее ради какого-то мифического служения богу, "просветлению" и прочим бредням.

Главный герой - Ромейн - тоже не вызывает симпатии. Какой-то слабовольный нытик, подчиняющийся любому влиянию, не умеющий взять себя в руки, не способный нормально разобраться в собственных желаниях, чувствах, в тридцать лет все еще не могущий найти свое место в этой жизни.

Ладно бы его метания не затрагивали никого другого. Но нет. Они приносят несчастье близким. И это окончательно отвратило меня от Ромейна, хотя поначалу я была не столько категорично настроена и даже симпатизировала ему.

Непонятно, чем он мог привлечь героиню - Стеллу. Если только своей благообразной наружностью и хорошими манерами.

Думаю, Стелла из тех женщин, которых привлекают загадочные мужчины с таинственным прошлым. Им кажется, что своей любовью они могут залечить все их душевные раны и спасти. И как часто они ошибаются!

Сама же Стелла довольно цельная натура и при всей кажущейся хрупкости, имеет внутренний стержень. Она способна противостоять ударам судьбы, не впадая в истерику и принимая жизнь такой, какая она есть.

Если человек ее обидел, она прекращает с ним всяческие отношения и не требует ничего в качестве компенсации. Даже отказывается от нее. Она горда. Но при этом, если она понимает, что была в чем-то не права, и что нашлись доказательства невиновности перед ней другого, она способна признать свою неправоту. И она способна на прощение, если человек искренне раскаялся.

Приятное оживление в сюжет и череду персонажей романа вносит миссис Эйрекорт - мать Стеллы. Эта дама - "вечный двигатель", "женщина-бабочка", легко порхающая по жизни. Она ведет веселый образ жизни, стараясь как можно больше развлекаться, посещать различные увеселительные мероприятия, общаться с людьми. Т.е., она полная противоположность спокойной, рассудительной Стелле, не любящей общество и не желающей привлекать к себе ненужное ей внимание других людей.

Но за внешней легкомысленностью миссис Эйрекорт скрывается не такая уж глупая особа. Когда дело касается ее дочери, ее семьи, она способна на конкретные действия и не сидит сложа руки. Она пытается по своему защитить Стеллу, сделать ее более счастливой, исходя при этом из своего понимания счастья.

В общем, женщины в романе Коллинза, гораздо привлекательней мужской его половины.

-2

Хотя, конечно же, в романе есть и герои-мужчины, которые приятны читателю и способны на поступки.

Это богатый джентльмен по имени Бернард Уинтерфилд. По своему характеру он напоминает героя "Женщины в белом", художника Уолтера Хартрайта.

А также Артур Пенроз, молодой священник, вовлеченный в интриги отца Бенвела и с честью из них вышедший. Пенроз способен на самые искренние чувства и настоящую дружбу. Он готов жертвовать собой во имя веры. А не просто выслуживаться в кулуарах церкви ради карьерного роста, как это явно делает отец Бенвел, прикрываясь высокими целями.

Такие священники, как Артур Пенроз, вызывают уважение и восхищение.

В целом роман производит хорошее впечатление. Он легко читается, в сюжете присутствуют неожиданные повороты, разнообразные события. Действие не затянутое и затрагивает основные факты истории, останавливаясь более подробно только на самых важных деталях. Коллинз избегает многословных отступлений, не относящихся к делу.

Таким образом мы видим, что автор использует тот же прием, что и в "Женщине в белом", а именно включает в повествование отчеты героев, фрагменты переписок и дневников, заметки в газетах. Все это придает реальность описанному в книге. История становится словно бы исторически достоверной, подтвержденной документально.

Что еще могу сказать об этом романе?

В своем произведении Коллинз смог в очередной раз применить свои знания английского закона, которые он получил в юридическом лондонском колледже "Линкольнз Инн". Коллинз ни дня не был практикующим юристом, но свои знания он не раз применял в литературном творчестве.

Выбор же католического священника на роль отрицательного персонажа также, думаю, не случаен.

Отец Уилки Коллинза - художник-пейзажист Уильям Коллинз был глубоко религиозным человеком и хотел, чтобы его сыновья - Уилки и Чарльз стали такими же. Все их детство прошло в бесконечных моральных нотациях.

В итоге старший Коллинз добился прямо противоположного эффекта. Дети его выросли не просто равнодушными к религии, но и с неприязнью к религиозным правилам и догмам.

Если честно, я понимаю Уилки Коллинза. Смотря на историю церкви с ее бесконечными войнами, истреблением еретиков и "неверных", тех, кто думает не так, как хочет церковь и ее служители, с ее чрезмерным богатством и попранием тех истин, которые она же и проповедует, я также, как и английский писатель, не могу испытывать симпатии к религии.

Я просто не могу понять, почему до сих пор при всем прогрессе и развитии цивилизации, религиозные институты живут и процветают.

Единственная религия, которая меня хоть чем-то привлекает, это буддизм. Но и ту я воспринимаю скорее как философское течение и определенный образ жизни.

В этом отношении я схожа с Мэгги Клири - героиней романа Колин Маккалоу "Поющие в терновнике". Она также не понимала, как можно ее любовь променять на служение богу. И Ральф де Брикассар никогда не вызывал у меня симпатии. Я считала, что он просто продался, получив наследство, вовсе ему не полагающееся. И занимался всю жизнь утешением своих мужских амбиций и карьерой в лоне церкви.

-3

А что в итоге? Был он счастлив? Сомневаюсь. И сделал несчастной любимую женщину.

В этом отношении явно можно проследить параллели между романами Коллинза и Маккалоу.

Вот на такие размышления меня подтолкнул роман Уилки Коллинза.

Если вы любите английскую викторианскую литературу, в которой присутствуют интересный сюжет, яркие герои, вызывающие разные чувства, любовная история, немного тайны и мистики, то книга вам должна понравиться.

Отдельно хочу уточнить: мое отношение к религии только мое. Я уважаю чувства всех верующих и никоим образом не хотела их оскорбить. Также, как, уверена, и Уилки Коллинз)

Просто некоторые люди являются космополитами. И я принадлежу к таким. Мир гораздо интереснее, если смотреть на него более широко, чем в рамках одной религии или национальной принадлежности.

Вы можете со мной соглашаться, можете не соглашаться. Ваше право. Но должна предупредить: нелицеприятные высказывания, затрагивающие меня лично, мои мысли или личности и мысли моих адекватных и доброжелательных читателей, будут сразу отправляться в бан. Без ответа. Извините, но вот некоторые вещи считаю неуместными на своем канале.

Всем мира и добра!

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал!

С вами была ваша Джульетта.

#книжная полка джульетты #рецензияджульетты #книгоотзыв #отзыв на книгу #чтопочитать #уилки коллинз #английская классическая литература #английские писатели