Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Античный красный: любовь, война и власть

Мы используем значения цвета в поседневной жизни постоянно - выбираем оттенки одежды, макияжа, украшений, авто, дизайна рабочего и домашнего пространства.

Определяют наш выбор интуитивно-культурные представления о том, как влияет тот или иной цвет на наше бытие.

Некоторые связывают значения палитры с "волшебным" феншуем. Другие думают, что цвета стоит подбирать в соответствии с знаком Зодиака. Третьи определяют смыслы в их связи с религиозными рекомендациями - христианскими, мусульманскими и др. боговдохновенными идеями. Иные обращаются к советам психологов, коучей и многообразных инфоцыган, пытаясь подложить под свой выбор "научные" факты о влиянии цвета на психику. Есть и группа людей, полагающих, что значения цвета и вовсе неважны, что акценты нужно расставлять исходя только из эстетики и субъективных представлений о прекрасном или безобразном.

Бредовые астрологические рекомендации по влиянию цвета. Составление таблиц астрологами не учитывало данные о звездах и небесных телах, которые мы имеем сейчас. Есть совсем забавные советы: купить очки с цветными стеклами и смотреть на мир час-два. Якобы тут-то жизнь и наладится.Гудвин в Изумрудном городе, видимо, что-то знал.
Бредовые астрологические рекомендации по влиянию цвета. Составление таблиц астрологами не учитывало данные о звездах и небесных телах, которые мы имеем сейчас. Есть совсем забавные советы: купить очки с цветными стеклами и смотреть на мир час-два. Якобы тут-то жизнь и наладится.Гудвин в Изумрудном городе, видимо, что-то знал.

На самом деле, мы все руководствуемся в отношениях с палитрой суммой культурных стереотипов, некоторые из которых появились тысячелетия назад, а некоторые - сегодня. Чтобы разобраться в шаблонах смыслов, мы заглянем в историю культуры и проанализируем источники и механизмы развития культурной палитры.

Начало истории цвета тут.

Черный в Индии и Египте, России, античности, Средних веках, Ренессансе, Новом времени, политике, искусстве, литературе, архитектуре, психологии тут.

Начало красного. Красный в Китае, Индии, Египте, России здесь.

Возьмемся в европейскую "колыбель" - античность - Крито-микенскую, греческую и римскую.

Исследователи античного мира средиземноморья долго находились в заблуждении, что греческая культура была малоцветной и монохромной. Да что там! Многие из нас и сейчас думают, что греки были людьми в белых туниках и плащах, и что жизнь их протекала среди белоснежных дворцов и храмов.

-3

Это ошибочное представление возникло у всех вследствие знакомства современной цивилизации с древними мраморными статуями, барельефами, горельефами, найденными во множестве при раскопках. За века цвет просто выцвел. А, на самом же деле, греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет, и правда, считался самым красивым и нарядным из-за технической сложности отбеливания.

-4

Цвет для античных людей был важной частью мироздания, которую (как и мир вообще) требвалось тщательно изучать. Поэтому к проблеме цвета, конечно, подошли античные философы.

Многие греческие и римские мыслители вплетали цвет в картину мира, связывали его с природными стихиями: Эмпедокл приписывал красному связь с огнем, Демокрит – считал основой всего телесного. С точки зрения философов цвет оицетворял единство космоса и человека (прямо как сейчас - в соответствии с открытиями астрофизиков).

-5

Философские размышления о палитре соотносились с представлениями о цвете в языческих религиях античности. Даже так - почти не отделялись от религиозных представлений. Долгое время - почти вплоть до Новейшего времени - философское и религиозное коррелировались.

Смыслы античной палитры были связаны с пантеоном высших сил - олимпийскими богами.

-6

Красный цвет соотносился с той частью Олимпа, которая отвечала за силы творения, жизненную энергию, плодородие и любовь.

В Греции красный был частью фаллического культа Приапа, а в древнем Риме – Вакха – бога виноградарства, а также Марса и его супруги – богини любви и красоты Венеры.

Приап
Приап
Снова Приап. Его мужская сила поддерживает плодородие. Очевидна символическая связь с Дионисом.
Снова Приап. Его мужская сила поддерживает плодородие. Очевидна символическая связь с Дионисом.
Абрахам Янсенс "Дионис и Афродита"
Абрахам Янсенс "Дионис и Афродита"
Алессандро Варотари "Марс и Венера"
Алессандро Варотари "Марс и Венера"

Агрессия и страсть, соединенные в красном цвете, как символы брачного союза богов любви и войны, являлись основой мировой гармонии.

