Артем пытался что-то сказать, но губы не слушались. Кристина видела, как правая сторона тела Артема обмякла и он начал заваливаться на бок: «Инсульт», — сразу поняла девушка.
Всего два месяца прошло со дня рождения Артема. В сорок лет он решил начать новую жизнь без бешеной гонки. Восемнадцать лет после учебы пролетели в круговерти дел: планы, команда, совещания, карьерный рост, ненормированный рабочий день. Муниципальное управление оказалось не таким простым, каким представлялось в институте. Артем выделял время на спорт и встречи с друзьями, ездил в отпуск, но все равно было ощущение, что жизнь — это работа.
Болела голова. Пару раз даже мерил давление, но в делах сразу забывал об опасной цифре «180». К лету Артем решил остановиться: «Надо передохнуть, осмотреться, наладить жизнь». Уволился с работы, чтобы пару месяцев отдохнуть и перейти на другое место. Рядом была Кристина. Наконец они стали проводить больше времени вместе, а то из-за круговерти не было даже времени подумать об отношениях.
Рано утром 29 октября 2019 года, в День всемирной борьбы с инсультом, Артему стало плохо. Когда Кристина поняла, что это инсульт, в голове, как в тумане, всплыла подсказка: вызвать скорую, положить на бок, приподнять голову. Скорая приехала быстро, несмотря на то, что несчастье случилось на даче за городом. Артем уже был без сознания, и врачи предложили везти не в ближайшую больницу, а сразу в медицинский центр с хорошей практикой помощи при инсультах.
В центре Артему сразу сделали операцию: удалили гематому, которая образовалась при обширном кровоизлиянии в мозг. Первый месяц Артем был в коме. Дышал с помощью трахеостомы, специальной трубки для дыхания в горле, пищу вводили через гастростому — трубку для ввода питательных смесей в желудок. Прогнозов врачи не делали.
Перед Новым годом Артем вышел из комы, но находился в «вегетативном состоянии». Эти слова Кристина возненавидела. Многие пытливо спрашивали девушку: что она будет делать дальше? Продолжит ли поддерживать Артема? Ведь они не женаты, родственников, готовых за ним ухаживать, нет, а он в «вегетативном состоянии». Видно было, что так они проглатывают слово «овощ», уже готовое выскочить.
Такие утешения вызывали боль и злость. Кристина резко обрывала сочувствующих и возвращалась к Артему, чтобы снова и снова делать массаж и упражнения.
Кристина занимается разведением собак. Четвероногие научили ее, что любовь, терпение и дисциплина всегда дают результат, в любом деле. Артем не умер, вышел из комы, пережил сепсис и пневмонию, значит надо работать и делать то, что говорят врачи.
В марте 2020 года началась пандемия, и в клинике попросили забрать пациентов домой. Опыта ухода за лежачими больными у Кристины не было, и не было рядом никого, кто бы мог подсказать и помочь. За неделю Кристина перерыла весь интернет в поисках информации о похожих случаях. К выписке Артема из больницы она закупила лекарства, арендовала оборудование для лежачих больных, нашла сиделку. Началась домашняя работа.
Чтобы помочь Артему, перейдите по ссылке.
Врачи предупредили, что первые полгода после инсульта — решающие для реабилитации. Надо усиленно заниматься ЛФК, делать массаж, соблюдать режим. В один из дней занятий Кристина вдруг поняла, что Артем понимает обращенную речь.
«Подними руку, вот так, теперь согни», — проговаривала девушка и сама поднимала руку, сгибала. И вдруг Артем сделал это сам. На его лице не было эмоций, но это точно была реакция на слова. Поднял и согнул руку. Таких маленьких побед было много. Незаметные для окружающих, но такие важные для Кристины.
Даже на домашнюю реабилитацию после тяжелого инсульта нужны деньги. Чтобы закупить оборудование и расходники, Кристина продала почти всех собак из своего питомника. Оставила тех, с кем не смогла расстаться. Друзья Артема со временем помогали все реже и реже, потом пропали. Мама умерла, когда Артему было двадцать два года. Пенсия по инвалидности маленькая.
Девушка два года писала письма в реабилитационные центры, но везде получала отказ. Где-то говорили, что низкий реабилитационный потенциал, где-то запрашивали невероятные суммы. С трудом удалось попасть в «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» на семидневный курс. Там провели полное обследование, составили программу реабилитации и заверили, что потенциал для восстановления есть.
В конце прошлого года новая сиделка рассказала Кристине о центре «Реабилитация доктора Волковой». Кристина сразу написала Ирине Геннадьевне письмо. Договорились на встречу по видеосвязи. Доктор задавала вопросы, Артем головой отвечал на них. Просила повторить движения — Артем повторял, что мог. По итогам беседы Ирина Геннадьевна согласилась взять Артема на курс реабилитации. Сказала, что потенциал на восстановление двигательных и речевых функций очень хороший.
Чтобы отвезти Артема на реабилитацию, Кристина обратилась к нам с вами за помощью — больше не к кому.
Сейчас Артем может сидеть на кровати, в кресле, отвечать на вопросы с помощью кивка головы. Он даже играет в карты. «Логопед посоветовала играть в домино и карты — это тренирует мозг и моторику. Играем в дурака, пока в открытую, но играем и сдаваться не собираемся».
Давайте поможем Артему восстановиться!
Чтобы помочь Артему, перейдите по ссылке.