Красный был включен в качестве визуализации божественных сил в разнообразные обряды и мистерии. Например, младенцам красили красным лицо или полностью все тело в ходе обрядов инициации (инициация - что-то вроде "получения культурного паспорта" - права быть членом общества).

-11

Также силу красного использовали в качестве защиты от враждебных духов или болезней, надевая красную ленту на руку (похоже на красную нить у иудеев с той же символикой оберега, а также на китайскую нить желаний).

-12

Для маркировки мужественности герою во время специального обряда (например, римского триумфа) разрешали после победы нанести на лицо этот цвет. Достойного даже купали в начале церемонии в крови жертвенного быка! Красного было неимоверно много для триумвиров.

-13

В античной некрокультуре существовал ритуал придачи силы духу умершего – на могиле совершалось жертвоприношение, стекающая красная кровь должна была дать энергию ушедшему в мир иной.

В повседневности смыслы и применение цветов строго регламентировались: существовали правила дизайна зданий, дресс-кода, украшений и пр.

Древнеримская камея из сердолика - брошь.
Древнеримская камея из сердолика - брошь.

Или, например, на Крите в дворцовой архитектуре сочный красный встречался в изобилии (интерьер, колонны Кносского дворца).

-15

Существовал даже повседневный магический «оборонительный» дизайн для бытовой утвари (красные тарелки, бокалы, вазы).

Жутко таинственный "кубок Ликурга" - стеклянный бокал IV в.до н.э. Меняет цвет с зеленого на красный в заисимости от угла падения света. Пример древнего применения нанотехнологий: в стекле мельчайшие частицы коллоидного золота и серебра. Обод и ножка - современный передел. На кубке изображена сцена гибели фракийского царя Ликурга: а не надо было оскорблять Диониса - задушен виноградными лозами.
Жутко таинственный "кубок Ликурга" - стеклянный бокал IV в.до н.э. Меняет цвет с зеленого на красный в заисимости от угла падения света. Пример древнего применения нанотехнологий: в стекле мельчайшие частицы коллоидного золота и серебра. Обод и ножка - современный передел. На кубке изображена сцена гибели фракийского царя Ликурга: а не надо было оскорблять Диониса - задушен виноградными лозами.

В театральной традиции Греции и Рима тоже активно пользовались символикой палитры – цвета указывали на эмоциональное состояние персонажа (красный – ярость и гнев).

-17

Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду.

-18

Гордая римская знать (мужчины) носила одежду разрешенных цветов – белую тогу с красной полосой (претекста).

-19

Для остальных существовали иные «приличные» положению цвета – бежевый, коричневый, серый.

-20

Императоры носили высший оттенок из красной линейки – пурпурный. Нерон даже законодательно запретил носить пурпур своим гражданам. По свидетельствам историков, он заставил раздеться женщину, пришедшую на представление в театр в пурпурном платье. До запретов Нерона пурпур носили цари, жрецы и консулы.

Человек, похожий на Нерона. Автора не знаю.
Человек, похожий на Нерона. Автора не знаю.

Кроме сложности получения пурпура (потом расскажу), его значимость определялась спецификой свойств: единением синего и красного, а значит, небесного и земного. Из-за дороговизны настоящего пигмента его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишаники и т. п. – «около красными» оттенками. То есть красный со временем стал выполнять близкую пурпурному регальную роль.

Кроме сюжетов творения, жизни, любви, власти и войны с красным связывался ряд косвенных контекстных линий, например «медицинская» значимость этого цвета. Для каждого недуга у врачей имелось свое лекарство, в состав которого или в способ применения обязательно входило что-то красное. Так, в «Естественной истории» Плиния старшего были даны следующие рекомендации:

«… в качестве средства от лихорадки носить с собой в красной тряпочке первые анемоны, которые показываются весной». Или, например, носить «навозного жука, завернутого в красную тряпочку» советовал в качестве лечения от лихорадки Александр из Траллеса. Во множественных медицинских трактатах упоминались и другие «красные» рекомендации: от ревматизма «прикладывать к больному месту красных улиток», от эпилепсии «как птицы малиновки, сок гранатовых яблок».

В период распада античное социокультурное пространство по-прежнему «уважало» красный – в Византии только императрица имела право носить обувь данного цвета, император писал красными чернилами и сидел на красном или пурпурном троне.

Византийская обувь
Византийская обувь
Базилевс
Базилевс

А далее - в эпоху Средних веков - началась христианизация цвета. Об этом следующий пост.